Программа для детей с УО по музыке 5-8 классы 8 вид
рабочая программа по музыке (5, 6, 7, 8 класс)
Прграмма по музыке для детей с ОВЗ. 5-8 класс УО. В программе пояснительная записка, содержание материала на каждый класс, материал и оборудование к урокам, тематическое планирование.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Масляногорская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Масляногорская СОШ
___________ /Корнилова Н.Н.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Пение и ритмика»
для обучающихся 5-8 классов ОВЗ
вариант 2
Разработчик:
Виноградова Ольга Владимировна
Масляногорск 2020г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Пение и ритмика» составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
За основу рабочей программы «Пение и ритмика» взята программа для 5 – 8 классов учащихся коррекционной школы VIII вида под ред. доктора педагогических наук В. В. Воронковой, в которой музыка представлена разработками И. В. Евтушенко (М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012).
В школьном учебном плане на изучение предмета «Пение и ритмика» в 5-8 классе отводится по 34 часа на каждый год (1 час в неделю).
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы. Является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственным учащимся специальных учреждений.
Преподавание ритмики в специальном коррекционном классе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развитиях, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения ритмике и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.
Раздел «Пение» включает в произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – это основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определёнными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным аспектом является создание благоприятных условий для восприятия музыки, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Музыкально-ритмические движения» содержит элементарный минимум знаний о ритмике и ритмическом движении.
При разучивании ритмических движений, в процессе урока учитель в живой форме показывает элементы движений под музыку , используя при этом яркие примеры звучания и видеозаписи музыки различных стилей, особенности творчества различных композиторов и исполнителей.
В ходе планирования продуманы перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своём репертуаре, включать в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки проводятся в специально оборудованном музыкальном кабинете.
Оценка по предмету «Ритмика и пение» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально- слуховых представлений, практических умений и навыков, накоплений первичных знании о музыке. Поводом для отрицательной оценки не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых высказываний.
Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
- дети могут слушать произведение;
- беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- пропевать главную тему произведения голосом;
- выполнять индивидуальные задания творческого характера – рисунки на тему произведения, рассказы о музыке;
- исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
- включать её звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.
- Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира , классическим и современным наследием;
- эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий.
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются:
- принцип увлеченности;
- принцип триединства деятельности композитора –исполнителя –слушателя;
- принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности;
- принцип диалога культур.
В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция –развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи;
- коррекция диалогической речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности , него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
- Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ и индивидуальный подход.
- Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
- Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
- Использование многократных указаний, упражнений.
- Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
- Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
3. Место предмета в учебном плане
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). На изучение предмета «Ритмика и пение» отводится в 5 классе 34 часа (1 час в неделю); в 6 классе 34 часа (1 час в неделю); в 7 классе 34 часа (1 час в неделю); в 8 классе 34 часа (1 час 1 в неделю).
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, только дифференцированный подход в обучении.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программа определяет содержание предмета и учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
- Личностные, предметные результаты
освоения учебного предмета
Изучение курса «Ритмика и пение» обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Ритмика и пение»:
-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно–исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного к окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, , самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти, слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-целостного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-
пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении курса «Пение и ритмика»
Учащиеся должны знать:
-музыкальные инструменты и их звучание (барабан, треугольник);
-характер и содержание музыкальных произведений;
-различать песню, танец, марш.
-названия выученных песен;
-произведения по мелодии
Учащиеся должны уметь:
-петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
-выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
-одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу
-петь без напряжения, плавно.
- Содержание учебного предмета
Программа по «Пению и ритмике» включает следующие разделы:
- «Пение»
- «Слушание музыки»
- «Музыкально-ритмические движения»
Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, который должен быть доступным для пения и понимания детьми. Мелодии песен должны быть простыми, а содержание текста ясным, конкретным, с незначительным объёмом слов. Репертуар песен должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных её частей.
Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения «распевания» на попевках и лёгких песнях. Программой предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения так и без него.
В содержании каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Учащиеся слушают и эмоционально реагируют на музыку различного характера, с помощью учителя объясняют услышанное.
В программе содержание не распределяется по годам обучения. Предполагается, что учитель музыки будет самостоятельно осуществлять отбор содержания обучения с учетом психофизических особенностей и возможностей учеников.
В программу также включены музыкально-ритмические упражнения. С их помощью осуществляется коррекция двигательных недостатков учащихся. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развивается эмоционально-волевая сфера учащихся: они ставятся в такие условия, когда должны проявить активность, инициативу, находчивость.
Пение
-совершенствовать и закреплять навыки певческого дыхания на более сложном песенном репертуаре;
-уметь использовать знакомые песни с различными эмоциональными оттенками (бодро, торжественно, ласково, протяжно);
-совершенствовать навык ясной и четкой артикуляции слов в песнях подвижного характера;
-закреплять умение использовать песни самостоятельно от начала до конца.
Слушание музыки
-расширять представление о музыке и музыкальных образах, по возможности высказываться о характере музыки;
-знакомить с патриотическими песнями (узнавать по мелодии);
-песня о Родине, о Российской Армии; песни о космосе;
-тема мира и труда в песнях советских композиторов.
Музыкально-ритмические движения:
-ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах;
-пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движений;
-учить отмечать в движении несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами;
-выполнять хлопки в различном ритме;
-учить танцевальные движения.
Музыкальный материал для пения
«Осень» - муз. Парцхаладзе, сл. Л. Некрасовой.
«И вновь продолжается бой» - муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.
«Вместе весело шагать» - муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.
«Бьют барабаны» - муз. Л. Шварц, сл. Я. Акима.
«По долинам и по взгорьям» - мелодия И. Атурова, сл. С. Алымова.
«Новогодняя полька» - муз. Т. Попатенко, сл. Г. Ладонщикова.
«Зимний праздник» - муз. М. Раухвергера, сл. Н. Саконской.
«Елка» - муз. М. Раухвергера, сл. О. Высоцкой.
«Бравые солдаты» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
«Дружат дети всей земли» - муз. Д. Львова-Комнанейца, сл. В. Викторова.
«Соловейко» - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко.
«День Победы» - муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Музыкальный материал для слушание музыки
«Нас много на шаре земном» - муз. А. Александрова.
«Мир нужен всем» - муз. В. Мурадели.
«Птичий дом» - муз. Д. Кабалевского.
«Вальс» - муз. Д. Кабалевского.
«Родина слышит» - муз. Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского.
«С чего начинается Родина?» - муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
«Баллада о солдате» - муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.
«Песня мира» - муз. Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского.
«Пройдут года» - муз. В. Захарова, сл. М. Исаковского.
«Улетаем на луну» - муз. В. Витлина.
«Пограничники» - муз. В. Витлина.
Музыкальный материал для движения под музыку
«Бездомный заяц» - муз. английская народная песня.
«Заданная поза» - (игра) муз. Л. Шварца.
«Танец вокруг елки» - муз. В. Курочкина.
«Цветные флажки» - муз. Ю. Чичкова.
«Вертушки» - муз. Е. Туманян.
«Ловишки» - хорватская народная мелодия.
«Придумки» - муз. В. Свирского.
«Салют» (танец) – муз. Т. Ломовой.
«Школьный вальс» - муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высоцкой.
«Плетень» - русская народная мелодия.
«Голубчик» - муз. В Герчик, слова народные.
«С чем будем играть?» - муз. Л. Шульгина.
«Покажи ладошки» - латвийская народная полька.
6. Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Мониторинг знаний |
1 | Пение | 11 | На начала года и конец года (бальная система) |
2 | Слушание музыки | 11 | |
3 | Музыкально-ритмические движения | 12 | |
Итого: | 34 |
6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Мониторинг знаний |
1 | Пение | 11 | На начала года и конец года (бальная система) |
2 | Слушание музыки | 11 | |
3 | Музыкально-ритмические движения | 12 | |
Итого: | 34 |
7 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Мониторинг знаний |
1 | Пение | 11 | На начала года и конец года (бальная система) |
2 | Слушание музыки | 11 | |
3 | Музыкально-ритмические движения | 12 | |
Итого: | 34 |
8 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Мониторинг знаний |
1 | Пение | 11 | На начала года и конец года (бальная система) |
2 | Слушание музыки | 11 | |
3 | Музыкально-ритмические движения | 12 | |
Итого: | 34 |
- Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение:
Хрестоматии с нотным материалом, Музыкальная энциклопедия, Энциклопедический словарь юного музыканта.
Таблицы: средства музыкальной выразительности, виды искусства, музыка и театр, группы музыкальных инструментов.
Портреты композиторов.
Методическое пособие с электронным приложением «Уроки музыки» 1-8 классы, автор – составитель Л.В.Золина И., «Глобус» 2009.
Музыкальный центр, микрофоны, детские музыкальные инструменты: металлофоны, маракасы, кастаньеты, барабаны, дудочки, деревянные ложки, бубны, треугольник. Видео материал по ритмическим упражнениям.
Используемая литература
Абдуллин Э. Теория и практика музыкального общения в общеобразовательной школе. М., 1983.
Александрова В. Есть внутренняя музыка души // Музыка в школе, 1990, №3. С. 29-31.
Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр.психол. Труды. – М.: Педагогика, 1980.
Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
Белкин Л.С. Внимание – ребенок: причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. – Свердловск, 1981.
Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1996.
Васина - Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.
Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки – уроки творчества // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С. 31-47.
Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно- психических нарушений у детей и подростков: Учебное пособие. – Кострома, 1994.
Гонеев А.Д. и др. Основы коррекдионной педагогики / Под ред. СластенинаВ.А. и М., 2000.
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.
Карабанова О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. – М., 1997.
Педагогическая карта учащегося: Методические рекомендации Разработка Кумариной Г.Ф. // Народное образование. – 1998. – №2.
Полевая Н. В., Перминова Л. В. «Комплекс коррекционно–музыкальных занятий «Дружная семейка», Санкт- Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы./Под ред. В.В. Воронковой. Допущено МО и науки РФ.- М.: Просвещение, 2006
Пузанов Б.П. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно- педагогические аспекты. – М., 1999.
Способин И.В. Музыкальная форма. – М., МузГИЗ, 1967.
Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. “Феникс”, 2002.
К. Петер в стране музыкальных инструментов. М.,1990.
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983.
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. “Педагогика”, 1975.
Шевчук Л. Исторические путешествия в мир искусства // Музыка в школе, 1990, №3. С.57-58.
Дополнительная литература:
Асафьев Б.В. «О симфонической и камерной музыке» М. 1994;
Иванченко Г.В. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы».М.:2001;
Медведева Е.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М.:2001;
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» - М., 2005;
Медущевский В.В. «Интонационная форма музыки: исследование. – М.,1993
Назайкинский Е.В. «Стиль и жанр в музыке» - М., 2003;
Рапацкая Л.А. «Русская музыка в школе» - М.,2003;
Селевко Г.К. «Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация» - М.. 2005;
Стулова Г.П. «Акустико – физиологические основы вокальной работы с детским хором. – М., 2005;
Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе»: учебное пособие для студентов – М..2003.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовательном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Абдулин Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в школе», М. «Просвещение», 1997г.
Абрамян Г. А. Солнечный круг» Музыкальная азбука, М., «Росмэн», 1999г.
Апрксина О. А. «Методика музыкального воспитания», М., «Просвещение», 1999г.
Бекина С. И., Ломова Т. П., «Музыка и движение», М., «Просвещение», «2005» г.
Волков С. А. «Всё о музыке», М., «Росмэн», 1998 г.
