Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Чтение» 8 класса (со сложной структурой дефекта)
рабочая программа (8 класс) на тему
Цель предмета: научить учащихся со сложной структурой дефекта читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст по наводящим вопросам.
Задачи предмета:
- Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
- Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры.
- Посещение библиотеки, развитие умений выбирать книги по интересу.
- Учить самостоятельно работать с книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_chteniyu_8_klass.doc | 73 КБ |
ktp_8_kl._po_chteniyu.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа №854»
школьное отделение для детей с о ОВЗ
Рассмотрена на заседании МО Протокол № ___ от «____»____20 ____ г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №854 А.В.Курсаков |
Программа обучения детей с ОВЗ
по предмету «Чтение»
8 класса
(со сложной структурой дефекта)
Настоящая программа разработана на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей,
рекомендованной Научно исследовательским институтом дефектологии
АПН СССР, Министерством социального обеспечения РСФСР,
Москва, «Просвещение», 1984 год.
Составитель:
Егорова Е.Н.
учитель письма
первой квалификационной категории
Москва 2015 г.
Пояснительная записка.
Настоящая Программа составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованной Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР, Министерством социального обеспечения РСФСР, Москва, «Просвещение», 1984 год.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой.
-Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Программа по предмету «Чтение» для обучающихся со сложными структурами дефектами 8 класса, составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует их умственному развитию. Содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки чтения и развития речи проводятся 3 раза в неделю (105 часов в год). Структурно и содержательно программа по предмету «Чтение» для учащихся со сложной структурой дефекта 8 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и письма, развития речи, предметных уроков, экскурсий в 6-7 классах.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Чтение» предназначена для учащихся 8 класса со сложной структурой дефекта.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Чтение » - 1 учебный год.
Соответствие государственному образовательному стандарту:
- рабочая программа по предмету «Чтение» для учащихся со сложной структурой дефекта 8 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Русский язык и речевая практика»,
- проекта ФГОС для ОВЗ (вариант D) в образовательной области «Русский язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение».
Цель предмета: научить учащихся со сложной структурой дефекта читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст по наводящим вопросам.
Задачи предмета:
- Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
- Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры.
- Посещение библиотеки, развитие умений выбирать книги по интересу.
- Учить самостоятельно работать с книгой.
Особенности организации учебной деятельности учащихся со сложной структурой дефекта.
Для обучающихся со сложными структурами дефектами тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Основные направления коррекционной работы по предмету:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формы обучения:
Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Методы обучения:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой;
- наглядные – наблюдение, демонстрация;
- практические – уроки внеклассного чтения, упражнения, игры и коррекционные задания;
- методы мониторинга знаний и умений обучающихся – проверка техники чтения (1 раз в четверть), фронтальный и индивидуальный опрос;
- -методы стимуляции.
Успех обучения чтению во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных):
- какими знаниями по предмету владеет обучающийся,
- какие трудности он испытывает в овладении ими,
- какие пробелы в его знаниях и каковы их причины,
- какими потенциальными возможностями он обладает,
- на какие сильные стороны можно опираться в развитии его звуковых аналитико- синтетических способностей.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Типы уроков:
- Актуализация знаний и умений;
- Урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
- Урок комплексного применения знаний и умений;
- Урок закрепления знаний, умений, навыков;
- Урок выработки практических умений;
- Урок обобщения и систематизации знаний и умений;
- Комбинированный урок;
- Урок внеклассного чтения;
- Нестандартные уроки (урок-игра, урок- путешествие, урок- сказка)
Система межпредметных связей.
Обучение чтению тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использованию полученных знаний в нестандартных ситуациях:
- развитием устной речи, предметными уроками, экскурсиями (практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся учатся оформлять в громкой речи, учатся повторять речь учителя, которая является образцом для обучающихся, через хоровое, а затем индивидуальное комментирование);
- письмом (при работе над буквами, слогами, словами, предложениями, текстом; соотнесение рукописных и печатных букв);
- изобразительным искусством (рисование на темы, беседы по картинам);
- трудовым обучением (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).
Содержание рабочей программы.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений, навыков по чтению, который доступен большинству учащихся со сложной структурой дефекта.
В 8 классе продолжают закладываться основы:
- чтения целыми словами (с сохранением элементов послогового чтения),
- пересказ прочитанного,
- выделение основного в тексте,
- деление текста на части с помощью учителя,
- групповое придумывание заголовков к выделенным частям.
Объяснительное чтение доступных художественных текстов из произведений русских классиков и советских писателей.
Составление плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя.
Внеклассное чтение, порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.
Учебно- тематическое планирование по предмету «Чтение» составлено:
- на основе учебника «Чтение» - на основе учебника «Книга для чтения» для 4 класса, авторы З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева, Москва, «Просвещение», 2002 год
Критерии оценки достижения учащихся со сложной структурой дефекта.
