Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Использованна технология критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок музыки 5 класс "Романса трепетные звуки" | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс
По программе «Музыка»Т. И. Науменко, В.В.Алеев.
Тема полугодия: « Музыка и литература»
Тема урока: « Романса трепетные звуки»
Цель урока: Создать условия для осознания учащимися жанра романс.
Задачи урока
- дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);
- узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
- узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
- узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);
- познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;
- учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;
- развивать вокально-хоровую грамотность.
Тип урока: комбинированный
Используемые .приемы: «Верные и неверные утверждения», работа в группах ,обсуждение входе дискуссии, предположения, выбор заданий.
- Музыкальный материал: романс М.И. Глинки «Жаворонок»
- Художественный материал: И. Левитан « Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»
- И. Грабарь «Февральская лазурь»
Ход урока
Учитель говорит о том, что для того, чтобы понять, о чем будет идти речь на уроке, нужно разгадать кроссворд .
1. Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин?(Орган)
2. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (Рояль)
3. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
4. А всего-то три струны
Ей для музыки нужны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка)
5. Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает.(Барабан)
6. Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Ее названье... (скрипка).
– Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Романс)
–А что это за жанр? В чем его особенности? Давайте выяснять... А разобраться в этом нам поможет небольшая игра...
Учитель предлагает поиграть в игру «Верно ли утверждение?» Учащимся раздают листы с вопросами, на которые они могут ответить только опираясь на собственную интуицию и знания. (приложение 1)
Учитель оговаривает, что в конце урока ученикам предстоит ещё раз ответить на эти же вопросы и сравнить ответы.
- РОМАНС… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с историей возникновения романса и становлением этого музыкального жанра в России.
- Для выполнения следующего задания учитель предлагает обучаюшимся разделиться на 2 группы. Одна работает с учебником, другая с текстом данным учителем.(приложение 2), (приложение3)
- По истечении времени, данного на выполнение этого задания, учитель просит группу огласить ответы на вопросы (группа работающая с учебником фиксирует ответы на схеме) Работа в группах включает в себя поиск ответа, чтение и воспроизведение текста.
- Романс – это небольшое по размеру камерно-вокальное произведение. Его создает композитор на литературный текст для исполнения голосом в сопровождении фортепиано, гитары, арфы, камерно-инструментального ансамбля. Романс отличается высоким поэтическим стилем, выразительной мелодикой, совершенным слиянием лирического стиха и задушевной мелодии.
Родиной романса является Испания. Именно там, в XIII-XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр. Песни певцов – трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы». - Учитель: Верно, но главное различие в том, что в романсе текст тесно связан с музыкой, которая отражает не только его характер, но и отдельные поэтические события. Примером отражения поэтических впечатлений могут служить названия романсов. На странице 69 нашего учебника представлены партитуры романсов русских композиторов: «Жаворонок», «То было раннею весной», «Сирень».
- Учитель: В России романс был популярен в XIX веке. Перечисленные вами образы звучали в романсах русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского – Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова.
- Учитель: Как вы думаете, почему авторы учебника по музыке приглашают нас понаблюдать, сопоставить, сравнить разные состояния природы, представленные на иллюстрациях страниц 70, 71, 72: Исаак Левитан «Цветущие яблони» и «Весна. Большая вода» Приложение 4. Игорь Грабарь «Февральская лазурь») Приложение 5.
И. Левитан «Цветущие яблони»
И. Левитан «Весна»
И. Грабарь «Февральская лазурь»
- Ученик: На иллюстрациях изображены русские просторы, картины природы, времена года.
- Ученик: Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском искусстве
- В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской и авторский.
С одним из таких авторов мы познакомимся прямо сейчас . С .великим русским композитором основателем русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинкой.
Михаил Иванович Глинка выдающийся композитор, который был знаком с великими поэтами того времени Александром Сергеевичем Пушкиным и Василием Андреевичем Жуковским. На их стихи было написано огромное количество романсов, но для романса, с которым мы познакомимся. М.И.Глинка выбрал стихи мало известного поэта Нестора Васильевича Кукольника.
Нестор Васильевич Кукольник (8 (20) сентября 1809, Санкт-Петербург – 8 (20) декабря 1868, Таганрог) – русский писатель первой половины ХIX века.
Итак, мы отправляемся в концертный зал, чтобы услышать великое произведение – романс "Жаворонок” М.И.Глинки и Н.В.Кукольника.
Слушание "Жаворонок”М.И.Глинки и Н.В.Кукольника.
Какое настроение передал М. И. Глинка в романсе «Жаворонок»?
(поиск ответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 75)
Перед пением, необходимо подготовить к работе голосовой аппарат- распеться..
Учитель обращает внимание на певческую посадку детей( спина прямая, плечи не поднимаем, руки свободно лежат на столе или на коленях , ноги стоят на полу).
Выполняются упражнения:
Пение на одном звуке с закрытым ртом
Пение на одном звуке: и-э-а-о-у
ми-мэ-ма-мо-му.
Упражнение на дикцию: бра-брэ-бри-бро-бру
пра-прэ-при-про-пру.
Пение скороговорок: «от топота копыт
пыль по полю летит
пыль по полю летит
от топота копыт»
Разучивая с классом мелодию романса, учитель предлагает детям проследить за особенностями развития мелодической линии по нотной записи. обращая внимание на движение мелодии, ритм, темп,динамику. Чтобы учащиеся почувствовали единство музыкальной и поэтической речи учитель просит прочитать первые строчки текста.
Далее учитель приступает к разучиванию первого куплета песни по фразам, уделяя большое внимание интонированию, ритму, точному соблюдению пауз, дикции и кантилене звучания. Обращает внимание на фортепианное сопровождение. В нем есть то, что отсутствует в партии голоса,- звонкие трели жаворонка, парящего над землей.
Когда первый куплет детьми выучен, учитель предлагает спеть его по группам, по рядам, индивидуально.
Учитель снова обращается к заданию «Верно ли утверждение?» и просит ещё раз ответить на поставленные вопросы, но исходя из знаний, полученных на уроке. После чего происходит обсуждение и выделение правильных ответов.
В заключении урока, учитель просит детей выразить своё отношение к жанру Романса, чувства, эмоции, полученные знания, в синквейне.
Предварительно учитель напоминает, как правильно выполнить это задание.
- IV. Домашнее задание по выбору.
1. Самостоятельно или взять в помощники учебник по литературе…и выполнить следующее задание: «Записать стихотворение, которое бы ты выбрал для своего романса, если бы был композитором».
2. Сделать иллюстрацию к романсу М. И. Глинки « Жаворонок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
песенник для урока "Музыка 4 класс по программе Г. С. Ригиной"
тексты песен для урока...
песенник к уроку "Музыка" 3 класс по программе Г. С. Ригиной
тексты песен к урокам...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
урок музыки 5 класс по теме "Романса трепетные звуки"
На уроке учащиеся познакомятся с жанром романс и его роли во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....
Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация
К учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....
урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки
Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...
урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"
Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....