"Музыка- педагог- концертмейстер"
статья по музыке
На начальном этапе обучения игре на любом музыкальном инструменте очень важно уделить достаточно внимания как работе над звуком, так и слуховому контролю ребенка. Практика последних лет показывает, что в самом начале процесса обучения, появились тенденции, обусловленные повышенными требованиями качества и методики преподавания предмета. Основным направлением в процессе первоначального обучения игре на инструменте становится воспитание у обучающегося ребенка любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линиям развития мелодии. Творческое начало развивает воображение ребенка, а также рождает желание сделать что-то новое и необычное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kursov_povkval-tsii.docx | 28.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург 2022 г.
«Специфика работы концертмейстера в классе домры на начальном этапе обучения»
Введение
Музыка – искусство звука.
Г.Г. Нейгауз.
На начальном этапе обучения игре на любом музыкальном инструменте очень важно уделить достаточно внимания как работе над звуком, так и слуховому контролю ребенка. Практика последних лет показывает, что в самом начале процесса обучения, появились тенденции, обусловленные повышенными требованиями качества и методики преподавания предмета. Основным направлением в процессе первоначального обучения игре на инструменте становится воспитание у обучающегося ребенка любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линиям развития мелодии. Творческое начало развивает воображение ребенка, а также рождает желание сделать что-то новое и необычное. В наше время очень актуальны проблемы воспитания слухового контроля в работе над произведениями, воспитания любви к музыке на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Бывает так, что по каким-то своим причинам педагог перестает заинтересовывать и прививать любовь к процессу обучения и начинает отработанно, по «старой схеме», проводить занятия одно за другим. Для развития слухового контроля очень важно заинтересовать ребенка. Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий музыкального развития учащихся через воспитание у них слухового контроля в процессе обучения игре на фортепиано.
Цель-выявление методов воздействия на ребенка на начальном этапе становления его творческой личности в отношении к игре на фортепиано, акцентируя внимание на прививании любви к игре на выбранном музыкальном инструменте, развивая тем самым музыкальность, воспитывая бережное и трепетное отношение к звучанию исполняемого произведения. Задачи:
- изучить правильную организацию урока по игре на фортепиано на начальном этапе обучения;
- рассмотреть проблему слухового контроля музыкальных произведений в начале творческого пути;
- составить комплекс упражнений для формирования слухового контроля над звуком у начинающих музыкантов.
Обучение игре на фортепиано может быть творческим и увлекательным процессом. Дети младшего возраста с интересом относятся ко всему новому и неожиданному, несмотря на то, что в их возрасте внимание достаточно неустойчивое.
Основы организации занятия по фортепиано на начальном этапе обучения.
- Первое знакомство с инструментом
Каждый ребенок является уникальным миром, единственным в своем роде сочетанием особенностей личности, характера и темперамента. Он уже духовно владеет какой-то музыкой, можно сказать носит ее в своей голове. Чтобы помочь ребенку раскрыть его внутренние возможности, важно определить его настроение, уловить душевное состояние: успокоить легковозбудимого, поднять эмоциональный настрой инертного, раскрепостить «зажатого». Необходимо найти правильную тональность общения- с одним можно разговаривать ласково и тихо, с другим- использовать все богатство эмоционально окрашенной речи. В любом случае, необходимо чувство такта и абсолютное уважение к ученику. Перед прикосновением к клавишам ребенок знакомится с инструментом. Он пока еще для маленького учащегося является «чужим» предметом. Поэтому для интересного «знакомства» педагог может показать внутреннее строение инструмента, рассказать из чего состоит фортепиано и какие звуки может издавать.
Процесс овладения фортепианной игрой настолько трудоемкий, что порой, поглощает все внимание ученика, а цель, во имя которой затрачивается столько усилий- Музыка- часто уходит из поля зрения.
Поэтому на первом этапе важнее всего, как считала А.Д.