Оценка устных ответов.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся со сложными структурами дефектами. При оценке устных ответов по чтению принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, умело пользуется речевым материалом. Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи. Умеет находить нужную информацию и пользоваться этим при помощи учителя. Умеет отличать информацию по наводящим вопросам.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно ответить на вопросы и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя при нахождении нужной информации.
Использование (адаптирование) программно – методических материалов.
- «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии» А.М. Маллер Москва, «Аркти», 2000 г.
- «Нетрадиционные уроки в начальной школе» (часть 2) С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Воронеж, «ТЦ «Учитель», 2004г.
- «Здоровьесберегающие технологии» 1-4 классы В.И. Ковалько Москва, «Вако», 2004г.
- «Коррекционно - развивающие занятия» (комплекс мероприятий по развитию воображения, занятия по снижению детской агрессии) С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко Волгоград, «Учитель», 2008г.
- Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы. Сборник
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по предмету «Чтение»
8 класс (со сложной структурой дефекта)
2015 – 2016 уч. год.
№ | Тема урока | ч | ||
Что такое хорошо – 10 час. | ||||
1 | Е.Благинина «Прощание с летом» | 1 | ||
2 | Э.Шим «Брат и младшая сестра» А. Седугин «Молоток» А. Седугин «Молоток» | 1 | ||
3 | Е.Пермяк «Пичугин мост» | 1 | ||
4 | В. Голявкин «Был не крайний случай» По И. Дику «Счастливая» ручка | 1 | ||
5 | По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда» (отрывки из повести» | 1 | ||
6 | По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда» (отрывки из повести» | 1 | ||
7 | А.Гайдар Невидимые помощники (отрывки из повести «Тимур и его команда») | 1 | ||
8 | А.Гайдар Невидимые помощники (отрывки из повести «Тимур и его команда») | 1 | ||
9 | С.Маршак Лодыри и кот И.Крылов Лебедь, Щука и Рак | 1 | ||
10 | В.Осеева Печенье. Обобщение по теме. | 1 | ||
Уж небо осенью дышало – 12 час. | ||||
1 | А.К.Толстой «Осень» Обсыпается весь наш бедный сад…» По К.Ушинскому Осень | 1 | ||
2 | По В. Пескову Осенний лес А. Твардовский Лес осенью | 1 | ||
3 | По М.Ильину и Е.Сегал В чудесной кладовой | 1 | ||
4 | О. Высотская Осеннее утро А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 1 | ||
5 | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | 1 | ||
6 | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | 1 | ||
7 | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | 1 | ||
8 | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | 1 | ||
9 | И.Крылов Стрекоза и Муравей (басня) | 1 | ||
10 | По Д. Мамину - Сибиряку Приёмыш | 1 | ||
11 | По Д. Мамину - Сибиряку Тарас и Соболько | 1 | ||
12 | Обобщающий урок | 1 | ||
Народные сказки – 9 час. | ||||
1 | Гуси-лебеди (Русская сказка) | 1 | ||
2 | Гуси-лебеди (Русская сказка) | 1 | ||
3 | Чудесный клад (Молдавская сказка) | 1 | ||
4 | Чудесный клад (Молдавская сказка) | 1 | ||
5 | Росомаха и лисица (Эвенкийская сказка) | 1 | ||
6 | Отчего у зайца длинные уши (Мансийская сказка) | 1 | ||
7 | Лиса и волк (Русская сказка) | 1 | ||
8 | Лиса и волк (Русская сказка) | 1 | ||
9 | Обобщающий урок | 1 | ||
О труде и трудолюбии – 5 час. | ||||
1 | К.Ушинский Два плуга М.Шпагин Как баклуши били | 1 | ||
2 | К.Ушинский Два плуга М.Шпагин Как баклуши били | 1 | ||
3 | И.Крылов Трудолюбивый медведь (басня) | 1 | ||
4 | Айога (Нанайская сказка) Ю.Тувим Всё для всех | 1 | ||
5 | Обобщающий урок Е.Пермяк Для чего руки нужны | 1 | ||
Произведения русских и зарубежных писателей – 15 час. | ||||
1 | Г.-Х. Андерсен Гордая игла | 1 | ||
2 | Г.-Х. Андерсен Гордая игла | 1 | ||
3 | По Л.Толстому Праведный судья | 1 | ||
4 | По Л.Толстому Праведный судья | 1 | ||
5 | Дж. Свифт Гулливер в стране лилипутов (отрывок из книги «Путешествия Гулливер») | 1 | ||
6 | Дж. Свифт Гулливер в стране лилипутов (отрывок из книги «Путешествия Гулливер») | 1 | ||
7 | Дж. Свифт Гулливер в стране лилипутов (отрывок из книги «Путешествия Гулливер») | 1 | ||
8 | А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | 1 | ||
9 | А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | 1 | ||
10 | А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | 1 | ||
11 | П.Ершов Конек-Горбунок (отрывки) | 1 | ||
