урок географии 8 класс (региональный компонент) "Святые источники села Голубея"
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему
урок географии 8 класс (региональный компонент) "Святые источники села Голубея"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_8_klass_svyatye_istochniki_sela_golubeya_.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка серии уроков по теме
«Святые источники села Голубея»
Автор: Чернякова Елена Викторовна,
учитель географии МБОУ Дубровской №2 СОШ
Дубровка 2015
Тема: СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ СЕЛА ГОЛУБЕЯ
Класс:8
Продолжительность: 3 академических часа
Тип урока: урок решения проектных задач
Основные виды деятельности: проектная и исследовательская
Форма работы: групповая
Оборудование: лабораторное оборудование: химические стаканы, пробирки, мерные цилиндры, лакмусовая бумага, солемер, листы белой бумаги, лист с текстом 12 шрифта, фотоаппарат, спутниковая карта села Голубея Дубровского района и его окрестностей
Планируемые результаты:
Личностные:
- сформированность учебно-познавательного интереса к изучению родного края, собственных мировоззренческих позиций, способность к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, понимание и принятие правил работы на занятии;
Метапредметные:
Познавательные УУД
- находить достоверные сведения в источниках информации, анализировать и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения, преобразовывать информацию из одной формы в другую, выполнять учебно-информационные проекты
Регулятивные УУД
- уметь определять цель в процессе учебной деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели;
Коммуникативные УУД
- организовывать работу в группе, излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позиции другого, корректировать свое мнение под действием контраргументов, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
Личностные УУД
- Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать и проявлять себя гражданином России, своей малой родины
Предметные:
- понимать особенности климата внутренних вод Дубровского района; давать характеристику водных объектов; читать спутниковую карту и обозначать на ней географические объекты, оценивать качество воды в источнике; создать информационный проект о Святых источниках села Голубея.
Варианты проведения:
- экскурсия с выездом на объект исследования (возможен при наличии транспорта в дополнительное время)
- аудиторный урок, предполагает предварительный выезд на источники для взятия проб воды
Проект уроков
Этап №1 | Подготовительный этап. Этап планирования. Начало этапа исследования. Изучение литературных источников |
Этап №2 | Продолжение исследования. Составление паспорта родников |
Этап №3 | Оформление проектной работы. Изготовление проектного продукта - презентации Представление проектов. Рефлексия. |
КОНСТРУКТ УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Виды деятельности учащихся | Продукт (результат) | ||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||||
I.Организаци-онный момент | Проверяет готовность учащихся Создает эмоциональный настрой на изучение темы Русский народ всегда с благоговением относился к воде и видел в ней источник огромной духовной силы. Русский исследователь-этнограф С. В. Максимов в работе «Вода царица» пишет, что «еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали такое значение водной стихии. Это подтверждает и мифология всех стран и всех народов, и позднейшие философские системы древних, которые, при всей их наивности, все-таки успели установить один незыблемый принцип: как без огня нет культуры, так без воды нет и не может быть жизни». В нашем Дубровском крае с давних времен сохранилось особое благоговейное отношение к некоторым родникам. Самый известный Святой родник Дубровского района находится в окрестностях села Алешня. В последнее время посещение этого источника входит в маршрут брянских туристических агентств | Эмоционально настраиваются на эффективную работу | Приветствуют учителя, слушают и воспринимают речь учителя | Готовят свое рабочее место, проверяют оборудование | |||
II. Ценностно-мотиваци-онный этап. | - Задает проблемный вопрос: таких особо почитаемых источников в Дубровском районе еще два. И расположены они в старинном селе Голубея. Что это за источники, что вы о них знаете? К сожалению, достоверной информации об источниках Святой Троицы и 12 апостолов нет даже в районной библиотеке. Поэтому я предлагаю вам провести самостоятельные исследования и оформить информационные буклеты о святых источниках села Голубея. Корректирует тему и цели урока. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Решают проблемную ситуацию | Строят речевые высказывания | Формулируют тему и цели урока | Запись учащимися темы урока в тетради | ||
III Ориентаци-онный этап. | Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом, формирует группы, организует планирование. -Вспомните план описания родника? - Какие методы надо использовать? - Какие приборы вам понадобятся? - Какие источники информации будете использовать? | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | Исследуют условия учебной задачи Осуществляют планирование, прогнозирование (предвосхищение результата) | План паспорта источника (приложение 1) | ||
