Технологическая карта урока по теме "В детской. Игры и игрушки" 3 класс.
план-конспект урока по музыке

Бородулина Екатерина Александровна

Технологическая карта по музыке 3 класс (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.) по теме "В детской. Игры и игрушки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_attestatsiya.docx34.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки в 3 классе

Автор разработки:

Бородулина Екатерина Александровна

Предмет

Музыка

Класс

3 класс

Автор УМК, учебник

УМК «Школа России»

 Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; 2020 г.

Раздел

«День, полный событий»

Тема урока

«В детской. Игры и игрушки»

Тип урока

Расширение и углубление знаний

Цель урока

Познакомить с песнями  вокального цикла М.П. Мусоргского «Детская» и с пьесами «Детского альбома » П.И. Чайковского, раскрыть их сходство и различие.

Задачи урока:

Задачи урока:

  • Раскрыть детский образ в произведениях музыки и изобразительного искусства;
  • развивать умение сравнивать;
  • воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим детские образы
  • Развивать эмоционально-образные чувства учащихся;
  • воспитывать любовь к музыке через детские образы

Планируемые результаты

Предметные: узнают понятия речитатив, соло, интонационная выразительность, формируют умение сравнивать музыкальные темы и образы героев пьес на примере музыкальных произведений М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, научаться определять песенность, танцевальность, маршевость в музыке. Научаться называть изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Получат возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в музыке для детей в слове, рисунке, жесте, пении.

Личностные результаты:  Учиться понимать  чувства  персонажей  музыкальных  произведений М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского; формирование умения активно слушать  музыкальные произведения урока; Формирование умения бережно относится к своим игрушкам; овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять этапы выполнения заданий; развитие навыка различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы.

Познавательные: Развитие навыка ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать познавательную цель; формировать понимание содержания произведения детьми.

Коммуникативные: Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; проявляют инициативу, участвуя в исполнении музыки.

Методы организации учебной деятельности

- Словесно-индуктивный (беседа).

- Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения).

- Наглядно-слуховой.

- Вокально-хоровая работа

- Метод размышления о музыке.

Технологии

- Информационно-коммуникационные технологии.

- Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений.

- Здоровьесберегающие технологии

Форма организации работы

коллективная форма: хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, обсуждение в группах; фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение;

индивидуальная: движение под музыку.

Музыкальный материал

М. П. Мусоргский «С няней», «Кукла»; П.И. Чайковский «Нянина сказка», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», песня «Кошка беспородная».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Я знаком со сказкой с детства

Приглашаю вас туда.

Пусть откроются на сердце

И любовь, и доброта.

Приветствие учителя. Слушают учителя

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя; проявляют эмоциональное отношение к учебной деятельности.

Фронтальная, наблюдение.

2.Актуализация опорных знаний.

 Учитель: Мы продолжаем изучать раздел учебника по музыке «День, полный событий». Музыка сопровождает человека каждый день и на протяжении всего дня.  Мы с вами слушали утреннюю музыку, узнали, что музыка через интонации способна изобразить портрет человека.

-Учитель: Скажите, как называют человека, который сочиняет музыку? –

-Учитель: А кто еще нужен, чтоб получилось воспринять в полной мере сочиненную композитором музыку?

Учитель: О чем нам может рассказать музыка?

Учитель:  Что такое «музыкальная выразительность»?

Учитель: Что такое «музыкальная изобразительность»?

Учитель: Музыка сопровождает человека каждый день и  на протяжении всего дня. Музыка невероятна – с ее помощью можно показать все то, что мы чувствуем внутри, какое у нас настроение, а иногда, даже мечты можно услышать через мелодии. Сегодня продолжаем день вместе с музыкой.

- Человека, который сочиняет музыку, называют композитором.

- Еще необходимы исполнитель и слушатель.

-О времени года, о природных явлениях, повторив в музыке шум дождя, раскат грома, передать движение поезда, бег коня, пение птиц, полёт птиц. Но главная особенность музыки это умение передать настроение и чувства человека.

-  это когда музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них

- Это когда музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях.

Познавательные: 

- сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 

Регулятивные: 

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения 

Фронтальная, устный опрос.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Посмотрите, какие предметы у меня расположены на столе. (Учитель показывает, стоящие на столе, игрушки -  матрёшку, машинку, мишку…

Учитель: как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Учитель: Да, мы будем говорить о музыке, написанной для детей. Тема нашего урока: «В детской. Игры и игрушки». Многие зарубежные и русские композиторы создавали детскую музыку.

Слайд 1  В детской. Игры и игрушки.

