Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыка Японии".
план-конспект урока по музыке на тему

Колчанова Елена Михайловна

Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыка Японии

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме «Музыка Японии»

Автор, разработчик

Учитель музыки МОУ «СОШ № 9» Колчанова Елена Михайловна

Класс

4 класс

Тип урока

Изучение нового материала.

Тема урока

«Музыка Японии»

Цель.  Планируемые результаты.

Цель - формирование представлений о музыкальной культуре Японии и сопоставление с русской культурой в процессе восприятия и анализа музыкальных произведений.

Планируемые результаты. УУД.

Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

- воспитывать чувство патриотизма

Познавательные:

 - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;

 - сопоставить основные черты культуры Японии и России.

 -  научить определять в звучании особенности японской народной музыки;        

 - осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные:

 - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:

-   активное слушание музыкальных произведений,  анализ и обсуждение услышанного;  участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;

Предметные умения:

 - развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

- развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материале;

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Осуществляемые

действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Этап

урока

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

.

1.Мотивационно – целевой блок.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подготовка класса к работе. Учитель играет музыкальное приветствие. Попевка   «Музыка, здравствуй».

 Предлагает вспомнить о чем говорили на предыдущих уроках (музыка разных народов)(Слайд №1).

Постановка проблемы

 – В какую страну мы сегодня отправимся? (чтение  загадки)

«Там все ходят в кимоно,

Там в чести борьба сумо,

Снег лежит на Фудзияме

И бывают там цунами.

А народ совсем нескучный

Кушать любят рис и суши».

О какой стране идет речь? (Слайд №2).

Кто-то из мудрецов заметил: «Весна, как и солнце приходит к нам из Японии». Вот и мы сегодня  с вами отправимся в Японию, чтобы понаблюдать за приходом весны  и познакомится с традициями Японского народа.

Постановка цели.

Предлагает вспомнить, что мы знаем о Японии

 - Как по – другому называют Японию (Слайд №3).

 -  Что передано на флаге (Слайд №4).

 - Национальная одежда (Слайд№5).

 -  Национальная борьба

 - Искусство составления цветочных композиций (Слайд№6).

 -Искусство складывания фигурок из бумаги (Слайд №7).

Предлагает поприветствовать друг друга и учителя, как в Японии – поклоном (Слайд №8).

Сообщение учеников  о

 священном Японском дереве – сакуре, о празднике любования сакурой и о том, что японцы часто воспевают красоту Японской вишни в своей музыке (Слайд №9, 10,11).

Вопрос детям: «Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили. Чтобы воспеть эту красоту» (Слайд №12).

Предлагает послушать песню «Вишня» и ответить на вопросы

 – Похожа эта песня на русскую

 - Чем не похожа? (необычные интонации).

- Складывается ли ощущение законченности? В этом и есть особенность японского искусства – скромность, утонченность, недосказанность.

Знакомит с новым понятием «пентатоника» (Слайд №13).

 

Предлагает детям представить, что они очутились в Японии во время цветения сакуры, подул легкий ветерок, веточки закачались. Предлагает передать это в движениях во время исполнения песни. (Исполнение песни с пластическим интонированием).

Рассказ учителя  о русском композиторе Д. Б. Кабалевском, который побывав в Японии был восхищен красотой вишневых рощ и красотой японских песен.

На мелодию японской песни «Вишня» он сочинил вариации для фортепиано.

Спрашивает, что такое вариации (Слайд №14).

Предлагает послушать «Вариации на тему японской песни «Вишня» и понаблюдать сколько вариаций они услышат, как меняется характер музыки.

Организует беседу.

   - Услышали в этом произведении счастье, восхищение природой, любование красотой цветущей сакуры?

 - Почему вы так решили? - Какая была музыка, всегда ли была одинаковая?

Подводит итог беседы: «Вы правильно определили. Этим произведением композитор хотел выразить своё отношение к трагедии, которая произошла в августе 1945 года в Японии (Слайд №15, 16).

