Хороводные игры в старшей группе дошкольного возраста
картотека по музыке
Хороводная игра как произведение народного творчества интересна ребенку тогда, когда в нее можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение, новый игровой ход, новую двигательную интерпретацию текста. Хороводная игра как произведение народного искусства осваивается ребенком по законам художественной деятельности: восприятие художественного образа, его музыкально – ритмическое исполнение и сочинение (подбор движений). В этой деятельности главным является восприятие и интерпретация художественного образа. Необходимо помочь ребенку понять и передать характеры и эмоции игровых персонажей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_horovodnyh_igr_1_2_i_4_starshaya_gruppa.docx | 33.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Месяц | Цель и ход игры | Хороводные игры |
Сентябрь | Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх. Ход игры: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами: Мы собрались в ровный круг Повернемся разом вдруг, А как, скажем: (говорит первый ребенок) «Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?» Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону. Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание дружеских отношений друг к другу. Ход игры: дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами: «Колпачок, колпачок Тоненькие ножки Красные сапожки Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили Танцевать заставили» Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами: «Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь». Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка». | 1.Игра «Угадай, чей голосок» 2.Игра Колпачок |
октябрь | Цели: развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом. Ход игры Дети стоят в кругу. 1. В детсаду у нас растут Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Овощи на грядках, Потому что любят труд Наши все ребятки. Останавливаются, лицом в центр круга. Пропололи все рядки Так легко и ловко. Покраснела свёкла Хлопают в ладоши. Выросла морковка. Кружатся вокруг себя. 2.Смотрим мы в окошко, Рисуют круг в воздухе. Выросла картошка. Клубни – вот такие, Показывают величину. Крепкие, большие. Вот пузатый кабачок, Руки на поясе наклоны в стороны. Отлежал себе бочок. Значит всё в порядке лопают в ладоши. Здесь на нашей грядке. Кружатся вокруг себя и берутся за руки. 3. И зелёный огурец, Идут в центр круга. Под листочком спрятан. Ты огурчик, молодец, Приседают, качают головой. Покажись ребятам. Помидор, помидор Отходят спиной назад. Рос на грядке до сих по. Громче, музыка, играй, Хлопают в ладоши. Вырос славный урожай! Кружатся вокруг себя. Цели: Двигаться в соответствии с хороводным характером мелодии. Ходьба по кругу парами. Сужение и расширение круга. Ход игры :Движения: 1 фигура: Дети идут по кругу вправо, взявшись за руки и заранее зная свою пару, пары стоят рядом. На повторение песни идут влево. 2 фигура: Повторение песни без слов, текст меняется на слова: «Ух – ух, у – ха, ха, ха» – идут в центр круга, можно предложить сказать только мальчикам. «Что вы, что вы, что вы» - отходят назад, можно предложить сказать только девочкам. 3 фигура: Пары поворачиваются боком в центр и лицом друг к другу. Руками делают тарелочки Поют: «Та – та, ти– ти- та.» под ручку меняются местами на 180градусов Поют: «Та – та, ти– ти- та.»под другую ручку меняются на место (не делая полного круга) | 1.Хоровод «В детсаду есть огород» 2.Хоровод -игра «Во саду ли, в огороде» (рабочая программа воспитания) |
ноябрь | Цель игры: умение слышать музыку и выполнять действия в соответствии с ее характером. Ход игры : Дети стоят в кругу. В руках у нескольких – платочки. Если звучит музыка тихая, спокойная – ребята передают платочки друг другу из рук в руки по кругу. Если зазвучит музыка веселая, танцевальная – дети, в руках у которых оказались платочки, выходят в центр круга и танцуют. Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Движения под музыку. Воспитание интереса к игре. Ход игры: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами: «Заря - зарница Красная девица По полю ходила, Ключи обронила Ключи золотые Ленты голубые Раз - два, не воронь, А беги как огонь». С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим. | 1.Хороводная игра «Веселые платочки» (рабочая программа воспитания) 2.Хоровод –игра «Заря-заряница». |
