Статья. Природа - вечный образ литературы.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Природа - вечный образ литературы. На протяжение многих веков окружающий мир, красота родного пейзажа вдохновляли и восхищали людей. На протяжение многих ве­ков , воспевая природу в былинах и сказаниях, рассказах и поэмах, стихах и прозе, человек все лучше понимал свою неразрывную связь с ней. Писателя, с любовью и умением изображающего природу, по праву называют художни­ком слова, и это - очень почетное звание. Ведь что может быть для человека важнее, чем умение понимать и любить мир, в котором он живет, мир, поро­дивший его ! Оторванный от своих истоков - неполноценен. Он потерял свои корни, сам потерялся в пространстве без дома, без надежды, без чего-то, что всегда рядом, всегда поймет и всегда примет его в трудную минуту. Мы, со­временные люди, часто утрачиваем эту связь - и вновь обрести ее помогает ли­тература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_-_vechnyy_obraz_literatury.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Природа - вечный образ литературы. На протяжение многих веков окружающий мир, красота родного пейзажа вдохновляли и восхищали людей. На протяжение многих веков , воспевая природу в былинах и сказаниях, рассказах и поэмах, стихах и прозе, человек все лучше понимал свою неразрывную связь с ней. Писателя, с любовью и умением изображающего природу, по праву называют художником слова, и это - очень почетное звание. Ведь что может быть для человека важнее, чем умение понимать и любить мир, в котором он живет, мир, породивший его ! Оторванный от своих истоков - неполноценен. Он потерял свои корни, сам потерялся в пространстве без дома, без надежды, без чего-то, что всегда рядом, всегда поймет и всегда примет его в трудную минуту. Мы, современные люди, часто утрачиваем эту связь - и вновь обрести ее помогает литература.

Природа, пейзажные зарисовки, безусловно, становятся традиционным средством в создании литературного образа, начиная с эпохи сентиментализма. Именно через восприятие природы, ее красоты можно выразить сущность человека, глубину его переживаний. Так, например, Н.М.Карамзин в повести «Бедная Лиза» зарождение любви Лизы к Эрасту соотносит с описанием раннего утра на Москве-реке: «Но скоро восходящие светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света...». Падение Лизы писатель отождествляет с грозой: «Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков - казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности»...

Романтизм привносит свои коррективы в описание мира природы, когда, как правило, возникает параллелизм с описанием души человека: мятеж природы созвучен мятежному свободолюбивому духу поэта.

Думаю, наиболее ярким примером романтического изображения природы в лирике А.С.Пушкина можно считать его элегию «Погасло дневное светило» (1824 г.), которая начинается романтическим описание пейзажа: южная ночь, теплое море, лирический герой на борту парусного судна. И природа, и обстановка, и стремление к необычности экзотичны, что свойственно романтизму. Природа оттеняет состояние души человека, помогает понять внутренний мир лирического героя.

Особенности изображения природы в лирике М.Ю.Лермонтова отражаются, прежде всего, его позицией романтика. Природа в его стихах: ветер, буря, гроза, море, лес - это свободная романтическая стихия, которая созвучна страстной души героя. В ранней лирике Лермонтова преобладают экзотические картины Кавказа. Его стихи «Кавказ» (1830 г.), «Утро на Кавказе» (1830 г.), «Кавказу» (1830 г.), «К Кавказу» (1838 г.) - изобилуют излюбленными деталями романтического пейзажа. Это звезды, луна, туман, тучи, облака. Стоит отдать должное тому, что Лермонтов хорошо рисовал, и в его стихах пейзажи по-настоящему живописны.

 Нас радует и поддерживает в жизни лес Пушкина, Кавказ Лермонтова ... и степи, бескрайние украинские степи Гоголя, одного из величайших русских художников слова. Конечно, в литературоведении Н. В. Гоголя, прежде всего, считают писателем, изображающим людей, творящим их характеры, судьбы, создающим «причудливый, мистический мир отражений», населенный, несмотря ни на что, людьми . Однако спросите любого мало-мальски знакомого с литературой человека, что первое он вспоминает, когда слышит: «Николай Васильевич Гоголь» и .скорее всего, вы услышите : « Чуден Днепр при тихой погоде!» или «Знаете ли вы украинскую ночь! О, вы не знаете украинской ночи !», или «Как раскошен, как упоителен летний день в Малороссии !» Да что перечислять ! Многие помнят Н.В. Гоголя именно как художника слова, от чистого сердца подарившего им Украину, ее степи и хутора, ее волшебную- сказку жизни.

