Хороводные игры в старшей группе дошкольного возраста
картотека по музыке

Мошурова Марина Петровна

Хороводная игра как произведение народного творчества интересна ребенку тогда, когда в нее можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение, новый игровой ход, новую двигательную интерпретацию текста. Хороводная игра как произведение народного искусства осваивается ребенком по законам художественной деятельности: восприятие художественного образа, его музыкально – ритмическое исполнение и сочинение (подбор движений). В этой деятельности главным является восприятие и интерпретация художественного образа. Необходимо помочь ребенку понять и передать характеры и эмоции игровых персонажей.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_horovodnyh_igr_1_2_i_4_starshaya_gruppa.docx33.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Месяц

Цель   и ход игры

Хороводные игры

Сентябрь

Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх.

Ход игры: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами: Мы собрались в ровный круг

Повернемся разом вдруг,

А как, скажем: (говорит первый ребенок)

«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание дружеских отношений друг к другу.

Ход игры:  дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:

«Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцевать заставили»

Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами: «Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь». Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».

1.Игра «Угадай, чей голосок»

2.Игра Колпачок

октябрь

Цели: развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом.

Ход игры Дети стоят в кругу.

1. В детсаду у нас растут             Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Овощи на грядках,

Потому что любят труд

Наши все ребятки.        Останавливаются, лицом в центр круга.

Пропололи все рядки

Так легко и ловко.

Покраснела свёкла                  Хлопают в ладоши.

Выросла морковка.          Кружатся вокруг себя.

2.Смотрим мы в окошко, Рисуют круг в воздухе.

Выросла картошка.

Клубни – вот такие,   Показывают величину.

Крепкие, большие.

Вот пузатый кабачок, Руки на поясе наклоны в стороны.

Отлежал себе бочок.

Значит всё в порядке       лопают в ладоши.

Здесь на нашей грядке.     Кружатся вокруг себя и берутся за руки.

3. И зелёный огурец,          Идут в центр круга.

Под листочком спрятан.

Ты огурчик, молодец,   Приседают, качают головой.

Покажись ребятам.

Помидор, помидор       Отходят спиной назад.

Рос на грядке до сих по.

Громче, музыка, играй,      Хлопают в ладоши.

Вырос славный урожай!  Кружатся вокруг себя.

Цели: Двигаться в соответствии с хороводным характером мелодии. Ходьба по кругу парами. Сужение и расширение круга.

Ход игры :Движения:  1 фигура: Дети идут по кругу вправо, взявшись за руки и заранее зная свою пару, пары стоят рядом. На повторение песни идут влево.

2 фигура: Повторение песни без слов, текст меняется на слова:

«Ух – ух, у – ха, ха, ха» – идут в центр круга, можно предложить сказать только мальчикам.

«Что вы, что вы, что вы» - отходят назад, можно предложить сказать только девочкам.

3 фигура:  Пары поворачиваются боком в центр и лицом друг к другу. Руками делают тарелочки

Поют: «Та – та, ти– ти- та.» под ручку меняются местами на 180градусов

Поют: «Та – та, ти– ти- та.»под другую ручку меняются на место (не делая полного круга)

1.Хоровод  «В детсаду есть огород»

2.Хоровод -игра «Во саду ли, в огороде»

(рабочая программа воспитания)

ноябрь  

Цель игры: умение слышать музыку и выполнять действия в соответствии с ее характером.

Ход игры : Дети стоят в кругу. В руках у нескольких – платочки.

Если звучит музыка тихая, спокойная – ребята передают платочки друг другу из рук в руки по кругу. Если зазвучит музыка веселая, танцевальная – дети, в руках у которых оказались платочки, выходят в центр круга и танцуют.

Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Движения под музыку. Воспитание интереса к игре.

Ход игры: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:

«Заря - зарница

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила

Ключи золотые

Ленты голубые

Раз - два, не воронь,

А беги как огонь».

С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

1.Хороводная игра «Веселые платочки» (рабочая программа воспитания)

2.Хоровод –игра «Заря-заряница».

