Конспект урока по музыкальному воспитанию "Музыка в народном стиле"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Музыка в народном стиле
Цель: Углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.
Задачи:
- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.
- Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации; развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.
- Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле.
Музыкальный материал к уроку:
1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).
2. “Камаринская”; «Вальс»; «Полька» – из “Детского альбома” П.И.Чайков-ского (слушание).
3. «Деревня» исполнение из реп-ра гр. «Волшебный микрофон» (исполнение)
Ход урока
1. Вступительная беседа
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начнём мы урок с таких строчек из стихотворения:
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
Это говорит о том, что с песней люди на земле и родились.
– Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.
2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”
И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?
– Хоровод и плясовая.
– Чем они отличаются?
– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.
Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.
– Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы.
Работу мы начнем с начала.
Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.
Что это? – Это ритм.
– И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Давайте вспомним, из каких долей состоит любой ритмический рисунок или любое произве-дение?
– Из сильных и слабых! Правильно!
– Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма.
А цифры в начале ритмической записи означают количество сильных долей в такте.
Давайте мы с вами попробуем простучать ритмический рисунок русской народной песни «Светит месяц»
– Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?
– Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.
– Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте исполним первый куплет этой песни.
Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с ритмическим рисунком.
Светит месяц светит ясный
Светит белая луна
Осветила путь дорожку
Мне до милого двора
– Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.
Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО”
– Это мелодия плясовой. Так как… ритм передает ощущение подвижного движения.
– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучала она в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Вспомните известные вам русские инструменты.
– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…
– Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.
3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопрово-ждением
– Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.
Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?
Детям показывается портрет. Они называют имя композитора
– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Давайте прослушаем вспомните их названия.
Звучат: П.И.Чайковский «Вальс»; «Камаринская»; «Полька» из «Детского альбома»
– Это были Вальс, Полька и Камаринская.
– Какой же из этих танцев родился в России?
– Камаринская.
– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.
Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?
– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.
– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.
Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?
4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– Она близка к русской плясовой.
– Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!
Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.
– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
– Чем они отличаются?
– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.
“Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.
– Что же их тогда объединяет?
– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.
– Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.
5.Исполнение песни «Деревня» из реп-ра «Волшебный микрофон»
Спасибо большое за урок.
До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект с конспектами уроков на тему: "Работа на народной игрушкой"
Педагогический проектНа тему: «Работа над народной игрушкой» Руководитель проекта: Выполнила: Риве Ю.Н.Учитель ИЗО. г.о. Тольятти2012г. Проект...
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
План-конспект урока: «Конструкция и декор предметов народного быта»
Урок ИЗО 5класс...
Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс
Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....
План-конспект урока в 7 классе "Силуэт и стиль в одежде"
Важной особенностью содержания образовательной области «Технология» является его интегративный характер. Здесь открывается большой простор для использования межпредметных связей. Используя данный конс...
конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"
конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"...
План-конспект урока в 7 классе «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде».
Урок технологии (девочки) в 7 классе с использованием обучающих структур по Сингапурской методике...