"Пальчиковые игры" Сборник упражнений для занятий с детьми на музыкальных занятиях
учебно-методическое пособие по музыке по теме

Семенова Ольга Алексеевна

В сборник собраны игры, помогающие в освоении ритма, в работе над развитием дыхания, вокальных навыков, дикции, а так же упражнений, направленные на развитие мышечной активности и раскрепощение рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx35.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

         Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                             дополнительного образования детей

                               «Детская школа искусств №14»

                                          г. Березовский

           

                     Пальчиковые игры

  сборник упражнений для занятий с детьми               младшего возраста на музыкальных занятиях

                                                                                   Выполнила: преподаватель

                                                                                   музыкально-теоретических  

                                                                                   дисциплин

                                                                                   Семенова Ольга Алексеевна

                                                      г. Березовский

                                                        2012

       

       Пальчиковые игры в настоящее время завоевали большую популярность у родителей и педагогов. Это не случайно, так как они способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений пальцев, согласованности работы пальцев и речи.      

        Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству.

        По одной из систем восточной рефлексотерапии кисть руки соответствует голове, а пальцы – головному мозгу. Активный массаж пальцев и ладони, их движения, возникающие при пальчиковых играх, способствуют снятию усталости, улучшению кровообращения, повышения работоспособности, а в конечном итоге – улучшению здоровья и повышения интеллекта.

         Для детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах особенно нужны ловкие, чуткие, внимательные руки, гибкие и сильные пальцы. При этом каждый палец должен, выполняя то или иное упражнение двигаться совершенно самостоятельно.

         На уроках музыки, хора, вокала пальчиковые игры можно использовать как:

  1. Упражнения, снимающие усталость;
  2. Упражнения, активизирующие внимание и процесс запоминания;
  3. Стимуляторы фантазии и творческого воображения;
  4. Упражнения, помогающие овладеть различными видами вокальной техники (увеличение выдоха, пение legato, staccato, беглости голоса, в освоении фальцетного регистра, расширении диапазона, развитие дикции);
  5. Упражнения, помогающие плохо интонирующим детям найти нужную высоту;
  6. Упражнения, развивающие беглость пальцев, развивающие мышечную активность.

        Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей  и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

              Игры, помогающие в освоении ритма

«Барабанщики»                 

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на фортепиано.

                  Твои пальчики-барабанщики,

                  Там-там-там!

                  Тук-тук-тук!

                  Раздается звонкий стук.

«Птичка»                             

Поставить правую руку локтем на кисть левой руки. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка

клюет зернышки.

                  На ладонь посадим птичку,

                  Кормим милую синичку.

                  Птичка зернышки клюет,

                  Деткам песенку поет:

                  «Тень, тень, потетень,

                  Я летаю целый день».

                  Ждут синичку пять птенцов –

                  Голосистых молодцов.

                  Детки в гнездышке сидят

                  И, конечно, есть хотят. 

«Гвозди»                             

Одна рука – «молоток» (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука – гвозди, стоит на коленях или столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены. «Молоток» стучит по «гвоздям» - по очереди по каждому пальцу.

                  Бом, бом, бом, бом,

                  По гвоздям бьем молотком.

                  Гвозди не вбиваются,

                  Только загибаются.

Пальцы «гвозди» согнуты, пальцы другой руки – клещи. Смыкаются в кольцо (1-2, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и вырывают «гвозди».

Поочередно тянем пальцы другой руки, выпремляя их.

                     Значит, клещи надо взять,

                  Будем гвозди вырывать.

                  Я тянул, тянул, тянул,

                  Все я гвозди разогнул. 

«Тук-тук-тук»                       

 Ритмическая импровизация

                  Тук-тук, тук-тук-тук,

                  Что за странный перестук?

                  Это пальчики стучат,

                  Поиграть они хотят

                  С (имя ребенка).

                  В прятки пальчики играются: поднять и растопырить все пальцы

                  Открываются: соединив пальцы, опустить и спрятать в кулачок.

                  Закрываются.

«Прыг-скок».                    

На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и  наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.

                  Наши пальцы на ладошке

                  Пусть попрыгают немножко:

                  Прыг-прыг-прыг.

                  Наши пальцы на ладошке

                  Пусть потопают немножко.

«Два козлика»                    

 На обеих ручках прижимаем большими пальцами  средние и безымянные.

                  Как-то раз к кому-то в гости

                  Шёл козлёнок через мостик,

   Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

                  А навстречу шёл другой,

                  Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

                  Два рогатых глупых братца

                  Стали на мосту бодаться,

                  Не желая уступить

                  И другого пропустить.

                  Долго козлики сражались,

                  Разбегались и толкались.

                  Вот с разбега лбами - бух! на слово "бух" - хлопаем в ладоши.

                  И с моста в водичку - плюх!