декабрь | Цели: Развитие двигательной активности, под музыку. Формирование чувства равновесия. Ход игры: Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя со словами: «Мели, мели мельница Жерновочки вертятся Мели - мели, засыпай И в мешочки набивай» На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей. Цели: Обучение детей умению играть в хороводные игры, запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом под музыку. Воспитание интереса к игре. Ход игры : Дети ходят по кругу со словами: «Привезли мы всем подарки Кто захочет, тот возьмет Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет». Ребенок, на которого покажет воспитатель, выбирает игрушку. Если выбирает куклу, то говорят слова: «Кукла, кукла, попляши Алой лентой помаши»; если выбирает самолет, то дети говорят: «Самолет летит, летит Смелый летчик в нем сидит»; если выбирает коня, то дети говорят: «Конь бежит наш цок - цок - цок. Слышен топот быстрых ног»; если выбирает волчок, то дети говорят: «Вот как кружится волчок Прожужжал и на бочок». Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | 1.Хоровод Метелица 2.Игра Подарки |
январь | Цель: развитие согласованности движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей. Ход игры : Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют: Капитан, капитан, Не бей льдинкой по ногам, По кривым сапогам! У тебя нос сучком, Голова лучком, Спина ящичком! На это водящий отвечает: Скачу по дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По пенькам, по кочкам, По холмам, по горам. Бух! По ногам! Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру. Цель: Двигаться в соответствии с хороводным характером мелодии, создание атмосферы радости, сближающей детей. Ход Игры: Дети стоят в кругу. Считалкой выбирают Зиму. Зима встает в центре. Дети идут, держась за руки, по кругу. Раз, два, три, четыре, пять, Давай, зима, скорей играть. Зима, зима, Где ты была? Дети сужают круг. Зима, зима с чем ты пришла? Дети расширяют круг. Зима: В мешке стужу несла. Зима и дети двигаются по кругу, «несут» тяжелый мешок. На землю холод трясла, Все стоят и потряхивают кистями рук. Руки, ноги познобила, Все «греют руки», потирая их, постукивая ногой о ногу. Дети: Уж ты, Зимушка-Зима, Я прошу тебя: «Не морозь меня!» Дети идут по кругу, взявшись за руки. Зима «морозит» детей - пятнает тех, кто не успел спрятаться (присесть) | 1.«Льдинка» 2.Хороводная игра «Зима и дети» |
февраль | Цель: снятие усталости, создание хорошего настроения. Ход игры: Выбирают одного ведущего — «козла» «Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога». Приглашает поклоном выбранную девочку. «Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу. Дальше движения под слова песни. Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых и вокальных навыков. Ход игры: каждая фраза повторяется детьми за педагогом .1. Как у наших у ворот дети идут по кругу за руки хороводным шагом Ай-люли, у ворот Закружился хоровод идут дробным шагом Ай-люли, хоровод! ПРОИРЫШ: останавливаются, расцепляют руки, кладут их на пояс, идут в круг с правой ноги – 1,2, 3-притоп левой ногой идут назад из круга с левой ноги – 1,2,3 –притоп правой ногой (повторить ещё раз) Педагог: «Продолжим наш хоровод!» (дети снова берутся за руки и исполняют 2-й куплет) 2. Кто не пляшет, не поёт движения, как в 1-м Ай-люли, не поёт идут опять дробным шагом ПРОИГРЫШ: движения повторяются В заключение дети берутся вновь за руки, поднимают их вверх, кланяются и говорят: «Всё!» | 1.Хоровод игра «Шел козёл по лесу» 2.Хоровод «Как у наших у ворот». |
март | Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых и вокальных навыков. Ход игры: Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Бегут по кругу. Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу. А сугробы тают, тают, Медленно приседают. Цель игры: умение слышать музыку и выполнять действия в соответствии с ее характером. Ход игры: Выбирается «жаворонок», он выходит в середину круга, в руках у него колокольчик; под музыку жаворонок бегает по круг, в конце дети закрывают глаза; жаворонок бежит за кругом, звеня колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей; по сигналу ведущего дети открывают глаза; жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик; названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик; когда дети освоят игру ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика; искать их предлагается одному ребенку; игра повторяется с другими участниками) В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве: Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год! | 1.Хоровод Веснянка (рабочая программа воспитания) 2.Жаворонок (рабочая программа воспитания) |