декабрь

Цели: Развитие двигательной активности, под музыку.  Формирование чувства равновесия.

Ход игры: Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя со словами:

«Мели, мели мельница

Жерновочки вертятся

Мели - мели, засыпай

И в мешочки набивай»

На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.

Цели: Обучение детей умению играть в хороводные игры, запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом под музыку. Воспитание интереса к игре.

Ход игры : Дети ходят по кругу со словами:

«Привезли мы всем подарки

Кто захочет, тот возьмет

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет».

Ребенок, на которого покажет воспитатель, выбирает игрушку. Если выбирает куклу, то говорят слова:

«Кукла, кукла, попляши

Алой лентой помаши»;

если выбирает самолет, то дети говорят:

«Самолет летит, летит

Смелый летчик в нем сидит»;

если выбирает коня, то дети говорят:

«Конь бежит наш цок - цок - цок.

Слышен топот быстрых ног»;

если выбирает волчок, то дети говорят:

«Вот как кружится волчок

Прожужжал и на бочок».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

1.Хоровод

Метелица

2.Игра

Подарки

январь

Цель: развитие согласованности движений друг с другом и ритмом   текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

Ход игры : Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:

Капитан, капитан, Не бей льдинкой по ногам,

По кривым сапогам! У тебя нос сучком,

Голова лучком, Спина ящичком!

На это водящий отвечает: Скачу по дорожке

На одной ножке, В старом лапоточке

По пенькам, по кочкам, По холмам, по горам.

Бух! По ногам!

Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

Цель: Двигаться в соответствии с хороводным характером мелодии, создание атмосферы радости, сближающей детей.

Ход Игры: Дети стоят в кругу. Считалкой выбирают Зиму. Зима встает в центре. Дети идут, держась за руки, по кругу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Давай, зима, скорей играть.

Зима, зима, Где ты была? Дети сужают круг.

Зима, зима с чем ты пришла? Дети расширяют круг.

Зима: В мешке стужу несла. Зима и дети двигаются по кругу, «несут» тяжелый мешок.

На землю холод трясла,

Все стоят и потряхивают кистями рук.

Руки, ноги познобила,

Все «греют руки», потирая их, постукивая ногой о ногу.

Дети: Уж ты, Зимушка-Зима,

Я прошу тебя: «Не морозь меня!»

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Зима «морозит» детей - пятнает тех, кто не успел спрятаться (присесть)

1.«Льдинка»

2.Хороводная игра «Зима и дети»

февраль

Цель: снятие усталости, создание хорошего настроения.

Ход  игры:  Выбирают одного ведущего — «козла» «Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога». Приглашает поклоном выбранную девочку. «Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу. Дальше движения под слова песни.

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых и вокальных навыков.

Ход игры: каждая фраза повторяется детьми за педагогом

.1. Как у наших у ворот         дети идут по кругу за руки хороводным шагом

Ай-люли, у ворот

Закружился хоровод        идут дробным шагом

Ай-люли, хоровод!

ПРОИРЫШ: останавливаются, расцепляют руки, кладут их на пояс,

идут в круг с правой ноги – 1,2, 3-притоп левой ногой

идут назад из круга с левой ноги – 1,2,3 –притоп правой ногой (повторить ещё раз)

Педагог: «Продолжим наш хоровод!» (дети снова берутся за руки и исполняют 2-й куплет)

2. Кто не пляшет, не поёт  движения, как в 1-м

Ай-люли, не поёт идут опять дробным шагом

ПРОИГРЫШ: движения повторяются

В заключение дети берутся вновь за руки, поднимают их вверх, кланяются и говорят: «Всё!»

1.Хоровод игра «Шел козёл по лесу»

2.Хоровод «Как у наших у ворот».

март

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых и вокальных навыков.

Ход игры: Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

Цель игры: умение слышать музыку и выполнять действия в соответствии с ее характером.