Артоболевская, не научить малыша играть, а научить его слушать, заинтересовать тем, о чем музыка говорит, развивать музыкальное воображение. Слушание музыки раскрывает данные учащегося, его характер, эмоциональность. Слушая музыку, ученик хочет играть также как его педагог. Чтобы показать пример, педагог должен чаще садиться за инструмент и играть различные по настроению произведения. После чего будет полезным обсудить характер музыки, интонационные и ритмические особенности образов. Необходимо с самого начала обратить внимание учащегося на тембровую окраску звука. Нужно показать разницу между красивым, то есть насыщенным тембровыми красками звуком и сухим, вялым или жестким звуком. Добиваться того, чтобы ребенок «на слух» смог определить качество звука, его темброво-регистровую окраску. Развитие тембрового слуха помогает естественно и правильно развить слуховой аппарат, в основе которого будет свободное, не напряженное состояние мышц руки при достаточной насыщенности звука.
Первое знакомство с инструментом должно проходить в игровой форме для начинающих пианистов. Например, знакомясь с регистрами, они понимают, что на фортепиано можно изобразить не только зверей и птиц, но и все инструменты оркестра.
-Организация пианистического аппарата
Постановка руки - это важнейший этап и очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение учащегося. Также большое значение имеет правильный выбор посадки за инструментом. Тело должно двигаться свободно во всех направлениях. Слишком глубокая посадка будет препятствовать опорной роли ног, но и на самом краю стула сидеть неудобно, ибо в таком случае большая часть тяжести тела падает на ноги. При правильной посадке стул должен находиться на такой высоте, чтобы локоть попал в одну плоскость с клавиатурой и можно было бы в любой момент встать со стула без помощи рук.
Педагог должен помочь ученику находить наиболее удобные, естественные движения, а значит и правильное в данный момент положение руки, причем не считать найденное положение за данную раз и навсегда норму.
Главная же задача всегда остается одной- играть сочным и красивым звуком. В этой работе каждый педагог должен проявить искусство, изобретательность, своего рода талант. Ребенок должен понять, что его руки – это одно из звеньев для выражений звуков, как голос для выражения его помыслов и желаний. Он должен запомнить, что руки – его голос, который может «говорить» извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче, и резко. Словом, как чувствуешь, так и «говоришь» - играешь.
- Нотная грамота
У каждого музыкального звука есть 4 физических свойства: высота, долгота, громкость и тембр (эмоциональная окраска). С помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих свойствах нужного ему звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Изучая нотную грамоту с детьми в самом начале их музыкального пути, педагог также, как и при обучении игре на инструменте не должен забывать о заинтересованности ребенка к предмету изучения.
Важно также донести до ребенка необходимость знания нотной грамоты. Педагог должен объяснить, что можно научиться играть мелодию или композицию, не изучая нотной грамоты, но если ученик хочет играть больше одного произведения, то знание нотной грамоты необходимо. Чтобы по нотам он мог сыграть все, что ему понравится. Здесь возможна аналогия с книгами. Не зная букв- книгу не прочтешь.
Проблемы развития слухового контроля на начальном этапе обучения
- Слуховой контроль в фортепианной педагогике
Воспитание слуховых качеств учащегося- неотъемлемая часть образовательного процесса музыканта. Когда-то основным моментом фортепианной методики и практики было развитие техники ученика. Пианистическая техника приобреталась путем длительной, автоматизированной до примитива пальцевой тренировки. При обучении игре на фортепиано, например, вполне допускались ситуации, позволяющие учащимся работать, абсолютно не слушая себя. Разумеется, во все времена имели место исключения из правила. Не быть их и не могло, т.к. любое яркое незаурядное дарование в фортепианной педагогике тем-то и выделялось на общем фоне, что вело ученика (более или менее целенаправленно, последовательно, эффективно) по линии полноценного художественного слухового воспитания.
На исключительную важность слухового фактора для достижения подлинного успеха в пианистическом образовании указывали А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, выдающийся немецкий музыкант Г. фон Бюлов, польский пианист и педагог Т. Лешетицкий и другие их коллеги из числа творчески мыслящих педагогов-музыкантов. В целом же большинство фортепианно- педагогических направлений 18-19 веков не связывало решение задач двигательно-моторного характера с одновременным и параллельным слуховым воспитанием. В начале 20 века изолированная пальцевая игра, механичность тренировочного процесса и т.д. были отвергнуты и, не без метаний в области фортепианной педагогики, люди пришли к пониманию роли слухового воспитания в пианизме.
О развитии музыкального слуха к инструментальному преподаванию писал еще В.Ф. Одоевский, автор «Музыкальной азбуки»: «задача учителя-довести ученика до того, чтобы его глаз понимал то, что ухо слышит, а ухо понимало то, что глаз видит»- чтобы каждая видимая учеником нота имела для него звук.
И.Г. Назаров, педагог-методист, пишет, что музыкальным слухом надо считать внутренний слух, при котором до реализации звука физически, исполнитель уже представляет этот звук психически (в воображении). Музыкальный слух и моторика не только должны быть достаточно развиты каждый в отдельности, но должны быть, кроме того скоординированы между собой, причем слух должен играть ведущую роль. - Работа над звуком
Культура звука зависит от первого прикосновения к клавише. В звук надо погружаться. Но ребенок еще не может чувствовать, как это происходит. Натан Перельман написал о звуке целую поэму: «Для музыканта звук- творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант».
Содержанию музыкального произведения уделяем много времени. Но начало всему- первое прикосновение к звуку. И главное, чтобы оно было «благородным».
В возрасте 5-7 лет дети очень эмоциональны, интуитивно они очень хорошо чувствуют характер музыки. Знакомясь с новыми произведениями, обсуждаем характер, впечатления от музыки, разговариваем о жанре (танец, песня), композиторе. В сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой» много цветных иллюстраций, почти ко всем пьескам есть слова. Дети с удовольствием играют «Вальс собачек», «Болтунью» в ансамбле с педагогом. Очень важно для ребенка чувствовать поддержку педагога, особенно если ребенок скован, застенчив. В игре маленьких музыкантов часто видна скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица. Если вовремя не обратить внимания -это станет основой неправильной игры. Преодолеть эти трудности поможет индивидуальный подход, контроль педагога и главное самоконтроль. Также можно привлечь родителей, бабушек… Учить детей играть на фортепиано – это все равно, что учить малыша ходить. Поэтому детским пальчикам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, издавать красивые звуки, а в начале им требуется всего лишь помощь.
- Работа над штрихами
Нужно начинать обучение с трех штрихов – non legato, staccato и legato. Прикосновение к клавишам при том или ином виде игры абсолютно разное.
«Научитесь вслушиваться в то, что вы играете. Когда вы не вслушиваетесь, вы не понимаете и не чувствуете музыки». Ф.М.
Блуменфельд считал, что прежде всего надо услышать. Фундаментом воспитания музыканта является формирование музыкального слуха учащегося, умения слушать себя как в процессе повседневной работы, так и в выступлениях на концертах. «Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы», писал Г.М.
Коган.
Проблема умения слушать себя была всегда актуальна в фортепианной педагогике. Слуховой контроль и развитие слуха тесно взаимосвязаны. Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное и многогранное.
Различают две разновидности музыкального слуха: 1) – способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух; 2) – способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки, то есть внутренний музыкальный слух. Деление музыкального слуха на внешний как восприятие и внутренний как представление соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно восприятию явлений и предметов и представлению их.
Внутренний слух – способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать не исполняя и реально не слушая ее, а узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания. Внутренний слух различается по степени яркости и сложности слуховых образов.
В «Жизненных правилах музыкантов» Роберт Шуман утверждал: «Развитие слуха – это самое важное!» Недостаточное развитие внутреннего слуха тормозит развитие музыкальной памяти, в результате чего моторная память превалирует над слуховой.
Учащиеся быстро забывают выученные наизусть произведения, слабо читают с листа, а в конце обучения чувствуют себя беспомощными и нередко прекращают заниматься музыкой.