Зильберквит М. «Мир музыки», М., «Детская литература»,1988г.
Кабалевский Д. Б. «Как рассказать детям о музыке», М., «Просвещение», 1989г.
Михеева Л.А. «Музыкальный словарь в рассказах», М., 1984г.
Музыка. Поурочные планы по программе Д. Б. Кабалевского, сост. Т.С. Максимова, Издательство «Учитель», 2006г.
Михалева И.В. «От улыбки хмурый день светлей», М., 1996г.
Науменко Г. М. «Фольклорная азбука», М., 1996г.
Музыка для 1 - 7 классов. Сост. Фадин В.В. В помощь преподавателю, Издательство «Учитель», Волгоград, 2005г.
Челышева Т. В. «Спутник учителя музыки», М., 1998г.
Ворожцова О. А. «Музыка и игра в детской психотерапии», М. Издательство Института Психотерапии, 2004г.
Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы, 2 – 7 кл., М., «Просвещение», 1998г.
Мониторинг по предмету «Пение и ритмика»
Ф. И. учащегося | Критерии оценивания | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | |
1 – соблюдение певческой установки;
2 –правильная артикуляция гласных звуков;
3 – правильная передача мелодии в диапазоне ре 1- си 1;
4 – знание названий музыкальных инструментов;
5 – узнавание знакомых мелодий;
6 – соблюдение норм поведения на занятии ;
7 – выполнение простых танцевальных движений;
8 – исполнение песен коллективно;
9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;
10 – точное интонирование мелодии.
Н. г. – Начало года;
К. г. – Конец года.
Уровни оценивания:
Высокий – 50 – 41 б.; Средний – 40 – 31 б.;
Низкий –30 –21 б.; Несформированный – 20 и ниже.
Контрольно-измерительный материал
Тест 1
1. Выберите правильные ответы:
В оркестр русских народных инструментов входят:
а) скрипка
б) бубен
в) виолончель
г) балалайка
д) домра
е) барабан
ж) баян
з) гусли
и) флейта
2.Приведите в соответствие:
а) Струнные инструменты 1) рожок
б) Ударные инструменты 2) бубен
в) Духовые 3) гусли
3. Найдите лишнее:
Жанры народных песен:
а) Колыбельные
б) Игровые
в) Плясовые
г) Хороводные
д) Спокойные
е) Трудовые
ж) Обрядовые
4.Найдите лишнее:
Струнно-смычковые инструменты:
а) Скрипка
б) Альт
в) Арфа
г) Виолончель
д) Контрабас
5. Приведите в соответствие:
а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»
б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»
в) Ф.Шопен 3) «Сирень»
6. Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
Тест 2
- Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:
а) Н.А.Римский-Корсаков
б) М.И.Глинка
в) П.И.Чайковский
- Оцените утверждение:
Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.
а) Верно
б) Неверно
- Назовите композитора балета «Петрушка»:
а) М.И.Глинка
б) П.И.Чайковский
в) И.Ф.Стравинский
- Найдите лишнее:
В музыкальном театре показывают следующие спектакли:
а) опера
б) балет
в) этюд
г) оперетта
д) мюзикл
- Приведите в соответствие:
1) Опера а) действующие лица выражают свои чувства в танце
2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, комедия
3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма
4) Мюзикл г) выражают свои чувства в пении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью 6-7 класс Никишов, Клепинина
Рабочая программа по биологии в 6 - 7 классах составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»
Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»...
Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Чтение» 8 класса (со сложной структурой дефекта)
Цель предмета: научить учащихся со сложной структурой дефекта читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочита...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 5 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью, обучающихся интегрированно в 5"б" классе общеобразовательной школы...
Адаптированная учебная программа для детей с ОВЗ по русскому языку 6 класс
Адаптированная учебная программа...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 7 класс. По учебнику Н.Г.Галунчиковой.25.06.2019
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 7 класс...