Урок музыки: «Романса трепетные звуки» 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Цель урока: создать условия для формирования знаний о романсе как жанре вокальной музыки, его роли во взаимосвязи музыки, литературы и живописи.
Планируемые результаты: через практическую деятельность освоить жанр – романс, значение его роли во взаимосвязи музыки, литературы и живописи.
Задачи:
1. Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, развитие доброжелательности и отзывчивости, формирование эстетических потребностей и представлений о нравственных нормах.
2. Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, обсуждать проблемные вопросы, извлекать информацию из разных источников.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.
3. Предметные результаты:
- учить слушать и понимать музыку различных жанров, обогащать чувственный опыт ребенка, его представления об окружающем мире.
- развить у детей творческое и воссоздающее воображение, умение эмоционально откликаться на услышанное, с помощью движений передавать характер музыки, её образное содержание, играть на музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romansa_trepetnye_zvuki.docx | 25.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки: «Романса трепетные звуки» 5 класс
Цель урока: создать условия для формирования знаний о романсе как жанре вокальной музыки, его роли во взаимосвязи музыки, литературы и живописи.
Планируемые результаты: через практическую деятельность освоить жанр – романс, значение его роли во взаимосвязи музыки, литературы и живописи.
Задачи:
1. Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, развитие доброжелательности и отзывчивости, формирование эстетических потребностей и представлений о нравственных нормах.
2. Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, обсуждать проблемные вопросы, извлекать информацию из разных источников.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.
3. Предметные результаты:
- учить слушать и понимать музыку различных жанров, обогащать чувственный опыт ребенка, его представления об окружающем мире.
- развить у детей творческое и воссоздающее воображение, умение эмоционально откликаться на услышанное, с помощью движений передавать характер музыки, её образное содержание, играть на музыкальных инструментах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальные инструменты
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, перед тем, как мы начнем разговор о теме урока, я хочу задать вам вопрос: а что такое песня?
Из чего она состоит? (из музыки и стихов)
Кто исполняет песню? (Солист или хор)
Составление синквейна по теме «Песня» (Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк, строящееся по определенным правилам
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
(Слайд)
1.песня
2. народная, авторская
3. завораживает, вдохновляет, помогает
4. верный спутник человека на всю жизнь
5. вокальная музыка
Учебная ситуация (7 слайдов)
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним вокальным жанром, а с каким, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд «Музыкальные инструменты».
1. Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)
2. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (Рояль)
3. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
4. А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка)
5. Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)
6. Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Ее названье... (скрипка).
-Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? Ответ - РОМАНС
Ребята, романс, как и песня, относится к жанру вокальной музыки
Выберите тему, наиболее подходящую нашему уроку (Слайд):
1. «Музыка вокруг нас»
2. «Романса трепетные звуки…»
3. «Нам песня строить и жить помогает»
(Дети выбирают тему урока аргументированно. Затем записывают ее в тетрадь)
III Объявление темы урока. Целеполагание.
Итак, тема нашего урока: «Романса трепетные звуки» (запись темы).
- Попробуйте сформулировать цели нашего урока. Что, по – вашему, вы должны узнать сегодня на уроке?
- Правильно, сегодня вы узнаете, что что такое романс, какова история рождения этого жанра, что общего между романсом и песней, чем они отличаются друг от друга, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов.
А также научитесь соотносить музыкальный материал с живописным и, главное, прочувствуете поэтичность русского романса
IV.Актуализация опорных знаний. Знакомство с новым материалом.
1.Работа в группах
- А сейчас, ребята, чтобы ответить на все вопросы, нам нужно распределиться на три группы. Сделаем мы это так. Каждый получает карточку с названием музыкального инструмента. Разделитесь на три группы по видам музыкальных инструментов: струнные, ударные и духовые. (Дети делятся на группы и садятся за столы. Проверка правильности деления. На одном столе стоит компьютер, на втором - учебники, на третьем – толковые словари).
- Каждая группа получает своё задание:
1) Найти в интернете - «История романса» кратко;
2) В толковых словарях найти определение романса;
3) В учебнике найти сходство и отличие романса и песни, жанровые признаки романса.
1 группа (слайд) Слово РОМАНС пришло к нам из Испании. Оно произошло от испанского слова Romance, что в буквальном переводе означало «по-романски», то есть «по-испански». Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, раньше он обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах.
2 группа Романс (Слайд) - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с инструментальным сопровождением.
3 группа Жанровые признаки романса (Слайд)
Содержание романса всегда лирично.
Текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному. Это порождает одно из самых важных качеств романса — его теплоту.
В романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.
Часто структура романса отличается от песенной, отсутствием куплетно-припевной формы.