Где бы то ни было. Когда бы то ни было - человек и природа должны быть вместе, составлять единое целое - такова скрытая мораль произведений Н.В. Гоголя. Именно поэтому так веселы и счастливы персонажи «Вечеров на хуторе близ Диканьки», живущие бок-о-бок с их щедрой матерью - вольной украинской землей, именно поэтому самые мрачные творения Н. В. Гоголя - «Петербургские повести», действие которых разворачивается в городе, давящем и убивающем человека, так не любимым самим Гоголем. Природа для Н.В. Гоголя - жизнь, и этой бьющей через край чудесной жизнью он делится с нами , читателями, в своих бессмертных произведениях.

Для Н. В . Гоголя родимой землей была щедрая украинская земля с ее яркой природой и бытом - полтавская земля. Два названия на Полтавщине прочно связаны с именем Н.В. Гоголя : Васильевка - небольшое село на границе с Миргородским уездом , где писатель провел детство, и город Нежин , где прошли его отрочество и юность, где Н.В. Гоголь семь лет учился в гимназии, где впервые проснулась в нем страсть к литературе. Именно здесь, в этом неприметном украинском селе и в этом неприметном украинском городе лежат корни великого таланта Н .В. Гоголя, находятся истоки его первых произведений - « Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода».

Ни Диканька, ни Миргород, ни Сорочинцы, ни одно географическое название в раннем периоде творчества Н.В. Гоголя не является вымышленным. Писатель изображает реальные места - Полтавщину, горя'чо любимую «малую родину». «Ни одной строчки не мог я посвятить чуждому, - писал Н.В. Гоголь. -Непреодолимой цепью прикован я к своему и наш бедный, неяркий мир наш, курные наши избы, обнаженные пространства предпочел я небесам, лучшим, приветливее глядевшим на меня. И я после этого не могу не любить своей отчизны. Сложить мне голову свою на родине !» Эти патриотические строки на первый взгляд относятся к России, но думал в тот момент Н.В. Гоголь о Полтавщине, малой своей родине, с которой начиналась в его сознании Родина большая , о Васильевке, с которой начинался для него этот мир, о первой в своей жизни речке, первом в своей жизни поле - о том, что первое после лиц матери и отца запечатлевает в памяти ребенок. Именно воспоминания о родной Украине и ее природе всю жизнь согревали и приносили душевное облегчение Николаю Васильевичу. А .О . Смирнова, подруга писателя, рассказывала : « В горькие минуты с Гоголем тогда я обычно заводила речь о высоком камыше и бурьяне, о белых журавлях на красных лапах, которые по вечерам прилетали на кровли знакомых хат, о галушках и варениках, о сереньком дымке, который струится и выходит из труб каждой хаты; пела ему « Ой, не ходи Грюцю, там на вечорицье.» Он более слушал, потому что я очень болтала, но однажды описал мне малоросский вечер, когда солнце садится , табуны гонят с поля, и отсталые лошади несутся , поднимая пыль копытами, а за ними с нагайкой в руке пожилой хохол с чупром ...»

Все раннее творчество Н.В. Гоголя обращено к «малой родине», к детству и связанным с ним воспоминаниям. Вполне естественно, что писатель, только еще начиная свою литературную деятельность, изображает то, что наиболее близко его памяти, то , с чем связаны были лучшие мгновения его жизни - образы своего детства, окружавших его тогда людей и, главное, места, где он родился и впервые познал мир. У Н.В. Гоголя этой проекцией в детство стали его незабываемые « Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Вечера на хуторе близ Диканьки» были очень тепло встречены в литературных кругах. Книга открыла русскому читателю новый, прежде неведомый, мир романтики украинской народной старины, поэзию сказки и героического подвига, поразила удивительными картинами многокрасочной украинской природы, знанием быта и нравов простых людей, и , конечно юмором, который стал характерной чертой гоголевского стиля. « Читатели наши, конечно, помнят впечатление, произведенное над ними появлением « Вечеров на хуторе» , все обрадовались этому живому описанию племени, поющего и пляшущего , этим свежим картинам малороссийской Природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой - писал о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» А .С . Пушкин (5). «Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный божий мир , - писал В . Г . Белинский в статье «Русская литература в 1841 году». - Тут все светло, все блестит радостию и счастием; мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни».