Рассказывает о трагедии в Хиросиме и  Нагасаки и о судьбе японской девочки Садако Сасаки (Слайд №17, 18, 19).

 Предлагает послушать песню « Японский журавлик» (Слайд №20).

Рассказывает о том, что не только в России любят и слушают японские песни, но и японцы любят наши, русские песни, особенно нашу «Катюшу», в честь которой даже был назван клуб любителей музыки в Токио.

Предлагает послушать, как звучит песня «Катюша» на японском языке (Слайд №21).

 - Вот  и закончилось наше путешествие по Японии. Что вы поняли сегодня на уроке, что нового узнали?

Подводит итог:

Люди живут одной многонациональной семьей, их общий дом - наша планета, а если их и разделяют границы, то это только земельные границы, а в музыке их нет и быть не может, какого бы цвета кожи человек ни был, на каком языке не говорил. Музыка доступна и понятна, здесь переводчики не нужны. Музыка всех сближает, так что мы можем сказать, что между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ (Слайд №22).

Предлагает ребятам оценить свою работу на уроке (Слайд №23).

(У каждого на листочках выведены вопросы и ответы на них. Найдите правильный ответ на вопрос и впишите буквой в последний столбик таблицы. Проверьте и оцените свою работу. Все 5 правильных ответов  – «5», 4– «4», 3 – «3».

Предлагает исполнить песню «Должны смеяться дети» (Слайд №24)(Слайд №25).

Домашнее задание: выполнить журавликов из бумаги (оригами).

Исполнение попевки «Музыка, здравствуй».

Повторение пройденного материала.

Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.

Формулируют тему  и цель урока

Формулируют учебные задачи урока.

Отвечают на вопросы, основываясь на знания, полученные на предыдущих уроках, а так же  из личного опыта.

Кланяются друг другу и гостям.

Сообщение учеников о сакуре.

Рассказывают, какое произведение они написали бы, если бы были композиторами

Слушают в соответствии с целевой установкой.

Анализ и обсуждение услышанного произведения.

Восприятие. Запись музыкального термина в тетрадь.

Исполнение песни « Вишня» с пластическим интонированием.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Слушают в соответствии с целевой установкой.

Анализ и обсуждение услышанного произведения.

Слушают учителя.

Слушание и исполнение песни «Катюша».

Отвечают на вопросы и подводят итог урока.

Самостоятельно проводят оценку своей учебной деятельности на уроке.

Исполнение песни.

Строить логические рассуждения.

Выдвигать предположения и обосновывать их.

Формулиро-вать учебные задачи.

Умение работать с различными источниками информации.

Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Размышлять о музыкальном произведении.

Учиться определять в звучании особенности японской народной музыки;

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении с пластическим интонированием.

 

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций.

Высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

 Умение на основе анализа музыки делать выводы;

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Умение делать самостоятельные выводы и обобщения.

Взаимодействие  с учителем во время беседы.

Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос,

участие  и взаимодействие в процессе этого поиска.

Формулируют тему  и цель урока.

Работают во фронтальном режиме:

- слушают;

- отвечают.

.

Формированиеумения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Взаимодействие  с учителем во время беседы.

Подводят итоги урока.

Исполнение песни.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности

Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания.

Сотрудничество с учителем в поиске и сборе информации

Умение делиться со

сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других.

Развитие певческих умений и навыков.

Развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Потребность делиться со

сверстниками и учителем своими впечатлениями  знаниями, умения слушать и воспринимать мнения других.

  • Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

Развитие певческих умений и навыков в коллективном исполнении.

Развитие певческих умений и навыков в коллективном исполнении.

Контролируют правильность ответов учащихся.

Дополняют, уточняют высказанные мнения.

Анализ и обсуждение услышанного произведения.

Самооценка учебной деятельности.

Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса.

Умение формулировать цель и задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Умение

слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Умение

слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

Учатся слушать

Умение

слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения.

Умение учащихся делать выводы по теме.

Объективно оценивать свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем

Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем                 ...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...