IV Поисково-деятельност-ный этап. 1. История святых источников | Организует работу в группах с различными источниками информации:
Представление итогов работы. | Анализируют, выбирают, структурируют информацию. Составляют сообщение | Работают в группах: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Представляют результат работы группы | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Осуществляют самоконтроль деятельности | Краткое описание истории святых источников (приложение 2) | ||
2. Описание источников на местности или по картам и пробам воды (урок №2) | Организует работу в группах по составлению паспортов источников Святой Троицы и 12 апостолов. Контролирует работу учащихся в группе | Проводят коллективное исследование, строят логические рассуждения, умозаключения и делают выводы; приобретают новые знания о природных водах Дубровского района, заполняют паспорт источников | Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Готовят отчет о своем исследовании | Осуществляют самоконтроль деятельности и результатов в соответствии с целями | Заполненный учащимся паспорт источников (приложение 3) | ||
3.Стадия осмысления (урок №3) | Организует объединение результатов работы в группах, разрабатывая собственный информационно-туристический продукт | Осмысливают информацию создают собственную информацию и представляют в соответствии с учебными задачами: формляют информационный проект | Организуют совместную деятельность, | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Информационно-туристический проект-презентация (приложение 4) | ||
V. Представление мини-проектов | Формирует мотивацию к восприятию информации | Представляют информационный проект; развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | Выступают перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении. Воспринимают ответы товарищей | Контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | |||
VI.Итог урока Саморефлек-сия | Стимулирует учащихся дать анализ и оценку успешности достижения цели, оценку своей работы Диалоговое общение (методика незаконченное предложение: сегодня я узнал, что …, мне больше всего понравилось…, я достиг (не достиг) цели, потому что…) | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений. | Рефлексия своих знаний Самооценка достигнутых целей |
Приложение 1
Паспорт родника
- Название источника
- Населенный пункт
- Место нахождения родника.
- Элемент рельефа
- Характер почв.
- Характер вытекания воды (вытекает спокойно, бурлит, бьет струйками, фонтанирует и т. д.)
- Участие источника в питании ручья, реки, озера.
- Расстояние источника от уреза реки
- Растительность вблизи родника
- Температура воды.
- Дебит источника.
- Оценка качества воды источника
- Состояние источника
- Хозяйственное использование источника
Источник Святой Троицы
Источник расположен на правом коренном склоне реки Десны в семидесяти метрах к северовостоку от храма Пресвятой Троицы. Как говорят старожилы, начало берет он прямо под церковью, поэтому и почитается как целебный, и название получил по названию храма.
Вода в нем в летнюю жару очень холодная, а зимой кажется почти теплой. В 1960 году местный житель Василий Никитин возил родниковую воду на анализ в Брянск, были получены документы, подтвердившие ее хорошее качество.
По собственному руслу ключевая вода течет в озеро, расположенное выше уровня Десны. Вода в озере никогда не пересыхала, благодаря постоянной ключевой подпитке.
В 2008 году начались работы по очистке и благоустройству озера. Родник тоже облагородили, очистили и сделали к нему удобный подход. У родника построена красивая часовня, обустроена купель. Для приходящих поставили кружку, и каждый может испить целебной «голубеевской» водицы. По желобу кристально чистые струи льются в купель и каждого паломника «окатывают» сверху, а не «обжигают» при погружении, как обычно. Самые закаленные, с Божьей помощью, могут и постоять под ледяными родниковыми струями, что бьют сверху водопадом. Получается целебный душ, из-под которого быстро не уйдешь. Не захочется.
На праздник Богоявления – Крещение Господне – жители Дубровки и соседних районов приезжают на источник набрать воды и окунуться в купели.
Об источнике Святой Троицы есть свои замечательные истории …При ехали мужички из Дубровки колодец рыть, чтобы сень над ним поставить. Рыли, переговаривались и как бы между прочим крепкое словцо подпускали. И ушла вода. «Закрылся» источник, словесной скверны не потерпел. Долго ли коротко ли, но приехал в Голубею мальчик к бабушке на лето. Подошел к отцу Николаю, что в то время служил в храме Пресвятой Троицы: благословите, мол, воду поискать. И нашел! Как это у него получилось, история умалчивает.
В октябре 1941 года источник помог продержаться до подхода подкрепления солдатам 279 дивизии 50-й армии, которые окопались за церковью в Голубе, сдерживая натиск врага.
Источник Двенадцати Апостолов
Источник Двенадцати Апостолов расположен в километре к юго-западу от храма села Голубея, на дне балки.
В этом удивительном месте 12 родников, пробившихся по кустистым оврагам, перед впадением в Десну сливаются в один полноводный ручей.
