конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"
план-конспект урока по музыке на тему
конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_v_narodnom_stile_2_klass.odt | 25.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 26 января Учитель: К. Ирина Леонидовна
Класс: 2б Студентка: Ситдикова Айгуль
Конспект урока музыки
Тема четверти: «Гори, гори ясно, чтобы не погасла»
Тема урока: «Музыка в народном стиле»
Тип урока: расширение и углубление новых знаний
Цель деятельности: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.
Планируемые результаты:
Личностная: Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.
Метапредметная: Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации; развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.
Предметная: Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле.
Оборудование:
Музыкальный материал к уроку:
1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).
- 2.“Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание).
- Ход урока
№ | Этап урока методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока, деятельность учителя. | Деятельность учителя | УУД |
1 | Орг.момент | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?..” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси. –Пролетели утки – уронили дудки. – Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси? –Говорит, что с песней на Руси родились. – Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом. | |||
2 | И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам? –Хоровод и плясовая. – Чем они отличаются? -Хоровод – медленный, плавный, лирический танец. Плясовая – подвижный, задорный, парный танец. – Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы. Работу мы начнем с начала. Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека. Что это? –Это ритм. -И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок? –Из долей ТА и ТИ. – Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи? –Количество долей ТА в такте. На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки. Давайте повторим отдельно с каждой группой с названиями. На доске запись ритмической партитуры плясовой “Светит месяц” А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя. – Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему? –Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения. Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней. Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней – Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода. Это мелодия плясовой. Так как… – Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов. Вспомните известные вам русские инструменты. –Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки. – Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах. | ||||
3 | Слушание | Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов. Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…? Детям показывается портрет. Они называют имя композитора –Из “Детского альбома” П.И.Чайковского. – И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия. –Это были Вальс, Полька и Камаринская. Какой же из этих танцев родился в России? –Камаринская. – Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле. Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете? –Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена. – Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения. Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу? | |||
4 | Слушание | Она близка к русской плясовой. – Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой! Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их. –Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского. – Чем они отличаются? –Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов. “Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении. – Что же их тогда объединяет?Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу. | |||
5 | Рефлексия | – Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру. Спасибо большое за урок. До скорой встречи! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-исследования Влияние русской народной музыки на состояние здоровья человека
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья у...
Конспект урока ИЗО 5 класс "Народные праздничные гулянья"
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни. Так в конце зимы , в период с конца февр...
Конспект урока по музыке "Русские народные духовые инструменты" (4 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала.Тема: Русские народные духовые инструменты (по программе Е. Д. Критской).Цель: познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами...
Конспект урока по теме: "Силуэт и стили в одежде"
Технологическая карта урока...
Конспект урока в 7 классе "Публицистический стиль"
конспект урока с приложением...
План-конспект урока «Искусство вокруг нас. Основные стили искусства» 9 класс
План-конспект урока «Искусство вокруг нас. Основные стили искусства» 9 класс...
Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»
Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...