Презентация педагогического опыта. Создание музыки к спектаклям. Опыт композитора и концертмейстера.
статья по теме

Дрынкина Наталья Владимировна

В этой статье я обобщила свой опыт работы композитора и концертмейстера в театральной студии "Балагуры".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание музыки к спектаклям.

Опыт  композитора и концертмейстера.

Особенности работы над музыкальным  оформлением театральных постановок

        Я работаю в театральной студии “Балагуры” недавно. Всего лишь 2-ой год. Но уже за этот короткий период мне удалось написать музыку к двум спектаклям: “Тряпичная кукла” по одноименной пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона и “Тутта Карлсон и Людвиг XIV Ларсен” по сказочной повести шведского писателя Яна Олафа Экхольма “Тутта Карлсон – первая и единственная…”

В “Тряпичной кукле” мною написано 5 музыкальных фрагментов: Пролог (“Если в доме прохудилась крыша”), Песня Энди и Кукол (“Нельзя лежать в кровати и ждать”), Песня “Регеди и Облака” (“Я просто тряпичная кукла”), Песня Канарейки (“Я – маленькая жертва в позолоченной клетке”), Финал (“Давно известно это средство”). Этот новый музыкальный материал был добавлен к уже написанной музыке, автором которой является Наталья Завьялова. Передо мной, как композитором, стояла нелегкая задача: с одной стороны, сохранить и не нарушить музыкальный стиль моего предшественника, и, с другой стороны, показать свой индивидуальный композиторский почерк.

В спектакле «Тутта Карлсон и Людвиг XIV Ларсен» мною написано 7 музыкальных фрагментов: Песня Ларсенов (“Если лисой ты родился, - гордись”), Песня Людвига (“Я виноват, я не хотел…”), Сцена в курятнике (“Ах, как трудно курицей быть!”), Песня Максимилиана (“Давным-давно служу я”), Песня зверей (“Что ты сделал?”), Песня Тутты и Людвига (“Я построю свой корабль”), Финал (“Пусть не похожи мы”).

Теперь перейдем к особенностям создания музыки к спектаклям. Во-первых, (раскрою свой секрет), я не пользуюсь традиционной нотной записью, где записывается полностью вся партитура. Сначала, получая “рыбу” (набросок, вариант стихотворного текста) от руководителя театральной студии, я записываю гармоническую цифровку прямо над текстом.

 

 А потом уже соединяю мелодическую строчку с гармонической цифровкой, как принято в записи эстрадных и джазовых тем. Это позволяет мне работать очень быстро в отличие от долгого и кропотливого процесса общепринятой нотной записи.

Считаю этот способ музыкальной записи наиболее приемлемым в работе с театральным коллективом. Это удобно и логично по многим причинам. Ведь “театралы”, как правило, не знают нотной грамоты. У них нет предмета “сольфеджио”. Они не читают  хоровые партитуры, как принято в музыкально-хоровой студии. Театралы  учат песни  “с голоса”. Они все  запоминают на слух, - это “слухачи” от природы. Очень талантливые дети. У них  своя театральная специфика, которая приучила их мобилизовываться и не терять форму в любых условиях. Театралы способны выучить на слух абсолютно новый музыкальный материал в рекордно короткий срок, за одну репетицию. В этом я вижу большое  преимущество и большой “плюс” театралов по сравнению с музыкантами из хоровой студии. У “Балагуров”, как правило, нет времени на раскачку. Поэтому они умеют учить быстро, сходу. Следовательно, от меня, как композитора, требуется умение быстро и максимально точно воплощать музыкальный замысел. Согласитесь: то, что уже выучено, - очень трудно переучивать.

Необходимо также  учитывать диапазон голоса, уровень  вокальной подготовки,  возрастные особенности голосового аппарата  детей. Контингент  в театральной студии очень разношерстный: от совсем непоющих  “гудошников” (Ваня Фролов в роли Петуха, Федя Кондрашев в роли Людвига в спектакле “Тутта”) до солистов, “звездочек”, которым по плечу очень сложный музыкальный репертуар (Вероника Ильницкая в роли Реггеди, Таня Николаева в роли Канарейки в спектакле “Тряпичная кукла”, Руслан Осканов в роли Максимилиана в спектакле “Тутта”). Непоющим актерам, как правило, доступна лишь декламация на фоне звучащей музыки. Но бывают случаи, когда режиссеру приходится спасать критическую ситуацию с непоющим актером. Так получилось с Федей Кондрашевым, вместо которого поет солист музыкально-хоровой студии “Галактика” Юрий Юшкевич. Звучит внутренний монолог главного героя, его мысли вслух. То есть, голос за кадром. Этот режиссерский ход удачно вписался в общую драматургию спектакля “Тутта Карлсон и Людвиг XIVЛарсен”.

Хочется отметить еще одну немаловажную особенность “Балагуров”: они поют только под “минусовки”, живым звуком в отличие от других театральных коллективов, которые поют под “плюс”. Высокий уровень музыкальной подготовки позволяет старшей 5-й группе исполнять песни даже без дублирования мелодии в аккомпанементе (Пролог в “Тряпичной кукле”).

Основные этапы создания музыкальной фонограммы

Условно можно выделить 3 этапа.

I. Начальный ( подготовительный)

На этом этапе только еще зарождается набросок, эскиз будущего музыкального произведения. Идет работа над стихотворным текстом, музыкальной формой. Выбирается удобная тональность, гармонический план.

II. Основной

Здесь композитор выступает в роли костюмера. Это ”примерка” нового костюма к персонажу.Тут главное: чтобы костюмчик “сидел”. Точно, по фигуре. Моя  задача – выбрать на синтезаторе  стиль, темп, солирующие музыкальные инструменты. То есть, подчеркнуть индивидуальность конкретного музыкального произведения.

III. Заключительный

Записывается фонограмма (минусовка). В минусовке звучит только  аккомпанемент, без вокальной партии, т.е. без голоса. Запись фонограммы – очень ответственный момент, поэтому именно  сейчас необходима  совместная работа концертмейстера, звукорежиссера и руководителя театральной студии. Уточняются детали музыкальной формы: вступление, заключение, связки между частями. Просчитывается количество тактов, необходимых для сценического движения. Ведь под  музыку придется  не только петь, но и двигаться.  Таким образом, появляется окончательный концертный вариант фонограммы, предназначенной для исполнения на сцене.

Надеюсь, что моя музыка поможет раскрытию творческого потенциала юных актеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического опыта.

Видеоматериалы "Презентация педагогического опыта" в районном конкурсе педагогических достижений....

презентация педагогического опыта

данная презентация является приложением к аттестационному материалу...

Программа обучения педагогических кадров "Подходы к презентации педагогического опыта"

В условиях реформирования российского образования все большее значение приобретает повышение квалификации педагога. Современная школа требует от педагога готовности и способности к освоению инновацион...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

Представление педагогического опыта учителя музыки МОУ "СОШ №"6 Саушкиной И.А.

Представление педагогического опытаучителя музыкиМОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. о. СаранскСаушкиной Ирины Анатольевны...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки Новиковой Светланы Алексеевны

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным дл...


 

Комментарии

Дрынкина Наталья Владимировна

МУЗЫКА - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.