Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста
картотека
Формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_horovodnyh_igr.docx | 602.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ХОРОВОДНЫХ ИГР
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Подготовила: Немойкина М.Ф.
Содержание
1. Каравай..........................................................................................1
2. Шарик............................................................................................2
3. Заинька..........................................................................................2
4. Ровным кругом.............................................................................3
5. Большая карусель.........................................................................3
6. Пузырь...........................................................................................4
7. Солнышко и дождик....................................................................5
8. Подарки.........................................................................................5
9. Флажок..........................................................................................6
10. Ходит Ваня..................................................................................6
11. Зайка............................................................................................7
12. Колпачок.....................................................................................7
13. Мы матрешки..............................................................................8
14. Зайка шел....................................................................................8
15. Кружок........................................................................................9
16. Снежок........................................................................................9
17. Зайка беленький сидит............................................................10
18. Огородная хороводная.............................................................11
19. Хоровод.....................................................................................12
22. Стадо..........................................................................................13
23. Змея............................................................................................14
24. Снегири.....................................................................................14
25. Веснянка....................................................................................16
26. Речка..........................................................................................16
27. На лужайке................................................................................18
28. Мыши........................................................................................18
29. Зеркало......................................................................................19
30. Раздувайся мой шар....................................................................20
31. На окне в горшочках.................................................................21
Цели и задачи — развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
— содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.
— формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение
Карточка №1
«Каравай»
Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.
Карточка №2
«Шарик»
Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! (Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – тсссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой!
Карточка №3
«Заинька»
Заинька, походи, серенький, походи.
Вот так - этак походи.
Вот так -этак походи.
Заинька, покружись, серенький, покружись.
Вот так -этак покружись.
Вот так -этак покружись.
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так -этак топни ножкой,
Вот так -этак топни ножкой.
Заинька, попляши, серенький, попляши.
Вот так -этак попляши,
Вот так -этак попляши.
Заинька, поклонись, серенький, поклонись.
Вот так -этак поклонись,
Вот так -этак поклонись.
движения по тексту
Карточка №4
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе,
Сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.
Карточка №5
«Большая карусель»
Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Карточка №6
«Пузырь»
Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.
Раздувайся пузырь
раздувайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся
он летел, летел, летел
Да за веточку задел
ш-ш-ш. лопнул пузырь
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь». Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук «ш-ш-ш»
Карточка №7
«Солнышко и дождик»
Дети идут по кругу и проговаривают:
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку.
Топ - топ - топ - топ! Ритмично притоптывают на месте.
Хлоп - хлоп - хлоп - хлоп! Ритмично хлопают в ладоши.
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.
Карточка №8
«Подарки»
Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:
«Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмет –
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет»
С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу, выбирает нового ведущего. Игра повторяется.
Карточка №9
«Флажок»
Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.
Дети встали в кружок
увидали флажок,
Кому дать, кому дать
Кому флаг передать
выйди, Саша в кружок,
Возьми Саша флажок
Движения: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.
Карточка №10
«Ходит Ваня»
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
Ходит Ваня, ходит Ваня
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка
Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.
Карточка №11
«Зайка»
Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.
Зайка, зайка, что с тобой
ты совсем сидишь больной
встань, попрыгай, попляши.
твои ножки хороши.
Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.
Карточка №12
«Колпачок»
Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует.
Карточка №13
«Мы матрешки»
Цель игры: Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали, побежали все мы по дорожке.
Карточка №14
«Зайка шел»
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
Карточка №15
«Кружок»
Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:
Мы сперва пойдем направо
А затем пойдем налево
А потом в кружок сойдемся
И присядем на немножко
А теперь назад вернемся
И на месте покружимся
И похлопаем в ладоши.
А теперь в кружок все вместе.
(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)
Карточка №16
«Снежок»
На мотив («как на тоненький ледок»)
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок (идут по кругу)
Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать (потирают ладошки)
Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)
Будем прыгать веселей (пружинки)
Чтобы стало потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)
Карточка №17
«Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(подносят пальчики к голове, шевелят ими)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгают на обеих ногах)
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал! (убегают на места)
Карточка №18
«Огородная хороводная»
Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород.
Там своя морковь растет
Вот такой ширины,
вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.
Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте:
Ты, морковь, сюда спеши.
Ты немного попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород,
там зеленый лук растет
Вот такой ширины,
вот такой вышины (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши,
ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и
капуста там растет
Вот такой ширины,
вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, да немного попляши,
А потом не зевай и
в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик,
он не мал и не велик.
Вот такой ширины,
вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши,
ты немного попляши
А потом не зевай,
увози наш урожай.
Карточка № 20
"Стадо".
Цель: учить детей с вежливой интонацией обращаться с просьбой, действовать по сигналу.
Выбрать «пастуха» и «волка». Все остальные игроки- «овцы». У них два дома на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут «пастуха»:
Пастушок, пастушок!
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая.
Гони стадо в поле-
Погулять на воле!
«Пастух» отвечает:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Я вас в поле поведу.
Травку кушайте
Да пастушка слушайте!