«Вечера на хуторе близ Диканьки» полюбились людям за свою светлость, радостность, новую, безоблачную жизнь - жизнь человека в единении с природой, обеспечивающую человеку вечное счастье. Какую жизнь изображали в литературных произведениях до «Вечеров»? Авантюрные и любовные романы всех мастей, где действия разворачиваются непременно в Петербурге или в Москве, и где женщины и мужчины рвут страсти в клочки, падают в обмороки, закатывают истерики, стреляются сами, стреляют и травят друг друга. Были еще приключенческие романы с погонями и убийствами и исторические романы с интригами. Если где-то природе и отводилось более- менее серьезная роль, то это была суровая природа популярного среди романтиков Кавказа, грозная и безжалостная к человеку. Н.В. Гоголь же пишет о любви и веселье, о вечно прекрасном и ласковом к человеку мире, в котором добро неминуемо побеждает зло, и страдания любви всегда награждаются счастьем.

Природа, которую мы видим в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», -природа, запечатленная однажды ребенком и воссозданная на бумаге взрослым человеком, не переставшим еще верить в прекрасное. « Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь ! Очаровательная ночь !» - так описывается простая украинская ночь, одна из миллионов малоросских ночей. Она несет отдохновение душе, освобождает человека от его глупых и мелочных печалей и снова заставляет вспомнить, что Бог есть любовь, и что этот Бог совсем рядом, тут, в этом ночном ветре, целующем черемуху. В этом спокойном ночном небе. И не надо идти в церковь , чтобы помолиться , ведь Бог живет во всем, что он создал, а значит, и в этой ночи. Мир « Вечеров на хуторе близ Диканьки» прекрасен по определению, потому что он был, есть и будет таким, потому что иначе и быть не может. В свое время некоторые исследователи даже корили Н.В. Гоголя за якобы идеализацию мира и чуть ли не оправдание крепостного права. Корили, разумеется, зря. Конечно, жизнь, воссозданная в гоголевских произведениях, весьма далека была от реальных противоречий современной писателю действительности, но менее всего полагал сам автор « Вечеров», что по его произведению будут судить об истинных условиях жизни крепостного крестьянина. Н.В. Гоголь не идеализирует мир объективный, но показывает нам свой, особенный мир, который он увидел в детстве, в родной Васильевке - вот откуда эта « веселость, простодушная и вместе лукавая», эта бесконечная доброта, эта вера в неизбежное поражение зла и торжество любви. В. Г. Белинский писал о « Вечерах» : « Это была поэзия юная, светлая, благоуханная, роскошная, упоительная, как поцелуй любви.».

Лирика Н.В. Гоголя , действительно, больше сродни поэзии, чем прозе. Проза размышляет, поэзия - чувствует и переживает. Мир Н.В. Гоголя в основе своей имеет мир народных украинских песен и сказок, горячо любимых самим Николаем Васильевичем. С песни и начинается повествование « Майской ночи или утопленницы», входящей в « Вечера на хуторе близ Диканьки»: « Звонкая песня лилась рекою по улицам села». И эта же первая фраза определяет всю эмоциональную атмосферу гоголевской повести-песни. Характерными приметами лексики, ритмическим строением фразы, музыкально-лирическим складом письма - всеми элементами « Майская ночь» очень близка украинской народно-песенной традиции. « Нет , видно крепко заснула моя ясноокая красавица !» - сказал казак , окончивши песню и приближаясь к окну : « Галю ! Галю!, ты спишь или не хочешь ко мне выйти?» Эти строки лирической прозы Н.В. Гоголя давно вошли в хрестоматию. Взволнованная повесть о любви Левко и Гали раскрывается в гармонии с патетическими описаниями прекрасной украинской природы. « Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи !» - этот вдохновенный, патетический монолог автора по стилистическому рисунку ничем не отличается от обращения Левко к своей возлюбленной. Речь автора и речь персонажей сливаются в едином эмоциональном порыве. Именно народно-музыкальный мотив связывает в творчестве Н.В. Гоголя природу и человека. В песне человек освобождается от всех низких страстей, владеющих им, мысли его сливаются со словами песни, с добрыми мыслями сочинившего эту песню , человек открывает свою душу вселенной, делится с окружающим его миром переполняющим его добром - народные украинские песни всегда нежны и ласковы, в них говорится о любви и веселье. В творчестве Н.В. Гоголя человек соединяется с природой, когда он чист, а чист он, когда поет. Это прекрасно видно в « Майской ночи или Утопленнице». « Сильно и звучно перекликались блистательные песни соловьев, и когда они, казалось умирали в томлении и неге , слышался шелест и трещание кузнечиков или гудение болотной птицы, ударявшей скользящим носом своим в широкое водное зеркало. Какую-то сладкую тишину и раздолье ощутил Левко в своем сердце. Настроив бандуру, заиграл он и запел :

Ой, тi, мicяцю, мiй, мiсяченьку !

