Урок литературы с использованием регионального компонента.
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы с использованием регионального компонента. Знакомство с поэмой А. Кошманова "Казачья вольница"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка с презентацией | 112.5 КБ |
2_prezentatsiya_kazachya_letopis.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ: Лагутнинская средняя общеобразовательная казачья школа Волгодонского района Ростовской области
Литература. Урок-исследование
с использованием информационных технологий в 7 классе
Тема: Создание «Казачьей летописи» на основе поэмы Александра Кошманова «Казачья вольница».
Учитель русского языка и литературы
Борисова Галина Алексеевна
Урок-исследование с использованием информационных технологий в 7 классе.
Предмет: литература.
Тема: Создание «Казачьей летописи» на основе поэмы Александра Кошманова «Казачья вольница».
Цель: на основе поэмы Александра Кошманова «Казачья вольница» «написать» летопись об истории и культуре донского казачества.
Задачи:
- Обучающая: научить школьников на основе уже имеющихся знаний и опыта выбирать и обрабатывать материал литературных произведений, содержащих исторические сведения;
- Развивающая: развивать умение творчески подходить к изучению литературных произведений; развивать умение правильно и точно выражать собственное мнение; способствовать обогащению словарного запаса школьников.
Научить создавать коллективные творческие проекты.
- Воспитывающая: расширять знания о родном крае;
Прививать любовь и бережное отношение к малой родине.
Межпредметные связи: история России, история донского края; русский язык.
Ведущие технологии: технология создания творческого проекта, технология работы в группах.
Предварительная работа:
- знакомство с поэмой А. Кошманова «Казачья вольница»;
- самостоятельная работа по группам по отбору материала для «летописи»:
1 группа: отобрать материал на основе исторических данных.
2группа: отобрать материал, содержащий описание казачьих традиций, быта)
План урока.
- Введение.
- Подготовительная работа.
- Работа над первой частью.
- Работа над второй частью.
- Заключительный этап.
- Введение.
Учитель. Ребята, недавно мы с вами познакомились с поэмой Александра Кошманова «Казачья вольница». Эту книгу нашей школе подарил сам автор. После прочтения мы решили провести исследование и создать летопись, которая будет построена на материале поэмы.
( Просмотр презентации, где обозначена тема, цель, задачи и желаемый результат)
2.Подготовительная работа.( 2-3 минуты)
Учитель. Задача каждой группы: распределить очерёдность выбранных отрывков.
3.Работа над первой частью.
Учитель. Мы с вами говорили о том, что получившаяся книга может выглядеть, как обычная книга, а может быть и электронной. Руслан и я попытались создать примерный вид летописи, которая «родится» сегодня на нашем уроке. Мы воспользовались уже знакомой нам поэмой, которую читает сам автор.
Просмотр водеоролика.
Учитель. Сейчас каждая группа представит свои материалы и пояснения к ним. Если у группы слушателей будут возникать вопросы, то рассказчик должен на них ответить. Поэма построена в форме диалога автора со своим дедом Терентием, автором максимально сохранена живая разговорная речь героя поэмы – носителя народного казачьего говора, поэтому каждый по возможности должен сохранить колорит речи деда Терентия. Итак, удачи!
(Каждый участник группы представляет свой отрывок, даёт комментарии и отвечает на вопросы, если они будут возникать).
1 группа. Задание: отобрать материал на основе исторических данных.
1 группа: отобрать материал на основе исторических данных.
Донская степь живёт своей судьбой – Скорее не судьбой, а горькою судьбиной, Прочерченною временем веков через года былинных поколений когда-то вольных гордых казаков. Здесь чужеземных нету! Их не могло тут быть! Чужак не приживался в Диком поле… Царь, чтоб казачество размыть, Сюда прислал, на это поле, Две с половиной тысячи крестьян с Московии – (деды мине гутарили, Им на словах передавали их деды)- Не дюже густо тут осталось, Их же не принял Тихий Дон! Они поразбежались, кто куды,- Тут жизнь суровая была… 3. Зарубкой памяти лежат курганы, Подчёркнутые пахотой полей… Видишь бугор? Народ его зовёт «Степашкин»… А почему «Степашкин»? Отвечаю! Там Разин думу думал… …Как бы спасти народ?... Гляди туда, где профиль проходил… А в старину, что по науке говорят, Товар по нём возили. Дорога пролегала Малым Волокам, На Индию она вела… Бугор тот помнит караваны, Дюже полные добра.» (затронуто 2 темы: 1 – здесь пролегал торговый путь; 2 – тема восстания Степана Разина) 4. Степана Тимофеича предали и казнили, Скажу тебе, в Москве его четвертовали… 5. Кого интересует миг истории, Тот знает – существует факт: После пленения Степана Разина Спасались бегством казаки И уходили кто куда, - Истерзанные, Но с гордою поднятой головою! 