               Игры, помогающие в работе над дыханием

«Заводные машинки»            

Пальцы рук сцеплены в замок (не сцеплены только большие пальцы), превращаясь в заводные машины. Ведущий «заводит» машины тремя

поворотами ключа. Вдох – и машины трогаются с  места, со звуком «ж-ж-ж». Большие пальцы начинают крутится вокруг друг друга, все быстрее

и быстрее (пока не кончится дыхание). Тренирует длительный плавный выдох.

«Шарик»                                

Пальцы обеих рук собраны в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них – пальцы принимают форму шара. Выдох –

шарик сдулся и пальчики принимают исходное положение. Варианты выдоха – через букву «ф», «с». 

                 Надуваем быстро шарик.

                 Он становится большой.

                 Вдруг шар лопнул,

                 Воздух вышел -

                 Стал он тонкий и худой.

«Цветок»                                

Ладони сомкнуты и чуть округлы – бутон цветка. Детям предлагается глубоко втянуть его аромат. При этом губы мягко сомкнуты, а крылья носа раздуты, поток воздуха проходит высоко, до лба. Игра направлена на выработку ощущения «высокого вдоха». Эта же игра может быть

использована для снятия  мышечного напряжения при пении в высокой    

тесситуре. Утром восходит солнце, лепестки цветка начинают медленно раскрываться (пальцы расходятся в стороны), трепещут от ветерка. Вечером

цветок начинает закрывать лепестки и засыпает. Каждый раз можно представлять себя новым цветком.

                     Наши красные цветки

                     Расправляют лепестки.

                     Ветерок чуть дышит,

                     Лепестки колышет.

                     

                     Наши красные цветки

                     Закрывают лепестки.

                     Головой качают,

                     Тихо засыпают.

«Берёза моя, берёзонька»        

                     Берёза моя кудрявая (руки вверх, вдох)

                     Стоишь ты, берёзонька (опустить руки, выдох)

                     Посреди долинушки (подъём рук, вдох)

                     На тебе, берёзонька (опустить руки, выдох)

                     Листья зелёные (подъём рук, вдох)

                     Под тобой, берёзонька (опустить руки, выдох)

                     Трава шёлковая (подъём рук, вдох)

                     Вокруг тебя, берёзонька (опустить руки,  длительный выдох)  

                     Девицы красные

                     Венки вьют, плетут.

«Рыбка»                                

Ладонь – голова, пальцы – хвост. Хвост плавно изгибается, рыбка плывет. Пока звучит пение – рыбка плывет, как музыка заканчивается – рыбка уплыла. Игра помогает освоить штрих legato, увеличить фонационный выдох.

      Упражнения, помогающие в развитии дикции

«Комар»                          

                  Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальцем вокруг уха)

                  Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальцем вокруг носа)

                  Летит комар, на лоб - оп (пальцем дотрагиваемся до лба)

                  А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

                  И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

                  Отпустим комара? Отпустим! подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку:

                  Топ-топ-топ.

«Листья»                        

                 Листья жёлтые летят и под ножками шуршат. (Руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)

                 Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вши (шаркаем ладонью об ладонь)

                 Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

                 Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ногами)

                 Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

                 Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (указательные пальцы шаркают друг об друга).

«Пчёлы»                        

                Вот улей, (показываем кулачек)

                Здесь живут пчелы.

                Вот они показались из домика (поочередно отгибаем пальчики)

                Одна, две, три, четыре, пять!

                З-з-з-з-з-з….

«Гонки»                        

 Пальцы превращаются в маленькие ножки и бегают по раскрытой ладони вперед и назад сопровождаясь при этом скороговоркой:

                Ехал Грека через реку,

                Видит Грека – в реке рак.

                Сунул Грека руку в реку,

                Рак за руку Грека хвать.

                Игра помогает не только в развитии дикции, но беглости голоса.

       Упражнения на развитие вокальных навыков

 «Вертолет»                         

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

                Вверх взлетает вертолет,

                Будь внимательным, пилот!

                Вертолет, лети, лети,

                Лопасти быстрей крути.

Игра для плохо интонирующих детей.

«Лесенка»                            

 Ноготь большого пальца левой руки ложиться на подушечку большого пальца правой руки – готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложиться кончик указательного правого пальца, на него – указательный левый – ещё две ступеньки готовы. Кто сможет построить лесенку быстрее всех? Игра может быть использована при пении поступенных распевок, отрывков песен, помогает в развитии беглости голоса.

«Кошка выпускает коготки»          

Поджать подушечки пальцев и прошипеть, как рассерженная кошка: «ш-ш-ш». Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы, тоненько промяукнув как довольная киска: «Мяу!». Игра помогает плохо интонирующим детям.

«Самолет»                      

 Указательный, средний и безымянный пальцы плотно сжаты, большой и мизинец отставлены в стороны – это крылья. Самолёт взлетает ввысь к облакам, затем резко падает вниз. Вместе с ним «летит» голос ребенка на звук «у».

