Применение элементов системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности с целью формирования практической значимости изучения русского и английского языков в в современном мире
статья по русскому языку на тему
Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение элементов системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности с целью формирования практической значимости изучения русского и английского языков в в современном мире
Сведений науки не следует
сообщать учащемуся,
но его надо привести к тому,
чтобы он сам их находил.
Дистервег
Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности – заключается в том, что обучающиеся, получая знания не в готовом виде, а добывая их, осознают содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм, активно участвуют в их совершенствовании.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающиеся.
- Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления.
- Принцип минимакса – обучающимся предлагается возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивается при этом его усвоение на уровне безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Структура урока с позиции системно-деятельностного подхода:
- - учитель создает проблемную ситуацию;
- - ученик принимает проблемную ситуацию;
- - вместе выявляют проблему;
- - учитель управляет поисковой деятельностью;
- - ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- - обсуждение результатов.
При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный подход дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход (изучения языка в процессе общения).
Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Задача коммуникативного подхода - заинтересовать обучаемых изучением иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
Обучение коммуникации происходит за счет вовлечения обучающихся в деятельность через моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках; использование активных и интерактивных методик; участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности; вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Интерактивные технологии:
- Работа в парах и группах
- Различные игры
- «Мозговой штурм»
- «Crossword», «Много слов из одного слова», «Запомни, повтори и добавь» и др.
- Дискуссии
(реализация принципа деятельности, принципа непрерывности и принципа минимакса)
- Ролевые (деловые) игры
- Проектная и исследовательская работа
- Творческие мастерские
- Виртуальные экскурсии
- Музыкально-литературные композиции.
Ролевые игры (реализация принципов деятельности, целостного представления о жизни, психологической комфортности и творчества). Обучение максимально приближено к реальному общению. Обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, поэтому обсуждающие их участники – учитель и обучающиеся – равноправны как речевые партнеры.
Проектная деятельность, проектная деятельность с элементами исследования (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества). Обучающийся знакомится с культурой изучаемой страны, старается сам выбрать материал, который ему интересен (в данном случае выбирает страну, символы, праздник и подбирает интересующий его материал).
Исследовательская деятельность. Форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Творческая деятельность (реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества). Синтез творческого потенциала личности, его знаний о лексической и грамматической сторонах английского языка и умения реализовать в формах родного языка. Например, совместно с учителями русского, английского и немецкого языков проводятся такие мероприятия, как виртуальные экскурсии, творческие мастерские «Учимся быть переводчиками», музыкально-литературные композиции.
Китайская пословица: “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” - в полной мере отражает суть системно-деятельностного подхода.
Самыловская М.В.,
учитель английского языка высшей квалификационной категории
Пономарева В.А.,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными учащимися на уроках английского языка»
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие творческих и одаренных детей...
интегрированный урок русского и английского языков "Англицизмы в современном русском языке"
Интегрированный урок с применением современных образовательных технологий....
«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».
Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образ...
Потенциал внеурочной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся посредством иностранного языка
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможость научиться. Например, результативно действовать в новых...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир лингвистики: английский язык» (5-9 КЛАССЫ)
Работа в предметном кружке – это привитие и сохранение интереса к изучению английского языка. Принципы организации: предметный кружок «Мир лингвис...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИКА РЕЧИ И РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
Предлагаемый курс предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Он призван обеспечивать всестороннее развитие учащихся, углубление языковых и культуроведческих зн...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Секреты грамматики" в 8-9 классах по английскому языку.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Секреты грамматики" в 8-9 классах по английскому языку....