Мониторинг исследовательской деятельности воспитанников
материал по теме

Мониторинг исследовательской деятельности воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_issl.deyatelnosti_kolesnikova.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность как показатель результативности работы с одаренными детьми

Подготовил: Колесникова Н.Н.,

 методист МБОУ ДОД «ЭБЦ» по НИР

        Мониторинг исследовательской деятельности в Центре подразделяется на несколько видов:

- по этапам обучения – входной и итоговый

- по частоте процедур – систематический (ежегодный)

- по охвату объектов наблюдения – выборочный

- по организационным формам – индивидуальный, групповой, фронтальный.

Также мониторинг в ЭБЦ проходит в несколько этапов.

1 этап.

Вербальная ассоциативная методика  “ЭЗОП” (Ясвин В.А, Дерябо С.Д Методики диагностики и коррекции отношения к природе, М,, 1995). Цель: исследовать тип доминирующей установки в отношении природы (см. Приложение 1). Проводится со всеми воспитанниками Центра в начале учебного года. Исходя из результатов диагностики, выносятся рекомендации для педагогов по корректировке отношения к природе, а также уточнения в выборе кружка и направления работы объединения.

2 этап.

Оценка общей одаренности детей (см.Приложение 2). Проводится либо родителями, либо другими взрослыми, хорошо знающими ребенка. Данные предоставляются педагогу. Предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучив их, взрослые дают оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь  шкалой. Проводится как в исследовательских группах, так и индивидуально среди воспитанников, с которыми педагоги планируют заниматься исследовательской деятельностью.

3 этап.

Тематический контроль исследовательской деятельности педагогов. Проводится в начале и в середине учебного года. Педагоги предоставляют темы исследовательских и реферативных работ, которые будут представлены одаренными воспитанниками на конференции. В начале года – предварительные, в середине – окончательные. В течение учебного года с педагогами проводятся консультации по научно – исследовательской деятельности и конкретно по каждой выбранной теме работы. Оказывается консультационная помощь в построении исследования, структуре и написании исследовательских и реферативных работ. Также проводится работа с одаренными детьми  на предмет затруднений по исследуемому вопросу. Психолог Центра (Темникова Т.Н.) проводит с одаренными детьми занятия и тренинги по устранению тревожности, страха выступления перед аудиторией и т.д.


        

4 этап.

Также в мониторинг исследовательской деятельности входит отслеживание участия одаренных воспитанников в конференциях и конкурсах различного уровня, а также результатов этого участия. Для удобства координации данным процессом в Центре создано НОУ «Багульник», в которое входят воспитанники, занимающиеся исследовательской деятельностью, как в организованных группах, так и индивидуально.

2006-2007 – 38 человек

2007-2008- 30 человек,

2008-2009 – 72 человека.

В течение года члены НОУ собираются минимум три раза: на установочную (осеннюю) сессию, где выбираются члены правления и староста НОУ, а также обсуждается план работы на год; на зимнюю сессию, заключающуюся в предварительном прослушивании работ на Н-ПК «Исследователь природы»; на весеннюю сессию, где обычно обсуждаются результаты работы за год, а также планирование участия в весенне-летних мероприятиях. Результатами работы НОУ служат достижения наших воспитанников на конкурсах и соревнованиях различного уровня (см. таблицу и диаграмму).

        


Приложение 1.

        Вербальная ассоциативная методика

“ЭЗОП”

(Ясвин В.А, Дерябо С.Д Методики диагностики и коррекции отношения к природе, М,, 1995)

Цель: исследовать тип доминирующей установки в отношении природы. Условно выделяют 4 типа таких установок:

  1. личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка),
  2. как объект изучения, знаний (когнитивная);
  3. как объект охраны (этическая)
  4. как объект пользы (прагматическая).

                ЭЗОП – это эмоции, знания, охрана, польза  - такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.

Методики состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и 5 слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. На бумаге фиксируется только ответ. Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из 5 следующих, которое “больше всего к нему походит”(четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое слово предлагается для отвлечения внимания – “мусорное”).  Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемых не остается времени осмыслить варианты и он должен выбрать тот, который “первым пришел в голову, как раз и характеризующий доминирующую у него установку.

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присеваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший условный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не 1, а два преобладающих типа установки.

Текст методики.