2. Запись основных понятий в рабочие тетради
- Ребята, давайте коротко запишем всё то, о чём мы сейчас узнали. (дети записывают определение «романса», место его происхождения, жанровые отличия романса)
3. Слушание романса П. И. Чайковского на слова А.К. Толстого «Благословляю вас, леса» в исполнении Дмитрия Хворостовского (Слайд)
4. Беседа
- Что вы почувствовали во время слушания? Что хотели передать нам авторы?
- Как звучит романс? (торжественно, величественно)
- Какое настроение вызвало у вас это произведение?
- Какие образы вы представили здесь?
- Этот романс - подлинный гимн о любви ко всему живому, ко всей окружающей нас красоте природы.
- Какой инструмент сопровождает солиста?
- Да, здесь слышна насыщенная фактура фортепианного сопровождения.
- Красивое стихотворение А. Толстого вдохновило П. Чайковского на создание этого яркого романса.
-Скажите, а все ли стихи подойдут для создания романса?
- Какими критериями они должны обладать?
( а) Небольшой размер (или фрагмент с законченной мыслью), б) содержать переживания, чувства, отношения героя к природе и миру, в) поэтический текст должен быть певучим.
- Ребята, на страницах учебника по теме «Романс» изображены репродукции картин русских художников (Слайд). Исаак Левитан «Цветущие яблони», «Весна», «Большая вода», Игорь Грабарь «Февральская лазурь».
- Как вы думаете, почему именно эти картины автор учебника сопоставляет романсу?
- Какая тема объединяет эти картины?
- Какие чувства у вас они вызвали? (нежные, трепетные)
- В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Они пришли к нам из Франции. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов (Слайд) и многие другие очень полюбили этот жанр лирической песни. Они стали создавать романсы на стихи русских поэтов (Слайд). В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни. Одним из любителей таких романсов был М. И. Глинка, его романсы отличались плавностью, гибкостью и песенной мелодичностью. ( Слайд)
5. Слушание начала романса «Жаворонок» М. Глинки и Н. Кукольника
- Ребята, давайте сейчас закроем глаза и послушаем еще одно произведение. (звучит вступление)
- Что мы с вами услышали? (варианты ответов детей, трель птицы)
Эту музыку написал великий русский композитор М. И. Глинка. Его считают основоположником русской музыкальной классики. С детства мальчика окружала разнообразная звуковая среда. На развитие слуховой восприимчивости Глинки в детские годы повлияли:
- народная песня, как неотъемлемая часть деревенского быта;
- церковное пение, красота колокольного звона;
- игра крепостного оркестра;
- русский бытовой романс;
- фортепианная музыка, которая постоянно звучала в доме композитора
«…Песни, слышанные мною в ребячестве, - вспоминал позже Глинка, - были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».
- Можем ли мы сказать, о чем это произведение?
- Что может нам об этом рассказать? (текст)
- Кто пишет тексты (стихи)? (поэты)
- Давайте еще раз послушаем это произведение, слова к которому написал Нестор Кукольник (слайд). А называется оно «Жаворонок»
6. Чтение текста стихотворения
Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несет,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет.
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой...
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
7.Слушание романса в исполнении Сергея Лемешева «Жаворонок» (со словами)
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (душевная теплота, нежная, мечтательная грусть)
- Можем ли мы назвать данное произведение романсом? (да) Почему?
- Как вы думаете, если мы уберем слова, что будет?
- Да, в романсе текст тесно связан с музыкой, которая отражает не только его характер, но и отдельные поэтические события.
Подумайте, как выразительно-изобразительные интонации мелодии и аккомпанемента помогают словам песни рисовать звуковую картину природы.
- Посмотрите на экран: (слайды) Как вы считаете, какая из этих картин больше всего подходит к романсу М. Глинки «Жаворонок» и почему?
V. Разучивание текста и музыки романса «Жаворонок».
Вокально-певческая работа.
VI. Подведение итогов урока.
- С каким вокальным жанром мы познакомились сегодня на уроке? (романс)
- Что такое романс? (произведение для голоса с сопровождением, в котором огромное значение имеет текст, и сопровождение имеет определенную роль)
Какие композиторы сочиняли романсы?
Какие инструменты звучат в сопровождении романсов?
Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы
VII. Домашнее задание
Выучить текст романса «Жаворонок»
Составить синквейн на тему «Романс»
Нарисовать иллюстрацию к романсу «Жаворонок» М. Глинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».
Цель:Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста Задача:1. Воспитательная - формирование любви к музыке русского романса.2. Образовате...
Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"
Использованна технология критического мышления....
открытый урок по музыке в 5 классе "Романса трепетные звуки"
Технологическая карта урока...
урок музыки 5 класс по теме "Романса трепетные звуки"
На уроке учащиеся познакомятся с жанром романс и его роли во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....
Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)
2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...
Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"
Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...
Сценарий клуба любителей музыки «В мире семи нот» Тема: «Романса трепетные звуки»
Подготовила и провела Александровская М.К. педагог иллюстратор, концертмейстерс. Вязьма – Брянская 17.11.2022...