6. Было время, когда казаки разделились на «красных» и «белых», Пошли друг против друга. Вот деды вспоминают: «А помнишь, кумашок, Как вы бежали, обгоняя зайцев, По тонкому ледку? А мы на конях догоняем вас да шашечкой, да шашечкой! – Сикём вас голопузых, красноштанных… Давай обнимемся с тобою, хуторец! Чего теперь делить? То, что с тобою мы делили, односум,- О том щас дюже плачет и горюет Тихий Дон! А этот, как его? Ты, глянь, пришёл на ум: Яшка Бранштейн! – Щи как его зовут, может напутал? Так числился в миру, навроде… А большинство его узнали Под фамилией Свердлов… Он дюже жёстко расправлялся с казаками! …Сколько невинной крови пролил, Сгубил казачество под корень! Ведь знал, что делать с вольными людьми! Повырывал с землёй всё воспитанье, Традиции седых дедов убрал! 7. Ведь сколько полегло в тайге! Да и не только там, в лесах дремучих, Тут, на родной донской земле, Был пущен мор на казаков. 8. Мой дед Гришака В конце 20-х не принял душой камбеду,- значится, колхозу… Дедок-то был богатенький, Запасы были, и начали тянуть его… Он ночью – прыг на жеребца! Простился с куренём, Саблю на бок приетовал,.. И на Болгария пошёл… 9. Другой мой дед – Логвин Кузьмич,- Он на Амуре город строил… Не по своей нужде, а по чужой. Когда вернулся через 10 лет… Запомни «Десятка» - это в те года Для казаков, как трафаретный символ: Чего не так сказал, Иль колоски с поля припёр, Чтобы семья жизнь дальше потянула И не загнулася от голода… | 2группа: отобрать материал, содержащий описание казачьих традиций, быта. 1. Лирическое вступление - символ степи - орёл Степной курганник оторвался от бугра, поднялся ввысь, Махнув крылами, поручкался с ветром И вот – словил поток… Едва приметной точкой Летит в прозрачной тишине, Плывёт над вольницей казачьей… 2. Селился каждый как ему хотелось. Вот приглядел кусок земли казак – скидай рубаху, бери топор И воздвигай курень! 2.2.Курень казацкий не запирался на замки, Всегда открыта дверь: Хоть в поздний час, хоть рано утром. 2.3.Стояли куреня шилёванные, Все были чисто выбелены – Такая красота! 3.А в каждом курене – 4 сына, 3 дочки, Внуки, правнуки… По восемь-десять человек в семье, А было и поболе! 4. Третий петух будил их на заре. 5. От бабки от своей повествование слыхал, Как уходила замуж со двора. Вначале в церкви повенчали… Гуляет вся станица! А на столах – чего там только нету: Столешник ломится от края и до края! Умеют на Дону готовить и набирать столы – Тут ни прибавить, ни отнять. 6. Молодая жена рассказывает своим родителям, как ей живётся в чужом доме: «Относятся ко мне тут хорошо… По вас, мои родные, дюже не скучаю. Одно не нравится мине: Четвертый день с карвати спозаранку подымусь – И никого уж нет… Умоюсь, а личико и ручки вытираю полотенцем влажным! Как ноне помню, с вечеров Цепляла утиральник на сучок – Она была сухая!... Понял?! – К чему я речь веду: Жалели, потому что молодая! 7. Они же, казаки, рыбачить ездили, Спускаясь по теченью, Знаешь куда? Под Таганрог, в залив! 8. Казачки ждали, занавеску отдвигали, Из окошка выглядали, И верность бабы берегли. Им было чем заняться… 9. Чуть выше, вдоль бугров, тянулися кастырские сады… Раньше сушилось, квасилось, Мочилось в дубовых бочках, Узвар варили – Все это в человеке энергию его хранило! Казачка все умела мастерить, Не пропадало ничего! 10. А если ты – казак, чего сидишь? Иди, почисти Тихий Дон! Он же мелеет с каждым годом, зарастая вязкой тиной. 11. лирич.отступ Цветы и травы стороны донской! Нет слов, чтоб выразить восторг! Тот, кто хоть раз пройдется пешки по степи, - запомнит на всю жизнь её слегка пьянящий аромат! Потом похвастает друзьям: «Я был в степи, я там видал такое!!!» Степное разноцветье – восьмое чудо света… (Как люди пользовались травами) …Гляди, как дед людей лечил! Зайдет в курень, Достанет трубку слуховую, По телу с нею пробежит, Помнет больную, Чуть-чуть мозгой раскинет, Заварит травочки степной. Повынимает с сумки корешков, В железной ступке потолчет, Что-то пошепчет, В красном углу поклон положит, И по степи спешит к другим болезненным… Тебе скажу я так: После его визитов вставали многие 12. Деды сбирались вместе в кучу И играли в лёпку – это старинная казачья игра. 13. Я помню у деда моего горою – Тома, обтянутые кожей, Лежали на столе… А кожей не простой – телячьей, Защёлки отщелкнули и читали эти книги. Они чего-то там черкали на листочках, Может чего-то добавляли… Но всё сгорело! В войну фашисты всё пожгли. 14. Всё это давность времени – Сгорело всё на языке! Ведь ничего не записали! Всё некогда, спешили, понадеялись на память… Жаль, старых нет – Они бы много рассказали!
