урок музыки с нац. региональным компонентом
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Шункова Наталья Александровна

Включение в уроки музыки национальные виды искусства очень важно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_uroka_shunkova.docx33.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки по теме «Богатырская тема в искусстве»

Составитель: Шункова Н.А., учитель музыки МАОУ СОШ № 19

Тип урока Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель: Умение прослеживать развитие богатырского образа в музыке и других искусствах.

Задачи:

1.Сформировать у учащихся представление об особенностях воплощения богатырского образа в музыке и изобразительном искусстве

2.Расширить знания о богатырях на примере музыки, ИЗО, литературы, скульптуры, кино, народного творчества в современном обществе, структурировать полученные знания

3.Воспитание патриотических чувств.

Результаты деятельности:

Личностные:

  • -осмысление взаимосвязи различных видов искусств;
  • -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • -развитие этического чувства гордости за свою Родину, свой народ, осознание своей этической и национальной принадлежности;
  • - знание культуры своего народа

Предметные:

  • -распознавать особенности музыкального образа;
  • -умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;
  • -развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;
  • - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности;

Метапредметные:

  • -регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
  • -коммуникативныепродолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
  • -познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства; осознавать роль искусства в жизни отдельного человека и общества; извлекать информацию и делать логические выводы; ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

Цели для ученика:

1.Познакомиться с творчеством композитора А. Бородина.

2.Познакомить с творчеством художника В.Васнецова,   А.Сахаровской, Ф.И. Балдаева, Ц.С. Сампилова.

3.Найти значение слов симфония, богатырь.

4.Создать образ богатыря через восприятие  различных произведений искусства.

Цели для учителя: исследовать, как разные искусства (музыка, литература, изобразительное искусство, кино, скульптура) по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление о русских богатырях

  • Предметные цели:
  • познакомить учащихся с музыкальным произведением А.П.Бородина «Симфония №2», картиной «Богатыри» В.Васнецова; «Гэсэр» А.Сахаровской, Ф.И. Балдаева, Ц.С. Сампилова,
  • совместно с учащимися сформулировать значение слов симфония, богатырь;
  • закрепить умение определять средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении,
  • Метапредметные цели:
  • развивать умение учащихся давать аргументированные ответы, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • формировать эмоциональную отзывчивость и личностное отношение.
  • Личностные цели:
  • воспитывать уважительное отношение к русской музыкальной культуре, к произведениям искусства-композиторов, художников.
  •  формировать представление о героическом прошлом русского народа, Истории Руси; О творчестве Бурятских художников и народного эпоса.
  • расширять словарный запас

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Содержание урока

УУД

1.Мобилизирующий этап.             Настрой на урок.

 

 

1 мин

Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

Проверьте готовность к уроку.

- Добрый. Добрый день!

 

Проверяют.

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний

 

6 мин

Итак, мы продолжаем тему года…

 Слайд 1

 -А скажите, с какими видами искусства может взаимодействовать музыка?

Слайд 2

 Хорошо. А как вы думаете, можем ли мы увидеть музыку?

 Как?

 -Как это можно назвать другими словами?

 А как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

 Но ведь образов много, а вот о каком конкретно образе речь пойдет на уроке вам нужно определить самостоятельно, прослушав музыкальное произведение.

  Во время слушания попытайтесь определить эмоционально – образное содержание музыки и записать их в тетрадь

Слайд 3

Называют тему «Взаимосвязь музыки с различными видами искусства».

 Изобразительное искусство, литература, кино, театр

Да

 Когда мы слушаем музыкальное произведение, мы что - то представляем.

Образ

 

Связь образов с разными видами искусства 

Слушают произведение 

 

 

 Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Звучит 

Симфония №2 «Богатырская»

 А.Бородина

Коммуникативное                (осваивают диалоговую форму общения)

 

3.Целеполагание.

Постановка учебной цели, темы урока

8 мин

    После восприятия выдерживается небольшая пауза.

Обсуждение музыкального произведения в форме диалога (учитель контролирует ответы обучающихся, следит, чтобы дети не перебивали друг друга, выслушивали мнения и ответы других).

О чем данное музыкальное произведение?

Какие чувства вызвало у вас это произведение?

О каких событиях идет речь?

Почему вы так решили?

Какие образы возникают?

Как бы вы назвали это произведение?

Почему произведение одно, а названия у вас получились разные?

Я рада, что вы так тонко почувствовали музыку, поняли, о чем хотел нам с вами рассказать композитор.

Как, по-вашему, будет звучать тема урока?

Слайд 4

Верно. А произведение, которое прозвучало, написал композитор

А. Бородин. Это симфония № 2, которая тоже называется «Богатырская»

Слайд 5,

 

Какой вид искусства ближе всего к нашей теме?

 

Какую картину мы вспоминаем при слушании данного произведения? Назовите русских богатырей, изображенных на картине.