Основным материалом для развития внутреннего слуха служат изучаемые музыкальные произведения в классе фортепиано. Большое значение имеют подбор по слуху и транспонирование. Подбор по слуху наиболее эффективен для развития внутреннего слуха и воспитания умения слушать себя. Подбор по слуху, особенно подбор аккомпанемента, развивает гармонический слух и музыкальную память, стимулирует умение «слышать клавиатуру», способствует к дальнейшему развитию навыков импровизации. Работать в этом направлении необходимо на протяжении всего периода обучения. Умение слушать себя для любого ученика – это процесс, включающий в себя три фазы:
- мысленное представление;
- приказ мозга к мышечному действию, нужному для ощущения реального звучания;
- контроль за тем, насколько удалось реальное воплощение замысла; Начинать работу по систематическому воспитанию умения слушать себя, следует с первых шагов обучения музыке. На начальном этапе ученики стараются копировать показываемые педагогом движения, зачастую не слушая и не слыша себя. Необходимо объяснить, что музыка воспринимается не зрением, а слухом.
Возвращусь к штрихам. Большое значение следует придавать умению проследить за моментом снятия звука при игре non legato. Звук не обрывается внезапно. Non legato – это категория слуховая.
Двигательный прием, как ни важен, все-таки вторичен.
Слуховой контроль невыполним без сосредоточенного внимания. «Сосредоточенность внимания – первая буква в алфавите успеха», таков тезис Гофмана.
Польза от работы определяется не столько количеством затраченного времени, сколько качеством затраченного внимания. Длительная сосредоточенность при работе – нелегкая задача, особенно для ребенка. Без интереса, дисциплины и умения сосредоточенность ведет к утомлению. Более настойчивый преодолевает усталость, но сам того не замечая, начинает отвлекаться от поставленной перед ним задачей, переходит на механическое проигрывание изучаемого. Поэтому утомление – признак необходимости прекращения работы, учил Н. Рубинштейн. Более или менее длительное сосредоточение внимания, при отсутствии непосредственной заинтересованности изучаемым невозможно ни по приказу педагога, ни по самоприказу. Конечно, дело педагога усилить интерес ученика к исполняемой пьесе, искать и находить в ней новое. Педагог должен создать определенный настрой на занятии, создать определенную атмосферу, и обязательно хвалить ребенка за его пусть самые небольшие успехи, особенно нерешительных и робких детей. В повседневной работе очень важно чувство удовольствия от того, чем ты занимаешься. Трудна задача слышать свое исполнение не так, как оно представляется изнутри, в воображении, и не так как переживается в игровых движениях на клавиатуре, а объективно – как звучит на струнах фортепиано, что собственно и доходит для слушателей. Научить этому – одна из важнейших и притом труднейших задач для пианиста.
Корень проблемы бессмысленного исполнения часто кроется в самом начале обучения: именно тогда ребенок либо приучается «слушать себя» (контролировать исполнение слухом), либо нет. Важна взаимосвязь «слух – музыкальная интонация – музыкальнохудожественный образ». Ребенку трудно понять, что он себя «не слышит». Для педагога понятие «слышать себя» означает контроль качества звукоизвлечения, слуховой самоконтроль музыкальной выразительности фразы или всего произведения. Для ребенка – это фиксирование той ноты или созвучия, которое он только что нажал на инструменте. Он слышит только момент удара по клавише, но не слышит протяженности звука, того, что длится после нажатия.
Именно поэтому дети часто играют «по одной ноте». Важно научить ребенка слышать длинный звук: пусть нажмет клавишу и слушает звук до полного угасания. Следующий этап – использовать этот навык при разучивании первых простейших мелодий, заострять внимание на протяженности звучания, а не на моменте удара по клавише. «Сначала нужно уметь слышать один звук, а потом – все звуки», - говорил видный педагог-пианист И.И.
Юдович.
