Программа "Искусство. Вечные образы"
рабочая программа по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Ольга Владимировна Виноградова

Программа по внеурочной деятельности "Искусство" для учащихся 5-9 классов с КТП для 5 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_iskusstvo.docx 22.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Утверждаю:        Согласовано        Утверждаю

Руководитель МО        Заместитель директора по УР        Директор школы

___/_______________/        _______/__________________        _____/_______________

Протокол № ___ от

«___» ________ 20__г.        «____»_______20г.        Приказ № ____ от «___»_____20__г.

Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности «Искусство»

Для учащихся 5-9 классов

Учитель: Виноградова Ольга Владимировна, 1 категория

Общая характеристика учебного предмета

        Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников общении с миром прекрасного, осмысление значения искусство в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.

        Учебный предмет пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.

        Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.

        Программа курса предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

         Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

        Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Интегрированные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, представляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления.

Принцип вариативности. Изучение искусства – процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач. В программе заложено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем, выделять крупные тематические блоки.

Принцип дифференциации и индустриализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика. Вместе с тем этот процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества.

Приобщение школьников к миру искусства в основной школе представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5-7классы) к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства (8-9 классы).

В связи с этим предлагается рассматривать два основных этапа изучения курса «Искусство» в основной школе:

5-7 классы - факультативный курс;

8-9 классы – предпрофильная подготовка.

Изучение искусства в основной школе рассматривается как продолжение начального этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности ребенка. Главные приоритеты изучения предмета в 5-9 классах сосредоточены на решении задач наблюдения учащимися произведений искусства, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления. В 5-6 классах, основной акцент ставится на образную и сюжетно-событийную сторону изучаемых произведений, общечеловеческие ценности и моральные нормы. В 7 классе особое внимание уделяется человеку-творцу в художественной культуре народов мира, осознанию ценности и места отечественного искусства, уважительному отношению к культуре других народов и стран. В 8-9 классах курс «Искусство» направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний при изучении предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» в начальной и «Искусство» в основной школе.

Ценностные ориентиры содержания

        Целью учебного предмета «Искусство» в основной школе является раскрытие воспитательной и преобразующей составляющей разных видов искусства, их влияние на развитие духовного мира учащихся, становление нравственных ориентиров. Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты являются важнейшими задачами курса «Искусство».

При изучении курса «Искусство» большое внимание должно уделяться культурной самоидентификации личности учащегося. Школьники научатся понимать национальное своеобразие фольклорных традиций мира, рассуждать о художественной ценности различных произведений современного искусства, анализировать и выявлять специфику основных средств выразительности в искусств прошлого и настоящего.

Общие представления учащихся об искусстве, сложившиеся в начальной школе дополняются, расширяются и углубляются за счет знакомства с новыми для них видами искусства, понимания их взаимосвязи, усвоения характерных особенностей и основных выразительных средств. Школьники также узнают о многообразии жанров искусства, специфике художественного языка, размышляют о единой образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.

Приоритетным направлением является развитие индивидуальных творческих способностей школьников, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Овладевая разнообразными приемами художественного творчества, они учатся оценивать произведения искусства с позиции эстетических идеалов, выработанных человечеством. Основные акценты  ставятся на эмоциональное восприятие духовного наследия. Особое внимание имеет аргументированное отстаивание собственного мнения о сущности различных явлений культуры.

В процессе обучения школьники активно осваивают образовательное пространство сети Интернет, самостоятельно осуществляют поиск информации о событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Развитие умений ориентироваться в различных источниках информации, критически ее оценивать и интерпретировать способствует формированию навыков использования инновационных технологий, воплощению своих творческих планов и замыслов.        

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

        В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты изучения искусства подразумевает:

  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
  • Накопление опыта эстетического переживания;
  • Формирование творческого отношения к проблемам;
  • Развитие образного восприятия и освоения способов художественного, творческого самовыражения личности;
  • Гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
  • Подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение искусства отражают:

  • Формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
  • Выявление причинно-следственных связей;
  • Поиск аналогов в искусстве;
  • Развитие критического мышления способности аргументировать свою точку зрения;
  • Самостоятельно оценивать достигнутые результаты.

Предметные результаты изучая искусство включают:

  • Наблюдение объектов и явлений искусства;
  • Восприятие смысла произведения искусства;
  • Представление  места и роли искусства в жизни человека;
  • Представление системы общечеловеческих ценностей;
  • Усвоение особенностей языка разных видов искусства.

Содержание программы

5 класс

«Вечные образы искусства. Мифология»

  1. Сюжеты и образы античной мифологии

-сотворение мира

-бог-громовержец Зевс

-Окружение Зевса

-Прометей – сквозь тысячелетия вперед смотрящий

-Посейдон – владыка морей

-бог огня – Гефест

-Афина – богиня мудрости и справедливой войны

- Лики Аполлона

-Аполлон и музы Парнаса

-Арфей и Эвридика

-Артемида  - покровительница охоты

-Арес – неукротимый бог войны

-Афродита – богиня любви и красоты

-Нарцис Эхо

-В сетях Эрота

-Флора – богиня цветов

2. Мифология древних славян

  • Введение
  • Перун – бог грома и молнии
  • Велес – покровитель домашнего скота
  • Дажьбог – бог  восточных славян
  • Макошь – богиня хорошего урожая
  • Лада – божество, покровительствующее семье и браку
  • Купало, Явило, Кострома – персонажи весенних праздников.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Сюжеты и образы античной мифологии

1

Введение

2

В мире античной мифологии

3

Сотворение мира

4

Бог громовержец

Зевс

5

Окружение Зевса

6

Окружение Зевса

7

Прометей

8

Прометей

9

Посейдон

10

Гефест

11

Афина

12

Афина

13

Лики Аполлона

14

Лики Аполлона

15

Аполлон и музы Парнаса

16

Аполлон и музы Парнаса

17

Орфей и Эвридика

18

Артемида

19

Арес

20

Триумф Диониса

21

У истоков театрального искусства

22

Афродита

23

Афродита

24

Нарцисс и Эхо

25

В сетях Эрота

26

Флора

27

Групповой исследовательский проект

Мифология древних славян

28

Введение

29

Перун

30

Велис

31

Дажьбог

32

Макошь

33

Групповой исследовательский проект

34

Индивидуальный исследовательский проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс

Проектная деятельность на интегрированном  уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...

«ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ: ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ».

Речь идет о том, чтобы как можно раньше начать разговор о театре с нашими учениками и вести его на протяжении всех школьных лет, следуя определенной системе, прибегая к таким формам и видам ра...

Презентация к уроку литературы по теме "Вечные образы в Слове о полку Игореве"

Урок внеклассного чтения в 9 классе по древнерусской литературе....

" Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс"

данный материал представляет собой рабочую  программу факультативного курса которая состоит из пояснительной записки, требования к уровню подготовки учеников, ктп занятий, содержания, списка лите...

Рабочая программа факультатива. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки,  ктп,  содержания курса,  списка литературы...

Статья. Природа - вечный образ литературы.

Природа - вечный образ литературы. На протяжение многих веков окружающий мир, красота родного пейзажа вдохновляли и восхищали людей. На протяжение многих ве­ков , воспевая природу в былинах и сказания...

Проект "Вечные образы - образ Иуды в живописи"

Проект "Вечные образы - образ Иуды в живописи" ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424b1155aecdde7 ...