С чем же идут сюда люди? Что целебного, как утверждают знатоки, в водах обыкновенного, казалось бы, ключа? И откуда название – Двенадцати Апостолов? Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к Библии.
Было у Иисуса Христа 12 верных апостолов, которые в последствии, исполнившись благодати Божьей после земной смерти своего учителя, проповедовали его учение во всех землях, стали основателями Церквей земных. Не все пришли к Иисусу одновременно. Первыми пошли за Ним Симеон, впоследствии названный Петром и брат его Андрей, покровитель Руси, прозванный Первозванным. Позднее к ним присоединились Фома и Матфей, Иаков Заведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Иаков Алфеев и Фаддей, Симон Канонит и …Иуда Искариот. Последний, как известно, предал своего учителя и, раскаявшись, повесился. А апостолом стал Павел, бывший гонитель, а потом истовый проповедник веры Христовой.
Наши предки, конечно же, хорошо знали Святое Писание, и поэтому иногда события библейские увязывали с чисто земными, придавая им религиозный смысл. Так в окрестностях села Голубея, несколько ручейков из родников, пробившихся по кустистым оврагам, сливаясь, образовали ручейки, которые вырывались на просторы и образовали большой ручей. И, может быть, так и остались бы они безымянными, если бы не число их, которых оказалось ровно 12. Кому первому пришла в голову мысль назвать эти источники в честь 12 Апостолов, история не сохранила. Но десятки, а может быть, сотни лет приходят прихожане и паломники к месту слияния двух последних ручейков набрать кристально чистой воды, считающееся целебной, окропить себя благодатной влагой, отдохнуть в тени и прохладе.
Жители села всегда заботились о своих святынях. Василий Григорьевич Зернин взял шефство над источником. Летом косил траву, зимой снег убирал, расчищая к нему дорогу. А потом вместе со священником Свято-Троицкого храма отцом Николаем (ныне, к сожалению, покойным) решили обустроить благословенное место. С материалом помогли спонсоры – уроженцы Голубеи Сергей Большунов и Николай Прохоренко.
В 2006-м над источником установили беседки и деревянный крест, повесили вышитое полотенце, в топких местах навели мостики, оборудовали купель согласно христианским канонам. 13 июля, в день Собора Двенадцати Апостолов, совершили Божественную литургию в храме и крестный ход к месту слияния источников.
С тех пор церковная служба в этот день проходит здесь ежегодно. Приезжает очень много народу из Дубровского. Жуковского районов, Брянска, Рославльского района Смоленщины. В 2007 году это место посетил тогдашний епископ Брянский и Севский Феофилакт.
Оценка качества воды в источниках
В соответствии с Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.1.4.550-96 «Питьевая вода» под определением питьевая вода высокого качества понимается:
- питьевая вода с отвечающая органолептическими показателями — прозрачная, без запаха и с приятным вкусом;
- питьевая вода с рН = 7—7,5 и жесткостью не выше 7 ммоль/л;
- питьевая вода, в которой общее количество растворенных минералов не более 1 г/л;
- питьевая вода, в которой опасные химические примеси либо составляют десятые-сотые доли их ПДК, или абсолютно отсутствуют
- питьевая вода, в которой абсолютно нет болезнетворных бактерий и вирусов.
Определение прозрачности воды.
Для оценки прозрачности используйте следующие характеристики:
- Прозрачная вода;
- Слабо «опалесцирующая» вода (от слова «опал» - молочно-белый минерал с радужным оттенком, здесь имеется в виду именно этот отлив);
- Слабо мутная;
- Мутная;
- Очень мутная.
Определение цвета воды
Налейте около 100 мл испытуемой воды в колбу белого стекла и определите окраску воды, просматривая ее на белом фоне. Мутную воду перед рассмотрением цвета следует отфильтровать. Вода может быть бурой, светло-коричневой, желтой, светло-желтой, зеленоватой, бесцветной.
Определение характера и интенсивности запаха.
Характер и интенсивность запаха воды определяют следующими испытаниями:
а) ощущение воспринимаемого запаха только что набранной воды при температуре окружающей среды (землистый, хлорный, бензиновый и т. д.);
б) определение запаха при нагревании до 20оС (воду нагревают в круглодонной колбе на спиртовой или газовой горелке). Для этого отбирается 100 мл воды в колбу, которую закрывают пробкой. После нагревания содержимое колбы перемешивают вращательными движениями, частично открывая пробку и определяют интенсивность запаха исходя из таблиц.