«Курочка»                        

 Упражнение исполняется одновременно с пением песенки.

            Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)

            А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

            Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

            Лапками гребите (загребаем ручками),

            Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

            Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)

            Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).

  Упражнения, направленные на развитие мышечной  

                      активности и раскрепощение рук.

«Сердитый ёжик»              

Пальцы рук переплетаются между собой и торчат как колючки ёжика. Ёжик сердится на нас и пугает – «пф, пф, пф».

            Шел по лесу хмурый ежик.

            Не жалел коротких ножек.

            Нес детишкам он грибочки.

            Растерял их возле кочки.

            Игра развивает мышечную активность.

«Уточка»                            

 Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

            На волнах качаясь,

            Уточка плывет.

            То нырнет, то вынырнет –

            Лапками гребет.

 Упражнение помогает в раскрепощении рук, в освоении кантилены.

«Сороконожки»               

Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегают» по предплечью, затем по плечу другой руки и скрепляются в замок на затылке.

            Две сороконожки бежали по дорожке,

            Всё бежали и бежали,

            Всё друг дружку догоняли.

            Как друг дружечку догнали,

            Так друг дружечку обняли.

            Так друг дружечку обняли,

            Что едва мы их разняли.

«Змейка»                            

Одна рука – «змея». Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".

            Посмотрите-ка, друзья,

            У меня живёт змея!

            Медленно вращаем кистью руки.

            По дивану, по коврам

            Может ползать тут и там.

Выполняем рукой медленные волнообразные движения. «Змея» ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом

постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).

            Хоть и нет у змейки ножек,

            Очень быстро по дорожке,

            Широко открыв свой рот

            За лягушками ползёт.

Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).

            Нет у этой змейки глаз

            И поймала в этот раз

            Не лягушек, не стрекоз (волнообразные движения рукой).

            А ребёночка за нос. ("Змея" хватает за нос партнёра по игре.)

«Гроза»                               

            Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

            Пауков перепугали (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

            Дождик застучал сильней (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

            Птички скрылись средь ветвей.(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать   пальцами, сжатыми вместе).

            Дождь полил как из ведра,(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

            Разбежалась детвора.(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты  к ладони).

            В небе молния сверкает,(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

            Гром все небо разрывает (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

            А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

            Вновь посмотрит нам в оконце!

«Перчатка»                            

            Весёлая мышка перчатку нашла, (раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.                                                    

             Гнездо в ней устроив,(складываем ладоши "ковшом"

             Мышат позвала. (сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

             Им корочку хлеба дала покусать, (кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

             Погладила (отшлёпала) всех (большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные)

             И отправила спать. (ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

«Зайцы»                       

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

               Десять серых зайцев

               Дремали под кустом,

               И двое вдруг сказали:

               «Вон человек с ружьём»

               Двое закричали:

               «Давайте убежим!»,

                Двое прошептали

               «Давайте помолчим!»,

                Двое предложили:

                «Мы спрячемся в кустах!”

                А двое вдруг спросили:

                «Он может сделать “Бах”?»

                “Бах” - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши) 

                Нажав ружья курок,

                И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)

                Пустились наутёк.(роняем руки на колени)

                     Список используемой литературы:

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов – М.:АСТ: Астрель.2008. – 61.

  1.  Галянт, И.Г. Орфей. Пальчиковые игры для развития детского творчества [Текст] / И.Г. Галянт. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 1999. - 22с.

  1. Галянт, И.Г. Пальчиковые игры [Текст] / И.Г. Галянт // Дошкольное воспитание.-М., 2003, №1.- С.50-53.

  1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Просвещение, 1979.

  1. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: КРИСТАЛЛ. – 336.

  1. Шорохова И.В. Пальчиковые игры на занятиях хора.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные занятия с детьми раннего возраста глазами психолога.

Рассматриваются основные психологические законы детства, позволяющие активно и всесторонне развивать малышей посредством музыки....

http://music-mydream.com/Обоснование необходимости и пользы регулярных музыкальных занятий с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками.

Обоснование необходимости и пользы регулярных музыкальных занятий с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками.«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.»В. С...

Курсовая работа Тема: «Использование психологических игр и упражнений во внеурочной деятельности педагога. Система практических занятий с детьми для развития межличностных отношений в коллективе»

Данная работа помогает воспитателю с помощью игры давать подросткам новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. В разработке дается подро...

Формирование и использование элементов ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы: В наше время прерогативой является сохранение здоровья ребенка и поэтому  актуальность темы  очевидна. Она направлена  на решение вопросов музыкального и физическ...

музыкальные шумовые инструменты для использования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

что такое шумовые музыкальные инструменты, использование их на музыкальных занятиях , цели и задачи....

«Особенности организации групповых музыкальных занятий с детьми с аутизмом на базе Дневного детско-подросткового стационара»

В статье  освещены особенности организации музыкальных занятий с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра....

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР...