Технологическая карта урока музыки. 5 класс.
электронный образовательный ресурс по музыке

Нуриахметова Лилия Раузиловна

Технологическая карта урока по ФГОС по теме «Что роднит музыку и изобразительное искусство».

Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка

Данные об учителе: Нуриахметова Лилия Раузиловна, учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ№2 им.А.И.Исаевой» г. Нефтеюганска

Предмет: музыка.               Класс: 5 «Б».                

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_muzyki_v_5_klasse.docx39.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ФГОС по теме «Что роднит музыку и изобразительное искусство».

Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка

Данные об учителе: Нуриахметова Лилия Раузиловна, учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ№2 им.А.И.Исаевой» г. Нефтеюганска

Предмет: музыка.               Класс: 5 «Б».                

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование

  • ноутбук
  • мультимедийный проектор
  • фортепиано.

 Материал урока:

М.Чюрлёнис триптих «Соната моря»; фрагменты из симфонической поэмы «Море»; картины И. Айвазовского «Черное море», «Среди волн»;

картина  Н. Дубовского «Морской пейзаж»; вступление к опере «Садко» «Океан, море синее» Н. Римского-Корсакова; увертюра к к/ф «Человек Амфибия» А. Петрова.

Цель урока:  расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, ИЗО, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса.

Задачи урока:

Личностные:

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных; создать условия для проявления эмоциональной  открытости, артистичности, самостоятельности;

Предметные:

Развитое художественное восприятие, умение оценивать  произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как

способе выражения духовных переживаний человека.

Метапредметные:

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов.

Предполагаемый результат

  • Обучающиеся будут знать:
  • творчество М. Чюрлёниса, его музыкальные и живописные произведения;
  • характерные особенности жанра сонаты.
  • Обучающиеся будут уметь:
  • анализировать жанр сонаты;
  • изображать музыку в рисунке;
  • выполнять правила взаимодействия в команде (уважение, соблюдение  условий, вклад каждого члена группы);
  • проявлять солидарность, взаимовыручку, толерантность;
  • оценивать свою деятельность и деятельность команды;
  • представлять мелодическую линию в припеве песни «Ты слышишь, море».

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений  учащихся класса, для которого  проектируется урок:

Учащиеся владеют

- когнитивными (познавательными) УУД:

анализируют триптих «Соната моря» и соотносят его содержание с   симфонической   поэмой «Море» М. Чюрлёниса;

умеют сравнивать новый музыкальный материал (Симфоническая поэма «Море» М. Чюрлёниса) и художественный материал (живописные произведения М. Чюрлёниса).

- регулятивными УУД:

самостоятельно определяют цель учебной деятельности (знакомство с творчеством М. Чюрлёниса поможет обучающимся расширить свое представление о  музыке и изобразительном искусстве);

умеют планировать и составлять план действий с учетом конечного результата.

- коммуникативные УУД:

высказывают свою точку зрения по инициативе учителя;

умеют слушать и понимать других;

участвуют в коллективном обсуждении;

умеют работать в группе.

- личностные УУД:

умеют чувствовать красоту музыки и  выражают свои чувства;

умеют  оценивать свои возможности.

На уроке использованы воспитательные возможности учебного материала:

-Понимание роли каждой личности  в истории культуры.

-Размышление над словами:  музыкант,  художник.

-Размышление над понятием «духовное содержание».

Выполненный объём работы при  подготовке  к уроку:

1.были проанализированы  художественные и музыкальные произведения М. Чюрёниса (триптих «Соната моря»,  симфоническая поэма «Море», прелюдии);

2.просмотрен документальный фильм «Чюрленис. Арка Ноя» Д. Менделеева  из цикла «Библейский сюжет» (телеканал Культура);

3.Подобраны  музыкальные и художественные произведения на тему «Море»

4.Использованы следующие интернет ресурсы: http://meta-music.ru/composers/chyurlyonis-mikaloyus-konstantinas,   http://ru.wikipedia.org/wiki,  

Технологическая карта урока

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетенции/

Аспекты /УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

I этап: Организационный (7 минут)

Вступление.

Мотивация к учебной деятельности.

Высказывание предположений.

Приветствие учащихся перед началом урока.  Создание творческой атмосферы.

Выяснение центрального образа на уроке через высказывание о море М. Чюрлёниса  («Могучее... Велико, беспредельно. Безмерно.. . ) Как вы считаете, что нас ожидает сегодня на уроке? Какой образ описывают эти слова?

Музыкально приветствуют друг друга , занимают место в командах.

Высказывают предположение о том, что их сегодня ожидает на уроке

Возможные ответы ребят:

 «Море», «Волны»…

Коммуникативные:

умение работать в группе.

Учебно-познавательные: Умение строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию.

Коммуникативные:

Умение высказывать  свои суждения.

Создание творческой атмосферы и интереса к теме урока.

Внешнее проявление заинтересованности.

Класс поделился на три команды.

Учащиеся настраиваются на урок.

Появление у учащихся интереса к теме урока.

II этап:  Актуализация знаний. Постановка цели и задач (3 минуты)

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетенции/

Аспекты /УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез.

Эти строки принадлежат литовскому композитору и художнику Микалоюсу Чюрлёнису.  

Смыслообразующий диалог.

Слово учителя: Перед нами триптих М. Чюрлёниса «Соната моря!».  Что предают эти картины?  Какая общая темы этих картин? Что обозначает слово СОНАТА?

Многие свои картины он строил по законам музыкальной гармонии. Так он их и назвал соната, фуга… Посмотрите картины Чюрлёниса.  Что вы видите? Давайте попробуем раскрыть духовное содержание этих  картин.

Как вы думаете, что такое «духовное содержание»,  «духовный смысл»?

Участвуют в определении темы, цели и задач урока.

Возможные ответы ребят:

мы будем говорить  о живописи и музыке. Нас ожидает встреча с чем-то интересным.

Учащиеся знакомятся с  целью урока.

Возможные ответы ребят:

Это скрытое в картине что-то глубокое, жизненно-важное.

Коммуникатив-

ные:

умение анализировать ситуацию,

высказывать собственные предположения (навык монологической речи).

Регулятивные:

Умение определять цели учебной деятельности.

Наблюдение за степенью активности каждого учащегося в процессе рассуждений.

Начало работы в команде.

У учащихся возникли интерес и желание раскрыть загадку художника.

Определена цель урока и записана на доске.

III этап: «Открытие нового знания». Выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков на предыдущем уроке по творчеству М.Чюрлёниса  и освоение нового материала. (25 минут).

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетенции/

Аспекты /УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

Действия по подготовке к освоению нового знания.

Выявление  знаний терминов, используемых на уроке.

Ознакомление с

Чтобы раскрыть загадку «Сонаты моря» нам надо определиться со следующими терминами: триптих, цветовая гамма, звуковая палитра, соната. Найдите ответы у себя на рабочем месте.

Слово учителя: М.Чюрленис прожил короткую жизнь, 35 лет. В своем творчестве он стремился воплотить идею синтеза искусств. Живописные полотна Чюрлениса относятся к направлению Символизм. Это направление в искусстве начала 20 века, для которого характерны недосказанность, намеки, таинственность, загадочность

-Нам нужно раскрыть  духовное содержание  картины.  Обращайте внимание на символы. 

Ребята подбирают карточки с  терминами и их  значениями. Термины урока:   соната, цветовая гамма, звуковая палитра, символизм, триптих.

Учащиеся знакомятся с триптихом «Соната моря», слушая рассказ учителя, высказывают свои переживания от увиденного.

Цветовая гамма – теплые оттенки желтого, голубого, синего и  темно зеленого. Колорит -  мягкий, нет резкого перехода от цвета к цвету.

Учащиеся духовно осмысливают триптих «Соната моря».

Учебно-познавательные:

Умение соотносить название термина и его значение.

Общекультурная Умение понимать значение терминов, используемых в живописи и музыке.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать в группе.

Наблюдение за выполнением выдвинутых условий.

Расширение знаний учащихся в области знания музыкальных и художественных  терминов.

Проверены знания терминологического словаря урока.

Учащиеся познакомились с  М.Чюрлёнисом -человеком, музыкантом, художником.

Дано представление о понятиях «символизм» и «символ».

Раскрытие цели, поставленной перед просмотром триптих «Соната моря»

Вывод по теме урока.

Смена деятельности

Использование пластического интонирование

Закрепление темы «Музыкальная живопись»

Выявление характерных особенностей музыкальной живописи

Проверка заданий

Вывод-итог

Разрядка

Прослушивание музыки.

- Знакомство с каждой картиной под поэтический текст.