12 | П.Ершов Конек-Горбунок (отрывки) | 1 | ||
13 | П.Ершов Конек-Горбунок (отрывки) | 1 | ||
14 | Братья Гримм Соломинка, уголек и боб | 1 | ||
15 | Обобщающий урок | 1 | ||
Идет волшебница зима – 9 час. | ||||
1 | И.Никитин Встреча зимы По И.Соколову-Микитову Зима в лесу | 1 | ||
2 | И.Антонов Сад друзей И.Суриков Детство | 1 | ||
3 | Л.Толстой Филиппок | 1 | ||
4 | Н.Некрасов Мужичок с ноготок | 1 | ||
5 | Народные приметы Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | 1 | ||
6 | Ю.Дмитриев Для чего нужен снег | 1 | ||
7 | А.Гайдар Ёлка в тайге (отрывок из рассказа «Чук и Гек») | 1 | ||
8 | А.Гайдар Ёлка в тайге (отрывок из рассказа «Чук и Гек») | 1 | ||
9 | По М. Пляцковскому Какая бывает зима (сказка) Обобщающий урок | 1 | ||
Люби все живое – 12 час. | ||||
1 | По В. Костылёву Берёза | 1 | ||
2 | Л.Толстой Как я ездил верхом | 1 | ||
3 | По Н.Вагнеру Мальчик и дворовая собака | 1 | ||
4 | По Н.Вагнеру Мальчик и дворовая собака | 1 | ||
5 | В.Тарасов Четвероногий друг | 1 | ||
6 | В.Тарасов Четвероногий друг | 1 | ||
7 | М.Пришвин Гаечки | 1 | ||
8 | М.Горький Воробьишко (сказка) | 1 | ||
9 | М.Горький Воробьишко (сказка) | 1 | ||
10 | А.Барков Пожарник Карл | 1 | ||
11 | А.Барков Пожарник Карл | 1 | ||
12 | По Г.Скребицкому Медвежонок Обобщающий урок | 1 | ||
Весна идет! – 14 час. | ||||
1 | Ф.Тютчев Весенние воды | 1 | ||
2 | В.Ситников Утро | 1 | ||
3 | Н.Саконская Разговор о маме Л.Квитко Бабушкины руки | 1 | ||
4 | По Е. Кононенко Резеда | 1 | ||
5 | По Л.Толстому Весна И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает…» | 1 | ||
6 | По А.Платонову Ещё мама | 1 | ||
7 | По А.Платонову Ещё мама | 1 | ||
8 | По А.Платонову Ещё мама | 1 | ||
9 | Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы | 1 | ||
10 | Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы | 1 | ||
11 | А.Барков Яшка | 1 | ||
12 | Ф.Тютчев Весенняя гроза | 1 | ||
13 | В.Орлов Лесной цветок | 1 | ||
14 | Н.Сладков Медведь и солнце (сказка) Обобщающий урок | 1 | ||
В стране чудес – 8 час. | ||||
1 | И. Токмакова В чудной стране | 1 | ||
2 | По А.Милну Вини - Пух и все-все-все (главы из повести) | 1 | ||
3 | По А.Милну Вини - Пух и все-все-все (главы из повести) | 1 | ||
4 | А.Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы из повести) | 1 | ||
5 | А.Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы из повести) | 1 | ||
6 | А.Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы из повести) | 1 | ||
7 | А.Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы из повести) | 1 | ||
8 | Обобщающий урок | 1 | ||
Лето наступило -11 час. | ||||
1 | И. Никитин «Вечер ясен и тих…» По К. Паустовскому Заботливый цветок | 1 | ||
2 | Н. Некрасов Крестьянские дети (отрывки) | 1 | ||
3 | По Н.Носову. Огородники | 1 | ||
4 | По Н.Носову. Огородники | 1 | ||
5 | По Н.Носову. Огородники | 1 | ||
6 | Летняя природа в художественной литературе | 1 | ||
7 | И.Антонов У речки. В.Орлов Письмо ровеснику | 1 | ||
8 | М.Пришвин Золотой луг | 1 | ||
9 | В. Драгунский Третье место в стиле баттерфляй | 1 | ||
10 | М. Бородицкая Последний день учения. | 1 | ||
11 | Обобщающий урок. Список литературы на лето. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»
Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»...
Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс
Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учителя и выполнять ег...
Календарно - тематическое планирование по предмету «Чтение» 6 класс (со сложной структурой дефекта) 2013 – 2014 уч. год.
В КТП дана примерная тематика произведения, определяется уровню требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений...
Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( 9 - 10 класс со сложной структурой дефекта)
Курс письма построен в тесной связи с тематикой СБО, а содержание упражнений определяется содержанием жизненных ситуаций.На уроках письма в первую очередь отрабатываются те языковые и речевые ум...
Обучение чтению учащихся со сложной структурой дефекта.
Некоторые аспекты теории и практики обучения чтению учащихся со сложной структурой дефекта....
Тематическое планирование уроков с учеником надомного обучения в 5 классе со сложной структурой дефекта.по всем предметам.
Тематическое планирование уроков по всем предметам с учеником надомного обучения в 5 классе со сложной структурой дефекта....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение » для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей со сложной структурой дефекта....