Слушают учителя, рассматривают игрушки, называют игрушки,

Отвечают на вопрос, высказывают предположения, обосновывая их

- об игрушках, будем слушать музыку о детских игрушках.

Предметные: принимают учебную задачу, осуществляют продуктивное сотрудничество

Фронтальная, устный опрос.

4. Первичное усвоение нового материала

Учитель: Посмотрите на портрет русского композитора М.П. Мусоргского.

Слайд 2

Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплотил в своей музыке.

Детская тематика раскрывается у Мусоргского в вокальном цикле «Детская».

В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх, шалостях и забавах. Сейчас каждой группе раздам по картинке, и вы подумаете, какое название можно дать, а потом посмотрим, как назвал части сам композитор.

Работа в группах по 4 человека, дети обсуждают и говорят свой вариант

Слайды с картинками 7 картинок (3,4,5,6,7,8,9 )

1 «С няней»

2 песня «В углу» сценка между рассерженной няней и наказанным ребенком

3 «Жук»- сценка встречи ребёнка и жука,

4 «С куклой»

5 «На сон грядущий» - вечерняя молитва ребенка. Девочка молится за своих близких, родных, товарищей по играм.

6 «Кот Матрос» - скороговорка про кота, запустившего лапу в клетку со снегирем.

7 «Поехал на палочке» - веселая поездка на воображаемой лошадке.

Слайд 10

 Учитель: Как вы думаете, какими сценками из вашей жизни можно было бы дополнить сборник песен?

Написать вокальный цикл «Детская» М. Мусоргского натолкнуло общение с детьми его друга.

У Модеста Петровича Мусоргского  детская тема представлена в вокальном цикле «Детская» на собственные слова.

Учитель: Открывается цикл песней которая называется «С няней». Давайте послушаем.

Слушание «С няней» М. П. Мусоргского

Слайд 11 с иллюстрацией

Учитель: Каких героев вы «увидели»?

 Учитель: Сколько сказок вы услышали в песне?

Учитель: Какой характер у музыки, можно её слушать детям на ночь?

Учитель: Вы наверняка заметили, что герои музыкального произведения не пели. Они пропевали слова, как бы просто разговаривая, но протяжно и мелодично. Мусоргский очень точно передает речевые интонации при помощи музыки. Такие интонации, похожие на человеческую речь, называют речевыми или речитативом. Песня исполняется соло -  одним голосом.

Учитель: Образ няни в своем творчестве отобразил еще один русский композитор – П. И. Чайковский.

Слайд 12  Чайковского с альбомом

Учитель: Петр Ильич Чайковский сочинил сборник детских пьес для фортепиано, который назвал «Детский альбом». В этом сборнике 24 пьесы. И сейчас мы послушаем пьесу под названием «Нянина сказка» и сравним её с «С няней» М.П. Мусоргского.

Слушание «Нянина сказка» П.И. Чайковский

Слушают учителя,

 работают в группах, высказывают свое мнение,

 отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение, обосновывают его.

Слушают учителя

        

слушают произведение

Отвечают на вопросы

Няню, девочку, Буку, детей, Царя, Царицу.

 Две, про Буку и Царя с Царицею.

Нет нельзя, она страшная.

Слушают учителя

        

Слушают произведение

Коммуникативные: формирование навыка развернутого речевого высказывания.

Личностные: интерес к музыке и музыкальной деятельности.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Фронтальная, групповая, устный опрос.

 5. Первичная проверка понимания

Учитель: Как вы думаете, в чем главное отличие этих произведений?

Учитель: Какие образы нам передают произведения?

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовали композиторы?

Сравнивают два произведения, отвечают на вопросы 

-У Мусоргского – песня, а у Чайковского – пьеса.

-Образ няни и девочки

-динамика, темп и т.д.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Фронтальная, устный опрос.

6. Первичное закрепление

Слайд 13  Картина «Кукла» М. Добужинского.

Учитель: Сейчас посмотрите на картину «Кукла» М. Добужинского и послушайте песню «С куклой». М.П. Мусоргского. Эту песню композитор посвятил своим племянникам Танюшке и Гоге.

Слушание «С куклой» М.П. Мусоргского

Учитель: Как звучит эта песня?

Учитель: Какие интонации показывают, что это колыбельная?

Учитель: Укачала ли девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка?

Учитель: Давайте вместе руками покачаем куклы и игрушки

Повторное слушание.

Учитель: А теперь послушайте как рассказывает об играх и игрушках пьесы П.И. Чайковского.

Слайд 14

Вновь обращаемся к «Детскому альбому» Чайковского, в который входит 24 пьесы, . Содержание цикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни. И сейчас послушаем Пьесу под названием «Новая кукла».