Инструкция: Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для вас лучше всего связывается с предложенным, лучше всего к нему подходит. В качестве ответа вы записываете только выбранное слово. Отвечать надо быстро, т.к. первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

ЛЕС

Поляна (К)

ЛОСЬ

Следы (И)

Муравейник (И)

Лесник (О)

Заповедник (О)

Трофей (П)

Дрова (П)

Камни

Песок

Рога (К)

ТРАВА

Поливать (О)

ОЗЕРО

Улов  (П)

Силос (П)

Шерсть

Кора

Острова (К)

Роса (К)

Моллюск  (И)

Стебель (И)

Очищать (О)

МЕДВЕДЬ

Паутина

ДЕРЕВО

Осень (К)

Хозяин (К)

Кольца (И)

Малина (И)

Вырастить (О)

Редкий (О)

Мебель (П)

Шкура (П)

Сено

БОЛОТО

Головастик (И)

УТКА

Запрет (О)

Заказник (О)

Жаркое (П)

Торф (П)

Рассвет (К)

Яблоки

Ветка

Туман (К)

Кольцевание (И)

РЫБА

Жабры (И)

САД

Берлога

Серебристая (К)

Цветущий (К)

Нерестилище (О)

Опыление (И)

Жарить (П)

Ухаживать (О)

Перо

Урожай (П)

БОБР

Ловкий (К)

ПРИРОДА

Красота (К)

Резцы (И)

Изучение (И)

Расселение (О)

Охрана (О)

Шуба (П)

Польза (П)

грибы

Обработка результатов.

В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого (этот ключ не зачитывается).

К- природа воспринимается как объект красоты  - эстетическая установка.

И – как объект изучения – когнитивная установка

О - как объект охраны – этическая установка

П – как объект пользы   - прагматическая установка.

Ответы испытуемых записываются в графу соответствующего типа установки:

(Пример).

ТИП               Количество                            Доля                              ранг

К                         7                                          58 %                              1

И                        2                                           17 %                              3

П                        3                                           25 %                              2

О                        0                                             0                                  4

                Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимального возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3, 4.

                 Нужно обращать внимание на количество выбранных “мусорных” слов. Если их 3 и более, то результаты забраковывают, т.к. испытуемый, вероятно, стремился специально использовать наиболее неподходящие слова.

                 В приведенном примере у испытуемого доминирующей установкой является эстетическая (как объект красоты), а установка на природу  как объект охраны не проявляется вообще. Сопоставьте доминирующую установку, полученную по 11 пунктам и выбор в 12 пункте. В нем исследуемые установки даны открытым текстом    и экспериментальная ситуация является практическим получением ответа испытуемого на вопрос “Природа есть...(красота, изучение, охрана, польза)?” При этом  вступает в силу фактор “социальной желательности”, единицы выбирают ответ “польза”, т.к. откровенно прагматические установки на природу социально не одобряются. Существует интересный перевертыш: большинство тех, у кого в целом по методике выявлена прагматическая установка, выбирают в последнем пункте ответ “охрана”, ведь “ Природу надо охранять!”; и наоборот, только для нескольких из тех, кто выбрал ответ “охрана”, характерна этическая установка на природу и по другим пунктам, а для очень многих как раз прагматическая. Этот факт является своеобразным показателем достоверности методики: испытуемые не могут “расшифровать” стимульные слова и сознательно сфальсифицировать ответ.


Приложение 2.

Методика оценки общей одаренности

Уважаемые родители! Методика разработана для того, чтобы Вы могли разобраться в особенностях Вашего ребенка и иметь собственную оценку его одаренности.

Инструкция.

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, Противоположное оцениваемому;

1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 — сведений для оценки данного качества нет (не имею).

1.Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и мн. др.).

2.Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают — важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

3.Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

4.Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

5.Способность к оценке. Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

6.Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

7.Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

8.Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

9.Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов.

Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат — правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка»сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу (график).

График. Методика оценки общей одаренности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»

Актуальность темы.Направления системы психолого-педагогического сопровождения во дворце творчества.Особенности системы индивидуальной диагностики, развивающих занятий, системы семинаров и консультаций...

1.3 Результаты участия обучающихся и воспитанников в проектно-исследовательской деятельности,конкурсах,научно-практических конференциях,соревнованиях

1.3.Результаты участия обучающихся и воспитанников в проектно-исследовательской деятельности, конкурсах, научно-практических конференцияхУчебный годФИОназваниеРезультат, классМуниципальный...

1.3 Результаты участия обучающихся и воспитанников в проектно-исследовательской деятельности, конкурсах, научно-практических конференциях, соревнованиях.

Результаты участия обучающихся и воспитанников в проектно-исследовательской деятельности, конкурсах, научно-практических конференциях, соревнованиях....

Мониторинг организации деятельности обучающихся (воспитанников)

Мониторинг организации деятельности обучающихся (воспитанников) в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания:...

Из опыта работы организации поисково-исследовательской деятельности воспитанников клуба «Поиск» музея боевой и трудовой славы МАУДО «ЦДОД» г. Усинска.

Представляю вашему вниманию статью, в которой делюсь опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности. Статья была опубликована в информационно-методическом журнале "Аспект&qu...

1.3 Результаты внеурочной деятельности воспитанников в проектно-исследовательской деятельности, конкурсах, научно-практических конференциях, соревнованиях

1.3 Результаты внеурочной деятельности  воспитанников в проектно-исследовательской деятельности, конкурсах, научно-практических конференциях, соревнованиях...