В.В. Горностаева считала, что личное отношение к звуку выражается не только в том, как нажимаешь клавишу, но и как слышишь ее ответ. Работая с ребенком над песенками и пьесками на раннем этапе обучения, необходимо следить в его игре за выразительностью интонаций и яркостью образов. В быстрых пьесах передать характер ребенку проще, чем в медленных, распевных. Это связано с тем, что медленные пьесы требуют особой выразительности, которая возможна лишь тогда, когда ребенок хорошо слушает себя и объединяет звуки между собой. Это уже следующий этап работы над развитием слуха. Полезно научить ребенка петь про себя, вести мелодию как бы внутри себя. Развитый внутренний слух – очень важный навык для музыканта.
Особое слуховое внимание к передаче музыкальных интонаций во время исполнения способствует большему погружению ребенка в музыкально-художественный образ произведения, развивает в творческом отношении, подогревает его интерес к музыкальной деятельности. Конечно, важна и глубина мышления, яркость воображения, владение техническими приемами игры на инструменте, но поскольку музыка – искусство звука, без развитого слухового самоконтроля все эти условия не смогут претвориться в исполнении.
С первых упражнений необходимо приучать учащегося дослушивать каждый звук. Потребность слушать себя воспитывается постепенно, ибо бесконтрольная игра влечет за собой неточность в тексте, неуправляемость звуком, неаккуратность.
Много времени следует уделять «слышанию» гармонии во время разучивания произведений. Умение слушать себя помогает и в преодолении технических сложностей. Важная задача педагога на занятии – привить ученику умение слышать исполняемую музыку, научиться слушать себя.
Каким образом можно контролировать слуховое восприятие? Контроль над активностью слухового восприятия – как бы контроль над контролем. Восприимчивость учащихся, умение критически слушать свое исполнение музыкального произведения – одна из важнейших педагогических задач. Слуховой контроль собственной игры – дело сложное. Гораздо легче критически оценивать чужое исполнение. Надо научиться слышать свое исполнение как бы со стороны. Сначала ребенок играет и слушает одноголосные мелодии, затем к ним прибавляются простейшие аккомпанементы, далее появляется несложный второй голос – ребенок знакомится с двухголосием, приучается одновременно слушать верхний и нижний голоса. Так в жизнь ученика входит понятие полифонии. Сначала приходится работать над каждым голосом отдельно, а потом соединять их вместе. При такой постепенности в работе с начинающими пианистами воспитывается умение слушать себя.
Важная особенность фортепиано – это угасание звука. Невозможно управлять уже взятым звуком. Главное средство преодоления – выразительность мелодической линии, нюансировка. Даже начинающий пианист, умеющий слушать продолжение взятого звука, может добиться такой выразительности ведения мелодии, что раздельность составляющих ее отдельных нот становится незаметной для слушателей. Каждый ученик слышит все, то есть его органы слуха улавливают каждую ноту и совокупность всего звучащего произведения. Если произведение выучено недостаточно хорошо, то исполнитель успевает осознать лишь отдельные эпизоды звучания, сознание отстает от слуха. Необходимо изучать произведения в медленном темпе, только так исполнитель знакомится со всеми элементами музыкальной ткани, чувствует и осознает слышимое. Процесс слухового выучивания произведения можно разделить на несколько направлений работы:
- слушание мелодии, ее тембровой окраски, дослушивание в ней долгих звуков; работа над фразировкой;
- слушание сопровождения мелодии, выразительности и ровности звучания;
- слушание мелодии и сопровождения; баланс мелодической линии и аккомпанемента;
- вслушивание в гармоническую структуру произведения; - слушание всего произведения в целом.
Таким образом, активное слушание является основой вызревания художественного замысла, контролируя и стимулируя его конкретное воплощение.
Заключение
«Проще, легче, веселее» К.С. Станиславский Эти слова должны стать постоянным девизом педагога. Потому что от того, насколько активны будут мысль и слух ученика, насколько осознанно он будет относиться к работе, во многом зависит успех.
Ясно поставленная цель повышает интерес к занятиям.