Слайд 6,7

 Кто знает, как звали бурятского богатыря? Какое искусство нам помогает представить образ Гэсэра? Как называется бурятский эпос?

Слайд 8,9,10,11,12.

Что общего в образе богатырей?

А сейчас вы попытаетесь сформулировать цели нашего урока.

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, включаются в диалоговое общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют тему:

«Богатырские образы в искусстве»

 

 

 

 

 

Живопись

 

 

В. Васнецов «Богатыри»

 Называют имена богатырей

 

Гэсэр, Улигеры, (вписывают в словарь), предполагаемые ответы

Предполагаемые ответы

Определяют и формулируют цели:

 1.Познакомиться с творчеством А.Бородина

2.Найти значение слов симфония, богатырь

3.Создать образ богатыря через восприятие различных произведений искусства

 

 

4.Самостоятельная работа

 

5 мин

Из каких источников информации вы можете узнать ответы на поставленные вопросы?

В течение всего урока предлагается дополнять словарь новыми понятиями.

 

Учебники, дополнительная литература. Интернет.

 Изучают материал в парах.

Заполняют словарь по мере знакомства с новыми понятиями.

 

 

3 мин

А теперь, предлагаю отдохнуть

Слайд 14

Физкультминутка

5.Первичное закрепление.

Рефлексия деятельности

 

 

7 мин

После самостоятельного изучения обучающимся предлагаются вопросы по изученной теме.

 Вернемся к нашим целям.

Все ли они достигнуты?

Почему?

Вспомните тему нашего урока.

 Слайд 15

-В каких еще видах искусства мы встречаемся с богатырской темой?

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Былина об Илье Муромце»

 Слайд 16

-После просмотренного музыкального фрагмента предлагает детям вспомнить музыкальный инструмент, под который исполнялась былина.

 Слайд 17

На слайде показать памятник скульптуры Илье Муромцу в г. Муроме

Слайд 18

 -О каких видах искусства мы упомянули на уроке?

Мы конечно не можем на уроке проследить за всеми видами искусства.

И в качестве домашнего задания, вам нужно будет самостоятельно найти, примеры богатырского образа в различных видах  искусства

Отвечают на вопросы, выслушивают ответы друг друга, не

перебивая.

Не совсем.

Не все виды искусства затронули.

 «Богатырская тема в искусстве»

 

В народном творчестве, поэзии, театре, музыке, живописи, кино.

 

Былина (вписывают в словарь)

 

 

Называют инструмент –гусли(словарь)

 

 

 

 

Музыка, живопись, кино, литература, скульптура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеофрагмент «Былина об Илье Муромце»

 

Памятник скульптура Илье Муромцу в г. Муроме

 

6.Вокально – хоровая работа

7 мин

А сейчас мы перейдем к вокально – хоровой работе.

 

Распевание.

 

Исполняет «Песню о сказке» Сергея и Татьяны Никитиных.

 Рабочая тетрадь

 

 

 

  Распевание, дыхательные упражнения.

 Слушают песню, определяют её эмоционально – образное содержание.

 Разучивают, исполняют песню под аккомпанемент фортепиано, затем под фонограмму минус.

 

 

 

 

 

 

 

«Песня о сказке» Сергея и Татьяны Никитиных

 

7.Рефлексия.

2 мин

Итак, наш урок заканчивается.

Вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.

 Вернемся к нашему словарику и попробуем его оценить (обменяться с соседом по парте и оценить правильность ответов)

А сейчас мы с вами попробуем показать образ богатырей исполняя фрагмент песни.

 Слайд19

 

 

  

 

 Исполняют песню с движениями.

 

 

 

 

 Звучит фрагмент песни муз. А.Пахмктовой,  сл. Н.Добронравова  «Богарырская наша сила»

 

8.Домашнее задание.

1 мин.

Найти примеры богатырского образа в разных видах искусств. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока англ. яз. по региональному компоненту

Разработка урока в 7классе о проблемах окружающей среды Кемеровской области.В разработке использованы различные технологии, методы и современные средства обучения....

Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)

В данной  работе  преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...

урок географии 8 класс (региональный компонент) "Святые источники села Голубея"

урок географии 8 класс (региональный компонент) "Святые источники села Голубея"...

Творческие задания на уроках «Риторики» с учетом регионального компонента, методическая статья

Цель учителя на занятиях  риторики – пробудить  в детских сердцах любовь к звучащему слову, воспитать умение грамотно выражать свои мысли, чувства и переживания....

Урок литературы с использованием регионального компонента.

Урок литературы с использованием регионального компонента.  Знакомство с поэмой А. Кошманова "Казачья вольница"...

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...

Методические рекомендации по теме "Создание эффективных практик по развитию функциональной грамотности на уроках математики (с учетом регионального компонента)"

Многие учащиеся сталкиваются с определенными трудностями при изучении математики. Одной из основных причин сложностей при формировании функциональной грамотности на уроках математики является недостат...