Ход игры: Выбирается «жаворонок», он выходит в середину круга, в руках у него

колокольчик; под музыку жаворонок бегает по круг, в конце дети закрывают глаза; жаворонок бежит за кругом, звеня колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей; по сигналу ведущего дети открывают глаза;

жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик; названный ребенок

по звону узнает, у кого спрятан колокольчик; когда дети освоят игру ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика; искать их предлагается одному ребенку; игра повторяется с другими участниками)

В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве: Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год!

1.Хоровод Веснянка

(рабочая программа воспитания)

2.Жаворонок (рабочая программа воспитания)

апрель

Цель: Учимся двигаться в соответствии с хороводным характером мелодии,  менять движения на запев и припев. Сужение и расширение круга.

Ход игры: Дети встают лицом в круг, чередуясь – мальчик/девочка, взявшись за руки. Руки опущены вниз.

1 часть: 1-2 такт. (На 4 счета) Начиная с правой ноги, дети делают три шага вправо, приставляя левую ногу к правой. На четыре левая нога делает притоп.

3-4 такт. (На 4 счета) В левую сторону то же самое, с левой ноги три шага, правой притоп.

Далее – повтор 1-4 тактов

2 часть. 5-6 такт. Девочки складывают руку на руку перед собой, идут в центр круга на носочках три шага с правой ноги, на четыре – опускаются на пятки на слегка согнутые колени. Мальчики делают три шага с правой ноги назад, на четыре – выставляют левую  ногу на пятку, руки раскрывают – правую поднимают наверх в диагональ, левую опускают вниз в диагональ.

7-8 такт. Девочки возвращаются назад спиной с левой ноги на носочках, на четыре – опускаются на пятки на слегка согнутые колени. Мальчики делают три шага с левой ноги вперед, на четыре – делают притоп правой ногой. Руки на пояс.

Повтор 5-8

Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры. Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу и поют:

«Петушок - петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка.

Что так рано встаешь?

Детям спать не даешь?»

После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук.  «Петух»  кукарекает три раза, дети  под музыку

разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

1.Хоровод «Светит месяц». (рабочая программа воспитания)

2. «Дети и петух»

май

Цель: Научить действовать по сигналу, согласовывать свои действия, двигаться в соответствии характеру музыки,  развивать координацию, ориентацию в пространстве.

Ход игры: Дети разделены на две команды, стоят с противоположных сторон шеренгой, руки сцеплены «плетень». 1-ая часть. Поочередно двигаются навстречу друг другу, приветствуют. 2-ая часть. Врассыпную двигаются по залу. По окончании должны быстро построить каждый свой «плетень».

Цель: Воспитывать интерес к народным традициям и обычаям, формируя у детей

Потребность деятельности.

Ход игры: Выбирают двух игроков, которые встают друг

напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя

«ворота». Остальные игроки встают цепочкой, держась за руки и

проходят под «воротами». При этом напевают:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз - прощается, второй раз - запрещается,

А на третий раз - не пропустим вас!

На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто

оказался под ними. Цепочку при этом разрывать нельзя. Пойманные,

образуют новые «ворота». Игра заканчивается, когда всех игроков

поймают.

1.Плетень(рабочая программа воспитания)

2.Золотые ворота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороводные игры в средней группе

Музыкально-хороводные игры для детей средней группы...

Сценарий развлечения "Путешествие в лес" для старшей группы дошкольного возраста

                              Развлечение «Путешествие в лес». Старшая группаСценарий развлечения путешест...

Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста

Формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования вз...

Теремок (хороводная игра)для средней группы

Драматизация отрывков из сказки в повседневной деятельности детей....

Хороводные игры в подготовительной группе дошкольного возраста

Хороводная игра как произведение народного творчества интересна ребенку тогда, когда в нее можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение, новый игровой ход, новую двигательную интерпретац...

Развивающие игры – загадки для детей дошкольного возраста по программе «Народные игры и забавы для дошколят»

Игровая деятельность  – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основны...