апрель | Цель: Учимся двигаться в соответствии с хороводным характером мелодии, менять движения на запев и припев. Сужение и расширение круга. Ход игры: Дети встают лицом в круг, чередуясь – мальчик/девочка, взявшись за руки. Руки опущены вниз. 1 часть: 1-2 такт. (На 4 счета) Начиная с правой ноги, дети делают три шага вправо, приставляя левую ногу к правой. На четыре левая нога делает притоп. 3-4 такт. (На 4 счета) В левую сторону то же самое, с левой ноги три шага, правой притоп. Далее – повтор 1-4 тактов 2 часть. 5-6 такт. Девочки складывают руку на руку перед собой, идут в центр круга на носочках три шага с правой ноги, на четыре – опускаются на пятки на слегка согнутые колени. Мальчики делают три шага с правой ноги назад, на четыре – выставляют левую ногу на пятку, руки раскрывают – правую поднимают наверх в диагональ, левую опускают вниз в диагональ. 7-8 такт. Девочки возвращаются назад спиной с левой ноги на носочках, на четыре – опускаются на пятки на слегка согнутые колени. Мальчики делают три шага с левой ноги вперед, на четыре – делают притоп правой ногой. Руки на пояс. Повтор 5-8 Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры. Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций. Ход игры: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу и поют: «Петушок - петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка. Что так рано встаешь? Детям спать не даешь?» После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук. «Петух» кукарекает три раза, дети под музыку разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом». | 1.Хоровод «Светит месяц». (рабочая программа воспитания) 2. «Дети и петух» |
май | Цель: Научить действовать по сигналу, согласовывать свои действия, двигаться в соответствии характеру музыки, развивать координацию, ориентацию в пространстве. Ход игры: Дети разделены на две команды, стоят с противоположных сторон шеренгой, руки сцеплены «плетень». 1-ая часть. Поочередно двигаются навстречу друг другу, приветствуют. 2-ая часть. Врассыпную двигаются по залу. По окончании должны быстро построить каждый свой «плетень». Цель: Воспитывать интерес к народным традициям и обычаям, формируя у детей Потребность деятельности. Ход игры: Выбирают двух игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой, держась за руки и проходят под «воротами». При этом напевают: Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз - прощается, второй раз - запрещается, А на третий раз - не пропустим вас! На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Цепочку при этом разрывать нельзя. Пойманные, образуют новые «ворота». Игра заканчивается, когда всех игроков поймают. | 1.Плетень(рабочая программа воспитания) 2.Золотые ворота |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хороводные игры в средней группе
Музыкально-хороводные игры для детей средней группы...
Сценарий развлечения "Путешествие в лес" для старшей группы дошкольного возраста
Развлечение «Путешествие в лес». Старшая группаСценарий развлечения путешест...
Конспект музыкального занятия для детей старшей группы дошкольного возраста. «Путешествие к царице Улыбке»
дети отправляются в путешествие, чтобы помочь Царице Улыбке....
Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста
Формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования вз...
Теремок (хороводная игра)для средней группы
Драматизация отрывков из сказки в повседневной деятельности детей....
Хороводные игры в подготовительной группе дошкольного возраста
Хороводная игра как произведение народного творчества интересна ребенку тогда, когда в нее можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение, новый игровой ход, новую двигательную интерпретац...
Развивающие игры – загадки для детей дошкольного возраста по программе «Народные игры и забавы для дошколят»
Игровая деятельность – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основны...