15. Заключение. На берегах седого Дона рождалось то, что летописью мы зовём. И, если умудримся затерять, Никто нас не простит, А совесть будет горше , чем полынь, Терзать наш ум на том и этом свете! |
- Работа над второй частью. (проводится аналогично)
2группа. Задание: отобрать материал, содержащий описание казачьих традиций, быта.
- Заключительный этап.
Учитель. Каждая группа собирает свои страницы. Результат – получили книгу-летопись. А Руслан соберёт эту летопись в электронном варианте. На каждый кадр нужно поместить слова одной страницы.
Ребята, мы с вами получили первую коллективную книгу. Каждый из вас вложил частичку себя в эту книгу. Позвольте и мне внести одну страничку, которая может послужить введением к нашему совместному проекту: « Данная книга создана учащимися 7 класса Лагутнинской средней общеобразовательной казачьей школы совместно с учителем литературы, которым не безразлична история и культура своего родного донского края. Мы благодарим автора поэмы «Казачья вольница» Александра Кошманова за интереснейшее произведение и идею».
Ребята, довольны ли вы результатом?
- Домашнее задание.
Написать отзыв о произведении А. Кошманова «Казачья вольница».
В заключение хотелось бы всех поблагодарить за работу. Желаю не останавливаться на достигнутом!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: на основе поэмы Александра Кошманова «Казачья вольница» «написать» летопись об истории и культуре донского казачества. Задачи: 1) проанализировать и обосновать выбор отрывков; 2) украсить «летопись» лирическими отступлениями; 3) собрать материал в единое целое. Предварительная работа: знакомство с поэмой А. Кошманова «Казачья вольница»; самостоятельная работа по группам по отбору материала для «летописи»; 1 группа: отобрать материал на основе исторических данных. 2группа: отобрать материал, содержащий описание казачьих традиций, быта. Конечный результат – получение коллективного проекта «Казачья летопись».
Донская степь живёт своей судьбой – Скорее не судьбой, а горькою судьбиной, Прочерченною временем веков через года былинных поколений когда-то вольных гордых казаков.
Здесь чужеземных нету! Их не могло тут быть! Чужак не приживался в Диком поле… Царь, чтоб казачество размыть, Сюда прислал, на это поле, Две с половиной тысячи крестьян с Московии – (деды мине гутарили , Им на словах передавали их деды)- Не дюже густо тут осталось, Их же не принял Тихий Дон! Они поразбежались, кто куды ,- Тут жизнь суровая была…
Зарубкой памяти лежат курганы, Подчёркнутые пахотой полей… Видишь бугор? Народ его зовёт «Степашкин»… А почему «Степашкин»? Отвечаю! Там Разин думу думал… …Как бы спасти народ?... Гляди туда, где профиль проходил… А в старину, что по науке говорят, Товар по нём возили. Дорога пролегала Малым Волокам, На Индию она вела… Бугор тот помнит караваны Дюже полные добра.
Кого интересует миг истории, Тот знает – существует факт: После пленения Степана Разина Спасались бегством казаки И уходили кто куда, - Истерзанные, Но с гордою поднятой головою!
Было время, когда казаки разделились на «красных» и «белых», Пошли друг против друга. Вот деды вспоминают: «А помнишь, кумашок , Как вы бежали, обгоняя зайцев, По тонкому ледку? А мы на конях догоняем вас да шашечкой, да шашечкой! – Сикём вас голопузых, красноштанных … Давай обнимемся с тобою, хуторец ! Чего теперь делить? То, что с тобою мы делили, односум ,- О том щас дюже плачет и горюет Тихий Дон!
Селился каждый как ему хотелось. Вот приглядел кусок земли казак – скидай рубаху, бери топор И воздвигай курень!
А если ты – казак, чего сидишь? Иди, почисти Тихий Дон! Он же мелеет с каждым годом, зарастая вязкой тиной.
Цветы и травы стороны донской! Нет слов, чтоб выразить восторг! Тот, кто хоть раз пройдется пешки по степи, - запомнит на всю жизнь её слегка пьянящий аромат! Потом похвастает друзьям: «Я был в степи, я там видал такое!!!» Степное разноцветье – восьмое чудо света…
На берегах седого Дона рождалось то, что летописью мы зовём. И, если умудримся затерять, Никто нас не простит, А совесть будет горше , чем полынь , Терзать наш ум на том и этом свете!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование регионального компонента на уроках немецкого языка
Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе. В работе использована раб...
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы
Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...
Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)
В данной работе преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...
Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .
Из опыта работы "Использование регионального компонента на уроках литературы"...
Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента
В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать все...
Статья "Отдельные аспекты использования регионального компонента в преподавании литературы обучающимся"
Материалы подготовлены для участия в НПК "Чивилихинские чтения"-2021.Работа подготовлена мною в соавторстве с коллегой преподавателем Букиной Надеждой Владимировной....
Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе
Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...