Урок "В музыкальном театре. Опера" по предмету "Музыка" 5 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Крит-ская
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Рябова  Елена Юрьевна

Урок "В музыкальном театре. Опера" по предмету "Музыка" 5 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera.docx24.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей - "Здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки от пятой, к третьей, к первой ступени).

II.Вводная часть.

СЛАЙД

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, а урок путешествие, а вот какое путешествие - вы ответите сами.

Посмотрите на экран и скажите, как вам кажется, куда мы сегодня отправимся?

А вы когда-нибудь были в театре? Вам понравилось?

Скажите, пожалуйста, какие театры в Москве или Московской области вы знаете?

СЛАЙД

Я очень рада что вы знакомы со множеством театров, но прежде чем мы начнём наше путешествие – мне необходимо понять, знаете ли вы о правилах поведения в театре?

Сегодня я раделила вас на группы,  пожалуйста, посоветуйтесь каждый в своей группе, запишите, как вам кажется, какие  существуют правила поведения в театре.

Каждая группа даёт  свой ответ, выводим общее на экран.  Проверяем ответы – зачитываем (Дети).

СЛАЙД

Ребята, я хочу чтобы вы посмотрели видеофрагмент  как всё же  нельзя вести себя в театре.

СЛАЙД (видео)

III. Изучение нового материала.

Правила поведения мы усвоили  - теперь можем отправиться в наше путешествие, но мы отправимся в непростой театр,  а музыкальный, этот музыкальный театр  имеет название - ОПЕРА. ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ

СЛАЙД

Посмотрите на экран и прочитайте, что же сегодня нам нужно узнать об опере?

Зачитываем по очереди:

СЛАЙД

Итак, я приглашаю вас в наше путешествие

Внимательно смотрим сюжет и постараемся ответить на поставленные вопросы.

СЛАЙД

Отвечаем на поставленные вопросы:

СЛАЙД ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ПОНЯТИЕ ОПЕРА

Ребята, вы знаете, в основу оперы всегда положен какой-либо  исторический факт или литературное произведение-миф, легенда, поэма, роман, повесть, сказка, былина.

Обратимся к учебнику на стр .49.

Прочитайте, пожалуйста, статью на стр 49 и ответьте,  на вопрос, как называется краткое литературное изложение сюжета оперы? Что означает это слово?

СЛАЙД ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ПОНЯТИЕ ЛИБРЕТТО

Ребята, внимательно посмотрите на экран посмотрите сюжет и ответьте на вопрос - Что же ещё  нового мы можем узнать из либретто?

СЛАЙД

Итак: Что же ещё нового мы можем узнать из либретто.

Обратите внимание на экран, мы уже с вами знакомы с типами певческих голосов, эти голоса применяются и в опере (давайте вспомним).

СЛАЙД

ТАКЖЕ КАК И В ЛЮБОМ СПЕКТАКЛЕ МЕЖДУ ДЕЙСТВИЯМИ И КАРТИНАМИ СУЩЕСТВУЕТ АНТРАКТ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗРИТЕЛИ И АРТИСТЫ СМОГЛИ ПЕРЕДОХНУТЬ, МЫ С ВАМИ ТОЖЕ ПРЕРВЁМСЯ НА АНТРАКТ.

(ФИЗМИНУТКА)

А сейчас, ребята, вы узнаете, какие существуют оперные  номера и для чего они нужны.  

СЛАЙД (ария) ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Внимательно смотрим слайд и постараемся ответить на вопрос, для чего в опере нужна ария.

СЛАЙД (дуэт, трио) ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Внимательно смотрим слайд и постараемся ответить на вопрос, для чего в опере нужны дуэты, трио.

СЛАЙД (речитатив) ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Внимательно смотрим слайд и постараемся ответить на вопрос, чем речитатив отличается от арии.

СЛАЙД (хор)

Внимательно смотрим слайд и постараемся ответить на вопрос, какова роль хора в опере.

Итог: Все оперные номера разнообразны по своему характеру и нужны для создания того или иного образа в опере.

Наше путешествие в музыкальный оперный театр подходит к завершению.

Сегодня мы хотели узнать что такое опера, и понять в чём особенности этого музыкально-театрального жанра. Смогли ли мы с этим справиться или нет, нам помогут узнать кроссворды на ваших столах, попробуйте их отгадать.

КРОССВОРД. ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ.

ПРОВЕРКА.

IV. Вокально-хоровая работа.

РАСПЕВАНИЕ

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «Раменский мой край» С.В. Иваненко

Творческая работа по созданию афиши для оперы «Садко»

В театр

Да

Да

ТЮЗ, на Таганке, «Современник», Малый, Большой……

Работа в группах.

  1. Что такое опера?

Что необходимо, чтобы получилась опера?

  1. В чём её необычность?

Чем она отличается от обычного спектакля?

  1. Опера-это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки, хорового пения, театрального представления и танца.
  2. Музыка в опере первостепенна, а  в обычном спектакле – просто сопровождение.
  3. В опере звучит симфонический оркестр

Либретто (книжечка)

  1. Кто является действующими лицами оперного представления
  2. Сколько картин, сцен, актов в опере
  3. Какими голосами поют действующие лица

Ария раскрывает образ и характер героя.

В дуэтах и трио раскрываются общности и противоречия героев

Речитатив нужен для мелодичного разговора героев

Хор олицетворяет народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Программа по музыке для 1-4 классов по программе Г.П. Сергеевой ,Е.Д. Критской

Программа по музыке для 1-4 классов по программе Г.П. Сергеевой ,Е.Д. Критской....

Тема урока "Первое путешествие в музыкальный театр"(Музыка 5 класс. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, М.: Просвещение, 2014г).;

Презентация ученицы 5 "А" класса Трошиной Дарьи "Великие итальянские композиторы"( А.Вивальди, Н.Паганини и др.)...

Рабочая программа по предмету искусство 8 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской

Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 8 классе составлена на основании следующих документов:Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования...

Рабочая программа по предмету искусство 9 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской

Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 9 классе составлена на основании следующих документов:·        Федерального компонента государственного Стандарта основного о...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...

Презентация к уроку музыки по теме " Второе путешествие в музыкальный театр.Балет " 5 класс

Презентация понадобится учителю на протяжении всего урока,от формирования цели урока до окончания урока. Содержит формулировки основных терминов,музыкальные примеры,кроссворд.Презентация разделена на ...