Технологическая карта урока по теме "В детской. Игры и игрушки" 3 класс.
план-конспект урока по музыке
Технологическая карта по музыке 3 класс (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.) по теме "В детской. Игры и игрушки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn._karta_attestatsiya.docx | 34.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки в 3 классе
Автор разработки: | Бородулина Екатерина Александровна |
Предмет | Музыка |
Класс | 3 класс |
Автор УМК, учебник | УМК «Школа России» Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; 2020 г. |
Раздел | «День, полный событий» |
Тема урока | «В детской. Игры и игрушки» |
Тип урока | Расширение и углубление знаний |
Цель урока | Познакомить с песнями вокального цикла М.П. Мусоргского «Детская» и с пьесами «Детского альбома » П.И. Чайковского, раскрыть их сходство и различие. |
Задачи урока: | Задачи урока:
|
Планируемые результаты | Предметные: узнают понятия речитатив, соло, интонационная выразительность, формируют умение сравнивать музыкальные темы и образы героев пьес на примере музыкальных произведений М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, научаться определять песенность, танцевальность, маршевость в музыке. Научаться называть изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Получат возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в музыке для детей в слове, рисунке, жесте, пении. Личностные результаты: Учиться понимать чувства персонажей музыкальных произведений М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского; формирование умения активно слушать музыкальные произведения урока; Формирование умения бережно относится к своим игрушкам; овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Метапредметные универсальные учебные действия | Регулятивные: Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять этапы выполнения заданий; развитие навыка различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы. Познавательные: Развитие навыка ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать познавательную цель; формировать понимание содержания произведения детьми. Коммуникативные: Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; проявляют инициативу, участвуя в исполнении музыки. |
Методы организации учебной деятельности | - Словесно-индуктивный (беседа). - Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения). - Наглядно-слуховой. - Вокально-хоровая работа - Метод размышления о музыке. |
Технологии | - Информационно-коммуникационные технологии. - Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений. - Здоровьесберегающие технологии |
Форма организации работы | коллективная форма: хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, обсуждение в группах; фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение; индивидуальная: движение под музыку. |
Музыкальный материал | М. П. Мусоргский «С няней», «Кукла»; П.И. Чайковский «Нянина сказка», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», песня «Кошка беспородная». |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма и методы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||
1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент | Я знаком со сказкой с детства Приглашаю вас туда. Пусть откроются на сердце И любовь, и доброта. | Приветствие учителя. Слушают учителя | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя; проявляют эмоциональное отношение к учебной деятельности. | Фронтальная, наблюдение. |
2.Актуализация опорных знаний. | Учитель: Мы продолжаем изучать раздел учебника по музыке «День, полный событий». Музыка сопровождает человека каждый день и на протяжении всего дня. Мы с вами слушали утреннюю музыку, узнали, что музыка через интонации способна изобразить портрет человека. -Учитель: Скажите, как называют человека, который сочиняет музыку? – -Учитель: А кто еще нужен, чтоб получилось воспринять в полной мере сочиненную композитором музыку? Учитель: О чем нам может рассказать музыка? Учитель: Что такое «музыкальная выразительность»? Учитель: Что такое «музыкальная изобразительность»? Учитель: Музыка сопровождает человека каждый день и на протяжении всего дня. Музыка невероятна – с ее помощью можно показать все то, что мы чувствуем внутри, какое у нас настроение, а иногда, даже мечты можно услышать через мелодии. Сегодня продолжаем день вместе с музыкой. | - Человека, который сочиняет музыку, называют композитором. - Еще необходимы исполнитель и слушатель. -О времени года, о природных явлениях, повторив в музыке шум дождя, раскат грома, передать движение поезда, бег коня, пение птиц, полёт птиц. Но главная особенность музыки это умение передать настроение и чувства человека. - это когда музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них - Это когда музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях. | Познавательные: - сравнение, обобщение; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения | Фронтальная, устный опрос. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности | Учитель: Посмотрите, какие предметы у меня расположены на столе. (Учитель показывает, стоящие на столе, игрушки - матрёшку, машинку, мишку… Учитель: как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Учитель: Да, мы будем говорить о музыке, написанной для детей. Тема нашего урока: «В детской. Игры и игрушки». Многие зарубежные и русские композиторы создавали детскую музыку. Слайд 1 В детской. Игры и игрушки. | Слушают учителя, рассматривают игрушки, называют игрушки, Отвечают на вопрос, высказывают предположения, обосновывая их - об игрушках, будем слушать музыку о детских игрушках. | Предметные: принимают учебную задачу, осуществляют продуктивное сотрудничество | Фронтальная, устный опрос. |
4. Первичное усвоение нового материала | Учитель: Посмотрите на портрет русского композитора М.П. Мусоргского. Слайд 2 Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплотил в своей музыке. Детская тематика раскрывается у Мусоргского в вокальном цикле «Детская». В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх, шалостях и забавах. Сейчас каждой группе раздам по картинке, и вы подумаете, какое название можно дать, а потом посмотрим, как назвал части сам композитор. Работа в группах по 4 человека, дети обсуждают и говорят свой вариант Слайды с картинками 7 картинок (3,4,5,6,7,8,9 ) 1 «С няней» 2 песня «В углу» сценка между рассерженной няней и наказанным ребенком 3 «Жук»- сценка встречи ребёнка и жука, 4 «С куклой» 5 «На сон грядущий» - вечерняя молитва ребенка. Девочка молится за своих близких, родных, товарищей по играм. 6 «Кот Матрос» - скороговорка про кота, запустившего лапу в клетку со снегирем. 7 «Поехал на палочке» - веселая поездка на воображаемой лошадке. Слайд 10 Учитель: Как вы думаете, какими сценками из вашей жизни можно было бы дополнить сборник песен? Написать вокальный цикл «Детская» М. Мусоргского натолкнуло общение с детьми его друга. У Модеста Петровича Мусоргского детская тема представлена в вокальном цикле «Детская» на собственные слова. Учитель: Открывается цикл песней которая называется «С няней». Давайте послушаем. Слушание «С няней» М. П. Мусоргского Слайд 11 с иллюстрацией Учитель: Каких героев вы «увидели»? Учитель: Сколько сказок вы услышали в песне? Учитель: Какой характер у музыки, можно её слушать детям на ночь? Учитель: Вы наверняка заметили, что герои музыкального произведения не пели. Они пропевали слова, как бы просто разговаривая, но протяжно и мелодично. Мусоргский очень точно передает речевые интонации при помощи музыки. Такие интонации, похожие на человеческую речь, называют речевыми или речитативом. Песня исполняется соло - одним голосом. Учитель: Образ няни в своем творчестве отобразил еще один русский композитор – П. И. Чайковский. Слайд 12 Чайковского с альбомом Учитель: Петр Ильич Чайковский сочинил сборник детских пьес для фортепиано, который назвал «Детский альбом». В этом сборнике 24 пьесы. И сейчас мы послушаем пьесу под названием «Нянина сказка» и сравним её с «С няней» М.П. Мусоргского. Слушание «Нянина сказка» П.И. Чайковский | Слушают учителя, работают в группах, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение, обосновывают его. Слушают учителя
слушают произведение Отвечают на вопросы Няню, девочку, Буку, детей, Царя, Царицу. Две, про Буку и Царя с Царицею. Нет нельзя, она страшная. Слушают учителя
Слушают произведение | Коммуникативные: формирование навыка развернутого речевого высказывания. Личностные: интерес к музыке и музыкальной деятельности. Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. | Фронтальная, групповая, устный опрос. |
5. Первичная проверка понимания | Учитель: Как вы думаете, в чем главное отличие этих произведений? Учитель: Какие образы нам передают произведения? Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовали композиторы? | Сравнивают два произведения, отвечают на вопросы -У Мусоргского – песня, а у Чайковского – пьеса. -Образ няни и девочки -динамика, темп и т.д. | Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. | Фронтальная, устный опрос. |
6. Первичное закрепление | Слайд 13 Картина «Кукла» М. Добужинского. Учитель: Сейчас посмотрите на картину «Кукла» М. Добужинского и послушайте песню «С куклой». М.П. Мусоргского. Эту песню композитор посвятил своим племянникам Танюшке и Гоге. Слушание «С куклой» М.П. Мусоргского Учитель: Как звучит эта песня? Учитель: Какие интонации показывают, что это колыбельная? Учитель: Укачала ли девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка? Учитель: Давайте вместе руками покачаем куклы и игрушки Повторное слушание. Учитель: А теперь послушайте как рассказывает об играх и игрушках пьесы П.И. Чайковского. Слайд 14 Вновь обращаемся к «Детскому альбому» Чайковского, в который входит 24 пьесы, . Содержание цикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни. И сейчас послушаем Пьесу под названием «Новая кукла». Слушание «Новая кукла» П.И. Чайковский Учитель: Как звучит музыка? Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении? Сегодня мы много говорили об игрушках, с которыми любят играть девочки. А во что любят играть мальчики? Слайд 15 Марш деревянных солдатиков Учитель: У Чайковского есть пьеса под названием «Марш деревянных солдатиков». Давайте сейчас ее послушаем. Учитель исполняет «Марш деревянных солдатиков» на фортепиано. Слушание Учитель: Как звучит марш? (ответы детей) Учитель: Это забавный марш, в котором отчётливо слышно, как чеканит шаг войско деревянных солдатиков под звуки «игрушечного» духового оркестра и дробь барабана. Чайковскому удалось точно передать настроение марша игрушечных солдатиков с помощью четкого ритмического рисунка. Учитель: Послушайте пьесу и своими движениями покажите персонажа музыки. Звучит «Игра в лошадки» П.И. Чайковского. Дети «скачут» на лошадке. Учитель: Правильно. Вы прослушали пьесу «Игра в лошадки». Учитель: Скажите с помощью, каких музыкальных средств композитор показал нам игру в лошадки? Учитель: Дети любят играть не только с игрушками, но и с домашними животными, собачками и кошками, давайте сейчас споем песню, которую мы учили на предыдущих уроках «Кошка беспородная». | Рассматриваю картину Слушают произведение Отвечают на вопросы -колыбельная -баю-бай Девочка укачивает куклу в тишине и спокойствии. Ученики выполняют пластичные движения под мелодию. Слушают учителя Слушают произведение Отвечают на вопросы дети называют машинки, солдатики, роботы и т.д. Слушают произведение Отвечают на вопросы Слушают произведение и выполняют задание Быстрый темп, мажорный лад, громкая музыка, стремительный ритм, интонация скачки на лошади. Исполнение песни. | Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации. Личностные: формируют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; высказывают свое отношение к героям, к их поступкам; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию и преодолению препятствий; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оцениваю совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Личностные: развивают музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | Фронтальная, устный опрос, индивидуальная, хоровое пение. |
7 Информация о домашнем задании | Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся музыкальному произведению | Слушают учителя | Регулятивные: Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Фронтальная, индивидуальная. |
8. Рефлексия учебной деятельности | Учитель: Сегодня на уроке вы ближе познакомились с персонажами музыкальный произведений «Детская» М.П. Мусоргского и «Детского альбома» П.И. Чайковского, вы прочувствовали их радости и печали, услышали интересные сказки. Учитель: Подумайте в чём сходство или различие этих двух музыкальных произведений? Слайд 16 Проверим вашу внимательность! Учитель: Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность на уроке и проведём небольшой опрос по теме. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте. Готовы? Учитель задаёт вопросы ученикам, читая слайды. Слайды 17,18,19,20,21 Учитель: Назовите имя композитора, изображенного на слайде? Учитель: Скажите названия вокального цикла М.П. Мусоргского? Сборника пьес П.И. Чайковского? Продолжите. Речитатив – это Продолжите. Соло – это… Учитель: Молодцы, по вашим ответам я поняла, что вы внимательно слушали меня на уроке и много нового узнали о творчестве П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского. Слайд 22 Продолжите незаконченные предложения. Учитель: Сейчас продолжите незаконченные предложения. Самым интересным на уроке для меня было… Меня удивило… Теперь я знаю… Учитель прощается с учениками. Слайд 23 Спасибо за внимание! | Слушают учителя, отвечают на вопрос Сходство двух музыкальных произведений в том, что они написаны для детей, в них изображены дети. Различие в том, что М. Мусоргский писал песни, а П. Чайковский написал музыкальные пьесы, «Детский альбом» П. Чайковского включает в себя 24 пьесы, а «Детская» М. Мусоргского состоит всего из 7песен. М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский «Детская» Детский альбом …интонации, похожие на человеческую речь исполнение одним голосом Ученики выполняют задание учителя | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность | Фронтальная, устный опрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.
Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....
технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....
Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.
Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....
План-конспект урока по теме "Детские игры" в 5 классе
План-конспект урока к УМК «Rainbow English», 5 класс (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)...
Методическая разработка урока (технологическая карта урока) по теме: "Где мы живём", 7 класс.
В разработке рассматриваются цели учителя и учащихся, планируемые результаты в соответствии с ФГОС основного общего образования, с применением технологической карты урока....