Слушание «Новая кукла» П.И. Чайковский

Учитель: Как звучит музыка?

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении?

Сегодня мы много говорили об игрушках, с которыми любят играть девочки. А во что любят играть мальчики?

Слайд 15 Марш деревянных солдатиков

Учитель: У Чайковского есть пьеса под названием «Марш деревянных солдатиков». Давайте сейчас ее послушаем.

Учитель исполняет «Марш деревянных солдатиков» на фортепиано.

Слушание        

Учитель: Как звучит марш? (ответы детей)

Учитель: Это забавный марш, в котором отчётливо слышно, как чеканит шаг войско деревянных солдатиков под звуки «игрушечного» духового оркестра и дробь барабана. Чайковскому удалось точно передать настроение марша игрушечных солдатиков с помощью четкого ритмического рисунка.

Учитель: Послушайте пьесу и своими движениями покажите персонажа музыки.

Звучит «Игра в лошадки» П.И. Чайковского. Дети «скачут» на лошадке.

Учитель: Правильно. Вы прослушали пьесу «Игра в лошадки».

Учитель: Скажите с помощью, каких музыкальных средств композитор показал нам игру в лошадки?

Учитель: Дети любят играть не только с игрушками, но и с домашними животными, собачками и кошками, давайте сейчас споем песню, которую мы учили на предыдущих уроках «Кошка беспородная».

Рассматриваю картину

Слушают произведение

Отвечают на вопросы

-колыбельная

-баю-бай

Девочка укачивает куклу в тишине и спокойствии.

Ученики выполняют пластичные движения под мелодию.

Слушают учителя

Слушают произведение

Отвечают на вопросы

 дети называют машинки, солдатики, роботы и т.д.

Слушают произведение

Отвечают на вопросы

Слушают произведение и выполняют задание

Быстрый темп, мажорный лад, громкая музыка, стремительный ритм, интонация скачки на лошади.

Исполнение песни.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи  в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Личностные: формируют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; высказывают свое отношение к героям, к их поступкам; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию и преодолению препятствий; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оцениваю совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: развивают музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Фронтальная, устный опрос, индивидуальная, хоровое пение.

7 Информация о домашнем задании

Нарисуйте  иллюстрацию к понравившемуся музыкальному произведению

Слушают учителя

Регулятивные: Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Фронтальная, индивидуальная.

8. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: Сегодня на уроке вы ближе познакомились с персонажами музыкальный произведений «Детская» М.П. Мусоргского и «Детского альбома» П.И. Чайковского, вы прочувствовали их радости и печали, услышали интересные сказки.  

Учитель: Подумайте в чём сходство или различие этих двух музыкальных произведений?

Слайд  16 Проверим вашу внимательность!

Учитель: Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность на уроке и проведём небольшой опрос по теме. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте. Готовы?

Учитель задаёт вопросы ученикам, читая слайды.

Слайды 17,18,19,20,21

Учитель: Назовите имя композитора, изображенного на слайде?

Учитель: Скажите названия вокального цикла М.П. Мусоргского?

 Сборника пьес П.И. Чайковского?

Продолжите. Речитатив – это

Продолжите. Соло – это…

Учитель: Молодцы, по вашим ответам я поняла, что вы внимательно слушали меня на уроке и много нового узнали о творчестве П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского. 

Слайд  22  Продолжите незаконченные предложения.

Учитель: Сейчас продолжите незаконченные предложения. Самым интересным на уроке для меня было… Меня удивило… Теперь я знаю…

Учитель прощается с учениками.

Слайд 23 Спасибо за внимание!

Слушают учителя, отвечают на вопрос

 Сходство двух музыкальных произведений в том, что они написаны для детей, в них изображены дети. Различие в том, что М. Мусоргский писал песни, а П. Чайковский написал музыкальные пьесы, «Детский альбом» П. Чайковского включает в себя 24 пьесы, а «Детская» М. Мусоргского состоит всего из 7песен.

М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский

«Детская»

Детский альбом

…интонации, похожие на человеческую речь исполнение одним голосом

Ученики выполняют задание учителя

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность

Фронтальная, устный опрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.

Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....

технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс

Методическая разработка урока химии в  8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....

Технологическая карта урока по теме: "Подвижные игры"

                                                      ...

План-конспект урока по теме "Детские игры" в 5 классе

План-конспект урока к УМК «Rainbow English», 5 класс (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)...

Методическая разработка урока (технологическая карта урока) по теме: "Где мы живём", 7 класс.

В разработке рассматриваются цели учителя и учащихся, планируемые результаты в соответствии с ФГОС основного общего образования, с применением технологической карты урока....