I ти , зоре ясна !

Ой, Свiтiть там по подвi'i.

Де Дiвчина красна.

Окно тихо отворилось , и та же самая голова, отражение которой он видел, в зеркале пруда выглянула, внимательно прислушиваясь к песне .... - Спой мне, молодой казак, какую-нибудь песню -! - тихо молвила она, наклонив свою голову набок и опустив совсем густые ресницы», - так появляется в повести панночка - утопленница , бедная девушка, покончившая с собой от обиды, нанесенной ей родным отцом и ставшая после смерти русалкой, добрым магическим порождением природы. Она - ключевое действующее лицо « Майской ночи», спасительница любви, благодетельница Левко. Природа услышала чистого человека, услышала , как сердце и душа его излились в песне и откликнулась , и помогла.

В « Вечерах на хуторе близ Диканьки» природа сопровождает человека и его дела постоянно. Она определяет настроение повествования, входит в сюжет, помогает читателю в его восприятии. «Сорочинская ярмарка» небогата описаниями природы - их всего два, но две эти яркие картины живой малоросской природы самым точным образом определяют всю направленность повести. Начинается «Сорочинская ярмарка» так : « Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии ! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих ! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только , в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи... Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен , слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах ... как полно сладострастия и неги малороссийское лето !» Природа создает настроение : тихое, спокойное, чуть ленивое, оно соответствует содержанию повести : несмотря на все страшноватые перипетии «Сорочинской ярмарки» ничего страшного так и не происходит, вся пугающая чертовщина оказывается невинным розыгрышем, и спокойный чуть грустный конец. «Сорочинская ярмарка» начинается и кончается миром , и природа здесь играет композиционную роль.

Второе описание природы прямо помогает раскрытию образа : «Сквозь темно - и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река- красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною , упавшей с русой головы волною, когда с презрением кладет одни украшения, чтобы заменить их другими , и капризам ее конца нет, - она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами. Ряды мельниц подымали на тяжелые колеса свои широкие волны и мощно кидали их, разбивая в брызги, обсыпая пылью и обдавая шумом окрестность... Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками , мельницы - все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрасную бездну. Красавица наша задумалась , глядя на роскошь вида, ... как вдруг слова : « Ай да дивчина !» - поразили слух ее». Красота реки переплетается с красотой девушки, раскрывает и дополняет ее. Девушку невозможно представить без реки. Без полей и мельниц по ее берегам, без роскошного и ленивого малоросского дня. Без нег нельзя представить себе всей «Сорочинской ярмарки» как нельзя представить «Страшную месть» без Днепра,«Утопленницу» без украинской ночи и старого пруда. Природа в « Вечерах» наполнена любовью : ночной ветер соблазняет черемуху, река красуется, как кокетливая женщина, песни жаворонка льются на влюбленную землю. Она подобна доброму божеству вечно наблюдающему , помогающему и любящему людей, он ведет человека к счастью и взамен просит только одного : будь добр и чист, как она.

И хотя Гоголь не был поэтом его зарисовки природы сродни истинным лирическим пейзажам - поэтическим шедеврам великого гения, искренне любящего свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс

Проектная деятельность на интегрированном  уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...

«ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ: ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ».

Речь идет о том, чтобы как можно раньше начать разговор о театре с нашими учениками и вести его на протяжении всех школьных лет, следуя определенной системе, прибегая к таким формам и видам ра...

Презентация к уроку литературы по теме "Вечные образы в Слове о полку Игореве"

Урок внеклассного чтения в 9 классе по древнерусской литературе....

" Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс"

данный материал представляет собой рабочую  программу факультативного курса которая состоит из пояснительной записки, требования к уровню подготовки учеников, ктп занятий, содержания, списка лите...

Урок литературы в 6 классе по роману Сервантеса "Дон Кихот". "Вечные образы романа".

Это 2-ой урок по данному произведению. 1-ый был посвящен работе с текстом (чтению и анализу ключевых эпизодов романа, раскрывающих характеры главных героев и идею романа).На дом было дано следующее за...

Проект "Вечные образы - образ Иуды в живописи"

Проект "Вечные образы - образ Иуды в живописи" ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424b1155aecdde7 ...

Проект "Вечные образы - образ Иуды в литературе"

Проект "Вечные образы - образ Иуды в литературе" ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424b43ce517356a...