Таблица 1.
Характер запаха | Примерный род запаха |
Ароматический | Огуречный, цветочный |
Болотный | Илистый, тинистый |
Гнилостный | Фекальный, сточной воды |
Древесный | Мокрой щепы, глинистый |
Землистый | Прелый, свежевспаханной земли |
Плесневый | Затхлый, застойный |
Рыбный | Рыбы, рыбьего жира |
Сероводородный | Тухлых яиц |
Травянистый | Скошенной травы, сена |
неопределенный | Не подходящий под предыдущие определения |
Таблица 2.
Шкала интенсивности запаха
Балл | Показатель |
0 | Нет запаха |
1 | Очень слабый (обычно не замечается) |
2 | Слабый (обнаруживается потребителем, если на него обратить внимание последнего) |
3 | Заметный (легко замечаемый) |
4 | Отчетливый (обращающий на себя внимание) |
5 | Очень сильный (делает воду непригодной для питья) |
В питьевой воде при температуре 20о С допустимо наличие запаха не более 2 баллов.
Определение вкуса питьевой воды.
Вкус определяют при температуре 20о С. Воду набирают в рот маленькими порциями, не проглатывают. Сила вкуса и привкуса выражается в баллах:
0 баллов – отсутствие привкуса;
1 балл – очень слабый;
2 балла – слабый;
3 балла – заметный;
4 балла – отчетливый;
5 баллов – очень сильный.
Вкус различают соленый, горький, кислый, сладкий; привкус: щелочной, железистый, хлорный, вяжущий и пр. Сила привкуса при температуре 20о С недолжна превышать 2 балла.
Определение показателя рН.
Вода остается пригодной для питья, если рН соответствует 6,5 – 7,5.
рН можно определить с помощью универсальной индикаторной бумаги, которая изменяет окраску в зависимости от рН раствора.
Дополнительные исследования:
- Есть ли осадок после суточного отстаивания воды в трехлитровой банке? Какой осадок: хлопьевидный слизистый, хлопьевидный желтовато-коричневый, плотный белый, плотный бурый, сероватый, песок, глина, растительные остатки?
- Образуется ли накипь или рыхлый осадок после кипячения воды? Каков цвет накипи?
Наличие осадка может говорить о попадании загрязненных вод. Наличие накипи свидетельствует о повышенной жесткости воды (повышенном содержании солей кальция и магния). Бурый или желтый цвет накипи - об увеличении количества растворенного железа и его окислов.
- Измерение общего солесодержания в воде с помощью EC/TDS Гидротестера COM-80.
Результаты исследования приведены в таблице.
Параметры | Вода источника Двенадцати Апостолов | Вода источника Святой Троицы | Водопроводная вода |
Прозрачность | Прозрачная | Прозрачная | Прозрачная |
Цвет | Бесцветная | Бесцветная | Бесцветная |
Запах | 0 баллов | 0 баллов | 0 баллов |
Вкус | 1 балл землистый | 0 баллов | 2 балла железистый |
рН | 7,0 | 6,5 | 6,5 |
Общее солесодержание | 257 мг/л | 319 мг/л | 199 мг/л |
Наличие осадка после суточного отстаивания | отсутствует | отсутствует | отсутствует |
Смывание мыла | быстро | быстро | быстро |
Наличие и цвет накипи | Мало, белого цвета | Мало, белого цвета | Много, бурого цвета |
Вывод: вода из источников соответствует (СанПиН) 2.1.4.550-96 «Питьевая вода» по органолептическим показателям, рН и общему солесодержанию.
По сравнению с водопроводной водой имеет больше растворенных минеральных солей и меньше растворенного железа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"
Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...
Урок по географии 6 класс "Вулканы, гейзеры, горячие источники"
Урок географии в 6 классе "Вулканы,гейзеры, горячие источники"....
Урок по реализации регионального содержания в образовании Интегрированный урок по географии и физике «Путешествие на метеостанцию «М-2 Сура». 7 класс.
Урок с применением регионального компонента....
Урок географии в 6 классе по теме: "Вулканы, горячие источники, гейзеры"
Урок разработан по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Материал может пригодится для проведения окрытого урока....
Урок мастер-класс по географии «Современные рельефообразующие процессы Белгородской области на примере рельефа ПТК села Палатово"
Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Педагогическая технология обучения: приёмы технологии интерактивного обучения в проектной ...
Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"
В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...
К вопросу о первом упоминании в источниках села Углянец.
Краткая статья об истории появления села Углянец....