Рабочая программа по музыке. 8 класс.2021-2022 у.г. Г.П. Сергеева
рабочая программа по музыке (8 класс)
Рабочая программа по музыке. 8 класс.2021-2022 у.г. Г.П. Сергеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_8_klass._sergeeva.doc | 158 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы: ___________________/Серова Н.М./
«___»_________________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
8А КЛАСС
(базовый уровень)
Составитель: Калныня Светлана Викторовна
учитель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 8 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»;
- Учебного плана на 2021-2022 учебный год МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»;
- авторской рабочей программы по музыке для 5-9 классов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой «Музыка. Искусство» Москва «Просвещение» 2018г.
По учебному плану МБОУ «Васильевская СОШ» на изучение предмета отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Личностные результаты
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование осознания своей этнической и национальной принадлежности;
- усвоение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- развитие опыта участия в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- осознание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, как результат творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
- приобретение целостного, социально-ориентировочного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
2. Метапредметные результаты
2.1. Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
- умение прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
- умение мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему;
- умение ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
- умение действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
2.2. Познавательные:
- умение применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
- умение обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
- умение осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
- умение использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- умение пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
2.3.Коммуникативные:
- умение понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
- умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
- умение приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
- умение создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
3. Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
- анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- различать и характеризовать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
- узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
- различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
- называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
- узнавать формы построения музыки (двухчастную, трёхчастную, вариации, рондо);
- определять тембры музыкальных инструментов;
- называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
- определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- определять характерные особенности музыкального языка;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
- определять характерные признаки современной популярной музыки;
- называть стили рок-музыки и её отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
- анализировать творчество исполнителей авторской песни;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
- понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
- понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
- называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
- определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
- владеть навыками вокально-хорового музицирования;
- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
- понимать специфику музыки как вида искусства и её значение в жизни человека и общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
- приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Классика и современность
Музыка как вид искусства. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.
Русская музыка 19-21 века. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Венская классическая школа. Творчество композиторов-романтиков. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века. Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Зарубежная музыка 19-21 века. Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия. Обобщённое представление о современной музыке, её разнообразии и характерных признаках. Мюзикл. Электронная музыка.
Современная музыкальная жизнь. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке
Музыка как вид искусства.
Зарубежная и русская музыка 18-19 века. Творчество композиторов-романтиков. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века. Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия. Обобщённое представление о современной музыке, её разнообразии и характерных признаках. Мюзикл. Электронная музыка.
Современная музыкальная жизнь. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Народное музыкальное творчество. Народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Значение музыки в жизни человека. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Название раздела | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Классика и современность | 17 |
|
2 | Традиции и новаторство в музыке | 17 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока в разделе | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Раздел 1. Классика и современность (17 часов) | ||||
1 | 1 | Классика в нашей жизни. | 03.09 | |
2 | 2 | В музыкальном театре. Опера | 10.09 | |
3 | 3 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 17.09 | |
4 | 4 | В музыкальном театре. Балет. | 24.09 | |
5 | 5 | Балет «Ярославна», «Первая битва с половцами», «Плач Ярославны», «Молитва» | 01.10 | |
6 | 6 | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. | 15.10 | |
7 | 7 | Рок-опера «Преступление и наказание» | 22.10 | |
8 | 8 | Мюзикл «Ромео и Джульетта». | 29.10 | |
9 | 9 | Музыка к драматическому спектаклю | 05.11 | |
10 | 10 | Музыкальные зарисовки. «Ромео и Джульетта» | 12.11 | |
11 | 11 | Музыкальные зарисовки. «Пер Гюнт» | 26.11 | |
12 | 12 | Музыкальные зарисовки. «Гоголь-сюита» | 03.12 | |
13 | 13 | Музыка в кино | 10.12 | |
14 | 14 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. | 17.12 | |
15 | 15 | Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П. Чайковского | 24.12 | |
16 | 16 | Симфоническая музыка С. Прокофьева. | 14.01 | |
17 | 17 | Музыка – это огромный мир, окружающий человека… | 21.01 | |
Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке» (17 часов) | ||||
18 | 1 | Музыканты - извечные маги | 28.01 | |
19 | 2 | И снова в музыкальном театре… | 04.02 | |
20 | 3 | Опера «Кармен» | 11.02 | |
21 | 4 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | 18.02 | |
22 | 5 | Балет «Кармен-сюита» | 04.03 | |
23 | 6 | Балет «Кармен-сюита». Образы Кармен и Хозе | 11.03 | |
24 | 7 | Балет «Кармен-сюита». Образы «масок» и Тореадора | 18.03 | |
25 | 8 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | 25.03 | |
26 | 9 | Современный музыкальный театр. | 01.04 | |
27 | 10 | Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. | 08.04 | |
28 | 11 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | 22.04 | |
29 | 12 | Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | 29.04 | |
30 | 13 | Литературные страницы. «Письмо к Бугу» неизвестного солдата | 06.05 | |
31 | 14 | Музыка в храмовом синтезе искусств. | 13.05 | |
32 | 15 | Литературные страницы. Стихи русских поэтов | 20.05 | |
33 | 16 | Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. | 27.05 | |
34 | 17 | Музыкальное завещание потомкам. | ||
ИТОГО: | 34 часа |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей гуманитарного цикла
От «_30_» августа 2021 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР: ____________ /К.А. Лебедева/
«_31__» августа 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Пояснительная запискаСодержание программыТематическое планированиеКалендарно – тематическое планированиеКритерии оценок...
Рабочая программа по музыке 1 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Пояснительная запискаСодержание программыТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...
Рабочая программа Искусство "Музыка" 8 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова
Пояснительная запискаРабочая учебная программа р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)...