- Что же хотел сказать художник в своем триптихе «Соната моря»? Каково её духовное содержание? Вывод учителя: Художник задает вопрос: а не поглотит ли меня пучина жизни? Это наглядно видно в финале картины: Инициалы Чюрлениса среди морских волн

  Может быть, к ответу на наш вопрос приблизит музыка Чюрлениса, его симфоническая поэма «Море».

Сейчас мы послушаем отрывок из музыкального произведения Чюрлениса.

  - Сейчас мы её послушаем (фрагменты).  Ваша задача расположить  эти картины  по порядку так, чтобы они подходили к характеру музыки.

- Объясните, почему вы разложили картины в таком порядке.

     Вот один из примеров живописности симфонической поэмы «Море» и поэтичности живописных полотен  «Сонаты моря»

- Есть ли среди вам те, кто мечтает стать моряком? А вот  люди, живущие на море, всегда мечтают стать моряками. И даже девочки. Хотя говорят, что женщинам на корабле не место. О такой мечте одной из героинь рассказывается в фильме «Свистать всех наверх

1.Разучивание припева,  использование пластического интонирования 2.Исполнение под фонограмму.

Море может быть тихим, безмятежным, спокойным. А может грозным и бушующем. (Показ слайдов с картинами моря) Разные состояния моря нашли своё звуковое выражение и в музыкальных произведениях. И сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать море с помощью цветных карандашей таким, каким вы его услышите.

СЛ: Н. Римский-Корсаков «Океан море синее» вступление к опере «Садко».


Задание: каждая команда выберет художника и его помощника. Во время прослушивания наши художники должны  представить и нарисовать море, которое композитор изобразил в музыке, используя цветовую гамму и линии волнения моря.

- Остальные члены команд заполняют листы по прослушиванию, пользуясь словарем музыкальных эмоций и звуковой палитрой.

 Все задания нужно выполнять в полной тишине и закончить по окончании звучания музыки

 - Попросим художников рассказать, какое море по цвету и волнению у них получилось и почему.

  - характеристика музыки остальными членами команды.

- Так что же это такое музыкальная живопись?

Перед вами картина И. Айвазовского  «Среди волн». Я предлагаю окунуться в его  морские воды и  отправимся в загадочную подводную стихию. А поможет в этом  Андрей Петров – известный мастер кинематографической музыки.

Возможные ответы учащихся: О жизни человека, о трудностях,  с которыми сталкивается человек.

Сформирован вывод цели урока.

Учащиеся слушают музыку и выполняют задание.

Объясняют, почему  разложили картины в таком порядке.

Учащиеся смотрят отрывок из  фильма  и слушают песню.

Знакомятся с разными картинами моря.

Слушают музыку.

Выполняют задание.

Анализируют выполненное задание.

Выявление соответствия услышанного в рисунках и характеристиках.

Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.

Виртуально путешествуют  среди волн по морскому дну.

Высказывают свои впечатления об услышанном и увиденном загадочной подводной жизни..

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать в группе.

Личностные:

Умение чувствовать красоту музыки, выражать свои чувства.

Учебно-познавательные:

Умение

решать нестандартные ситуации на основе имеющихся знаний.

Личностные:

Умение проявить творческую фантазию.

Личностные:

Умение переключится с одной деятельности на другую.

Учебно-познавательные:

Систематизировать информацию,  формулировать правильно ответы.

Коммуникативные:

Взаимодействие в команде.

Оценивание творческого продукта.

Регулятивная:

Умение выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Наблюдение за активностью в работе всех  учащихся.

Наблюдение за активностью всех учащихся

Наблюдение за внимательностью учащихся  при исполнении песни.

Наблюдение за внимательностью и заинтересован-

ностью всех учащихся.

Наблюдение за проявлением интереса учащихся к предлагаемому материалу.

Наблюдение за работой команд.

Произошло детальное знакомство с триптихом «Соната моря»

Произошло знакомство с симфонической поэмой «Море».

Произошло соединение музыки и живописи.

Сформирован вывод цели урока.

IV этап: Рефлексия (5  минут)

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетенции/

Аспекты /УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

Оценка результатов учебной деятельности, команды и  всего класса 

Наша встреча с морем подошла к концу.
  И чтобы привести всё в порядок я предлагаю сыграть в игру «Найди своего автора» (проводится игра)

Принимают участие в игре

Получают задание на дом нарисовать свое море.

Общекультурная

Самооценка.

Рефлексивная

игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыка Японии".

Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыка Японии...

Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»

Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока:познакомить с выразительными возможн...