Мониторинг вокальной деятельности
статья по музыке (5, 6, 7 класс)

Лебединская Виктория Александровна

Главная идея статьи - необходимость использования мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, который отражает динамику формирования умений и навыков учащихся, поющих в хоре. 2022 год.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района города Санкт-Петербурга

Мониторинг качества навыков хорового пения обучающихся начальной и средней школы.

Лебединская Виктория Александровна

учитель музыки, педагог дополнительного образования, e-mail: lebedinskaya.vik@mail.ru

Анонс: главная идея статьи - необходимость использования мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, который отражает динамику формирования умений и навыков учащихся, поющих в хоре.

       Система планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований Федерального государственного образовательного Стандарта к освоению учащимися основной образовательной программы. Она направлена на обеспечение качества образования, и предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся. (1)

      Исследования психологов свидетельствуют, что детство - сенситивный период для любого обучения и в том числе занятий искусством. Это период, когда человек открыт для диалога и восприятия информации, для усвоения норм поведения, формирования индивидуальных психологических свойств личности.

     По утверждению современного ученого-психолога П.В. Симонова, "занятия искусством не барская прихоть, а необходимость. Правое полушарие - эмоциональный мозг - является базисом для развития левого полушария - мозга рассудочного. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий мозга, и только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность - святая святых задач системы народного образования и родительского воспитания". (2)

    Хоровое пение в школе - один из путей возрождения национальной духовности, достижение высокого уровня общей культуры и образованности нации, психического и физического здоровья детей.

    По наблюдениям современных педагогов дети, систематически занимающиеся хоровым пением, лучше учатся в школе, более дисциплинированы и эмоционально развиты по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися музыкой.

  Учителя начальных классов выявили следующую закономерность: у детей, которые занимаются в школьном хоре, повысилось качество работ по русскому языку, в диктантах уменьшилось количество ошибок. В процессе обучения певческому искусству постепенно развивается не только музыкальный, но и специфический вокальный слух. По определению профессора В.П. Морозова, вокальный слух - "сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных и других видов чувствительности..." Что же можно оценивать при помощи вокального слуха? Прежде всего, акустические характеристики певческого голоса: интонацию, динамику, тембр, дикцию, а значит, и восприятие фонем. Таким образом, пение способствует развитию фонематического слуха, что и приводит к повышению качества работ по русскому языку.

    Моя задача, как музыкального руководителя, отследить развитие детей, у которых в силу природных данных существуют определенные слуховые, метроритмические и координационные проблемы. В хор часто приходят дети, желающие петь, но не имеющие музыкального слуха, так называемые "гудошники", и дети с нарушением координации между слухом и голосом. Все эти сложности исправляются, но очень медленно. Очень важно постоянно отслеживать этот процесс, корректируя направление движения. В этом случае очень помогает мониторинг.  Критерии, по которым создается "портрет" проблемного ученика, можно отобразить с помощью таблицы.

Мониторинг певческих данных

(оценка по 10-бальной шкале)

Фамилия имя, возраст

Слуховые навыки

Ритмические

Координация слуха и голоса

Дикция и артикуляция

Психологический аспект (готовность выступать на сцене)

    Регулярные наблюдения, проводимые каждую четверть, помогают грамотно организовать процесс формирования певческих умений у учащихся. В моей практике, за три года работы в 630 школе, есть первые успехи и победы детей над своими проблемами. Главное в этой ситуации желание самого ребенка и планомерность занятий.

   Регулярный мониторинг учащихся позволяет также определить и общий кругозор, и культурное развитие каждого.

     Таким образом, мониторинг на хоровых занятиях помогает мне выявить проблемы каждого ученика, отследить рост успехов и наметить цели, улучшающие качество обучения.

Литература:

  1. Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская "Музыка. Планируемые результаты",

М., "Просвещение", 2019.

  1. Г.П. Стулова "Хоровое пение. Методика работы с детским хором", издательство "ПЛАНЕТА МУЗЫКИ", СПб, Москва, Краснодар, 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг исследовательской деятельности воспитанников

Мониторинг исследовательской деятельности воспитанников...

Влияние вокальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов и воспитателей ДОУ...

Мониторинг учебной деятельности в информационной образовательной среде

Будушие и современные условия мониторинга учебной деятельности...

Сценарий отчетного концерта по вокальной деятельности "Песня года"

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию сценарий Отчетного концерта по вокальной деятельности "Песня года". Буду рада, если кому-то понравится идея проведения подобного мероприятия и сможет при...

Педагогический опыт вокальной деятельности

Цель моей педагогической  деятельности - создание условий для нравственного, эстетического и интеллектуального развития личности ребенка на основе постижения им вокального искусства....