Педагог все время должен пребывать в творческом состоянии духа, потому что каждый урок – это маленький спектакль, это – маленький театр. Всегда надо учитывать выносливость ребенка, дозировать нагрузки, учитывая внутреннее состояние малыша, его настроение. Важно проникнуть в состояние ребенка, взять на себя его отрицательные эмоции, избавить от комплексов, помочь обрести свободу. Развивая образно- слуховое восприятие, А.Д. Артоболевская приучала с первых шагов овладевать широким кругозором произведений, накапливать репертуар. Она не раз доказывала, что ученик первого класса может держать в памяти до 80 пьес. «Очень страшно, если общение с музыкой превращается в топтание на месте, в нудную зубрежку нотной грамоты, в упражнение на развитие техники. Я окунаю их в музыку – так, как учат плавать, бросаю их в музыку, они в ней барахтаются, начинают понимать эту стихию, выплывают и стремятся ею овладеть».
Развитие музыкального кругозора – дело, безусловно, хорошее. Держа процесс под надзором, важно не допустить закрепления неверных навыков. И все-таки не нужно забывать: отношение к звуку определяет все установки при формировании игровых навыков у учащегося. Прежде всего, способ прикосновения к клавише, благодаря которому пальцы сливаются с клавиатурой. Стремясь достичь осмысленности исполнения, попутно воспитываем внимание к качеству звука, к плавности legato, сравнивая пение со звучанием инструмента.
Конечно, словами не выразишь музыку, но тот, кто ярко ее чувствует, всегда найдет словесное выражение чувству, пусть и примитивное по сравнению с самой музыкой. Путь к чистоте исполнения начинается с богатства смысловых, образных ощущений. Безусловно, в обучении музыке поэтичность и образность важнее, чем отсутствие погрешности в нотном тексте. Очень важно осветить те методы, способы, которые помогают научить ребенка владеть звуком при игре на фортепиано, и, значит воспитать в нем умение выразить на инструменте свое «Я».
Список используемой литературы
- Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепьянной игры». – М., 1961
- Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». – М., 1985
3.Гофман И.И. «Фортепианная игра». – М.,1961
4.Милич Б.Е. «Воспитание ученика-пианиста», изд. «Кифара», 2002
5.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», изд.
«Наука», 2004
6. «Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А.А., изд. «Музыка», 2007
7.Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», изд. «Музыка», 2009
Оглавление
Введение
1.Основы организации занятия по фортепиано на начальном этапе обучения
- знакомство с инструментом
- организация пианистического аппарата
- нотная грамота
2.Проблемы развития слухового контроля на начальном этапе обучения игре на фортепиано
- слуховой контроль в фортепианной педагогике
- работа над звуком
- работа над штрихами
- разновидности музыкального слуха
- контроль над слуховым восприятием
Заключение
Список использованной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогического опыта. Создание музыки к спектаклям. Опыт композитора и концертмейстера.
В этой статье я обобщила свой опыт работы композитора и концертмейстера в театральной студии "Балагуры"....
"Некоторые аспекты деятельности педагога-концертмейстера с младшим хором"
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она побуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возв...
Творческое взаимодействие хорового коллектива и педагога концертмейстера.
о взаимодействии хорового коллектива и концертмейстера....
Юбилейный концерт класса преподавателя фортепиано и концертмейстера Назлымовой Эльвиры Айдеровны «Разноцветный мир музыки в поколениях».
Организатором концерта выступила Назлымова Э.А. , ведущие концерта: Эльвира Айдеровна Назлымова и учащаяся 2го класса Дарья Савчук.На концерт были приглашены учащиеся школы и их родители, преподавател...
К Международному Дню музыки "Педагоги - детям"
Окружной мастер-класс педагогов ЦДТ...
Размышление на педсовете. О психологическом взаимодействии педагога, концертмейстера, ученика.
С самого начала обучения ребенка педагог должен заботиться о гармоничном увязывании каждого нового технического приема, с какой -либо конкретной художественной задачей, например, чистого и ритмичного ...
Методический доклад: «Работа и творческое взаимодействие концертмейстера с педагогом-инструменталистом и учеником. Самостоятельная работа концертмейстера.»
Концертмейстеру принадлежит очень важная роль в образовательном процессе - будить творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением качественную художественную среду для создания музыкально- худ...