Конспект урока по музыкальному воспитанию "Музыка в народном стиле"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Урок музыки в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki.docx19.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Музыка в народном стиле

Цель: Углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.

Задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.
  2. Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации; развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.
  3. Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле.

Музыкальный материал к уроку:

1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).

2. “Камаринская”; «Вальс»; «Полька» – из “Детского альбома” П.И.Чайков-ского (слушание).

3. «Деревня» исполнение из реп-ра гр. «Волшебный микрофон» (исполнение)

Ход урока

1. Вступительная беседа

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начнём мы урок с таких строчек из стихотворения:

Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.

Это говорит о том, что с песней люди на земле и родились.

– Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.

2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”

И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?

– Хоровод и плясовая.

– Чем они отличаются?

– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.

Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.

– Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы.

Работу мы начнем с начала.

Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.

Что это? – Это ритм.

– И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Давайте вспомним, из каких долей состоит любой ритмический рисунок или любое произве-дение?

– Из сильных и слабых! Правильно!

– Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма.

А цифры в начале ритмической записи означают количество сильных долей в такте.

Давайте мы с вами попробуем простучать ритмический рисунок русской народной песни «Светит месяц»

– Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?

– Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.

– Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте исполним первый куплет этой песни.

Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с ритмическим рисунком.

Светит месяц светит ясный
Светит белая луна
Осветила путь дорожку
Мне до милого двора

– Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.

Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО”

– Это мелодия плясовой. Так как… ритм передает ощущение подвижного движения.

– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучала она в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Вспомните известные вам русские инструменты.

– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…

– Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.

3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопрово-ждением

– Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.

Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?

Детям показывается портрет. Они называют имя композитора

– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Давайте прослушаем вспомните их названия.

Звучат: П.И.Чайковский «Вальс»; «Камаринская»; «Полька» из «Детского альбома»

– Это были Вальс, Полька и Камаринская.

– Какой же из этих танцев родился в России?

– Камаринская.

– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.

Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?

– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.

– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.

Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?

4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– Она близка к русской плясовой.

– Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!

Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.

– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– Чем они отличаются?

– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.

Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.

– Что же их тогда объединяет?

– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.

– Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.

5.Исполнение песни «Деревня» из реп-ра «Волшебный микрофон»

Спасибо большое за урок.

До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект с конспектами уроков на тему: "Работа на народной игрушкой"

Педагогический проектНа тему: «Работа над народной игрушкой»  Руководитель проекта:  Выполнила: Риве Ю.Н.Учитель ИЗО.    г.о. Тольятти2012г. Проект...

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....

План-конспект урока в 7 классе "Силуэт и стиль в одежде"

Важной особенностью содержания образовательной области «Технология» является его интегративный характер. Здесь открывается большой простор для использования межпредметных связей. Используя данный конс...

конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"

конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"...

План-конспект урока в 7 классе «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде».

Урок технологии (девочки) в 7 классе с использованием обучающих структур по Сингапурской методике...