«Пастух» выгоняет «овец» на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу«пастушка» «Волк!» бегут в свой дом. Все, кого поймал (коснулся рукой) «волк», выходят изигры. Волк.
Цель: учить поддерживать диалог; действовать по сигналу; воспитывать дружеские качества, честность.
Один игрок- «волк», остальные- «овцы». «Овцы» просят «волка» отпустить их в лес погулять. «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» «Волк» отвечает: «Гуляйте, да только травку не щиплите, а то мне спать будет не на чем». «Овцы» сначала гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют травку и поют:
Щиплем, щиплем травку,
Зеленую муравку,
Бабушке на рукавички,
Дедушке на кафтанчик…
«Волк», увидев это, громко рычит:
-Пощипали травку! Ну же,
Попадите мне на ужин!
«Волк» бежит по поляне и ловит «овец». Пойманный ребенок становится «волком».
Карточка № 21
"Змея".
Цель: вызвать желание с вежливой интонацией обращаться друг к другу; проявлять выдержку, дружеские качества.
Считалкой выбирается «змея»:
-На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной…
Кто будешь такой?
-Царь!
«Змея» подходит к одному игроку и говорит:
_Я змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу.
Будь моим хвостом.
-Хорошо.
-Ну тогда пролезай.
После этих слов участник пролезает под ногами водящего («змеи») и становится его«хвостом». Затем «змея» вместе со своим «хвостом» приближается к другому ребенку и вновь произносит свои слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в«хвосте».
Карточка № 22
«Снегири»
Цель: развивать темп и ритм речи, координацию речи с движением.
Вот на ветках посмотри,
В красных майках снегири.
(По 4 хлопка по бокам и по 4 наклона головы на строку.)
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
(На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)
Головой вертят,
Улететь хотят.
(По 2 поворота головы на каждую строку)
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.)
«Воробей»
Цель: развивать творческое воображение, подражательность.
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребенок – он скачет, как воробей.)
Воробушек – пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай – ка, не робей.
(Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его.)
Карточка №24
«Веснянка»
Цель: способствовать развитию координации речи с движением.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(«Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают,
(Медленно приседают.)
А цветочки подрастают.
(Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
«Зима прошла»
Цель: учить согласовывать текст с движением.
Воробей с березы
На дорогу – прыг!
Больше нет мороза,
Чик – чирик!
(Ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам.)
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек,
(Бегут по кругу, взявшись за руки.)
И не зябнут лапки –
Скок, скок, скок!
Высохнут овражки!
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки –
Чик - чирик!
(Ритмично прыгают по кругу сначала почасовой стрелке, потом – против.)
Карточка №25
«Речка»
Цель: развитие координации речи с движением.
К речке быстрой мы спустились,
(Дети идут к центру круга. Наклоняются, трут лицо руками.)
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
(На каждую строчку четыре движения ладонями к лицу.)
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
(Идут по кругу взявшись за руки.)
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
(Показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу.)
Все как один плывем, как дельфин.
(Идут по кругу друг за другом, делая руками «брасс» или «кроль».)
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(Идут лицом от центра круга.)
Карточка №26
«На лужайке»
Цель: развитие координации движений, творческого воображения, подражательности.
На зеленой лужайке
Заиграла балалайка.
(Дети стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке.)
Заиграла дудочка,
Дудочка – погудочка.
(Изображают игру на дудочке.)
В сарафане красненьком
Заплясала Настенька.
(Пляшут.)
Карточка №27
«Мыши»
Цель: развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Встать в круг: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3-4 детей, они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой».
Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят слова:
Ах, как мыши надоели!
Все погрызли, все поели.
Всюду лезут – вот напасть!
Доберемся мы до вас.
Берегитесь вы, плутовки!
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. При произнесениислова:»Хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.
Карточка №28
«Зеркало»
Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.
Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.
Карточка №29
«Раздувайся мой шар»
Цель: учить детей выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука «Ш»
Воспитатель говорит: «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим – большим и не лопнул». Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. Взрослый медленно, напевая, произносит слова, отступая назад:
Раздувайся, мой шар!
Раздувайся, большой…
Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг.
Воспитатель продолжает:
Оставайся такой
И не лопайся!
Взрослый уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И вдруг все вместе: «Ш-ш-ш-ш»! Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!- констатирует воспитатель. - Надуем еще раз!»- и повторяет снова игру. «Огуречик–огуречик»
Цель: развивать речевую и двигательную активность.
Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка (воспитатель или кто – либо из детей). Все идут по площадке по направлению к мышке и произносят:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.
Карточка №31
«На окне в горшочках»
Цель: учить согласовывать текст с движением.
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
(Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают.)
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
(Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.)
К солнышку листочки
(Ладони развернуть вверх.)
Повернут цветочки.
Развернут Бутоны,
В солнышке утонут.
(Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения
Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека речевых игр создана для детей старшего дошкольного возраста. Предлагая детям эти игры вы развиваете связную, грамматически правильную речь...
Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр для малышей...
Конспект НОД по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Насекомые» (вторая младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте очень важна работа по развитию мелкой моторики. В данном занятии представлены игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ по лексиче...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и психологическом....
Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.
Важнейшим средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...