Урок музыки 6 класс "Старинной песни мир"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Разработка открытого урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь"".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starinnoy_pesni_mir.docx ( | 25.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ Масляногорская СОШ
Урок музыки в 6 классе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема: Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
Цель урока:
Формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере песни-баллады «Лесной царь»
Задачи:
Образовательные – познакомить с понятием «вокальная баллада», с биографией Франца Шуберта, определить образ в балладе «Лесной царь».
Развивающие – развивать коммуникативные способности, умение в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.
Воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.
Для решения данных задач использую на уроке:
Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня – баллада «Лесной царь».
Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный центр.
Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблиц для самостоятельной работы, учебник Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская – 6 класс, портрет композитора Ф.Шуберта.
Ход урока
Организационный момент.
(при входе в класс звучит музыкальный фрагмент из песни –баллады «Лесной царь»)
Стадия вызова.
СЛАЙД 1
Здравствуйте, ребята! Скажите пожалуйста, когда вы заходили в класс и при этом звучала музыка. Как бы вы могли ее охарактеризовать.
(ответы детей могут быть: мистическая, тревожная, фантастическая, страшная, настороженная и т.п.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.
Повторение пройденного.
СЛАЙД 2
Какие образы существуют в музыке?
(лирические, эпические, драматические)
СЛАЙД 3
С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает?
(«Аве Мария», «Баркарола», «Форель» - лирический образ)
Изучение нового материала
Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
(приложение № 1,2)
(выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии)
СЛАЙД 4
Вопросы для проверки выполнения работы.
Кто такой Франц Шуберт?
Когда и где родился Шуберт?
Кем были его родители?
Где Шуберт получил музыкальное образование?
Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
Сколько песен написал Ф.Шуберт?
Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
Каким человеком был Шуберт?
Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
Какого композитора Шуберт боготворил?
Представителем какого музыкального направления был Ф.Шуберт?
Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
Сколько лет прожил Шуберт?
(учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде).
СЛАЙД 5
Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.
(прослушав произведение отвечаем на вопросы)
СЛАЙД 6
-Какие чувства выражает музыка?
(чувство магии, тревоги)
-какой образ передал в своей музыке композитор?
(образ драматической картины с участием нескольких действующих лиц, образ трагедии)
-Как называется это произведение?
(песня-баллада «Лесной царь»)
Что такое баллада?
(вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантазия, эпос и лирика)
СЛАЙД 7
Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
СЛАЙД 8
Сколько действующих лиц в балладе?
(4)
Перечислите
(рассказчик, отец, сын, лесной царь)
Музыка выразительная или изобразительная?
(и выразительная и изобразительная)
Какая тема и интонация преобладает в речи персонажей?
(рассказчик – взволнованный, отец – встревоженный, сын – испуганный и задыхающийся, лесной царь – завлекательный)
Что вы услышали в аккомпанементе?
(стремительное, драматически напряженное движение)
Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике.
Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.
СЛАЙД 9
Действующие лица | Речь | Мелодия | Музыкальное сопровождение |
Автор Отец Сын Лесной царь | взволнованная встревоженная испуганная ласковая | Отрывистая с восходящими интонациями в партиях всех персонажей Плавная, певучая | Ритм скачки, взволнованная, тревожная мелодия Благозвучные, нежные, убаюкивающие аккорды |
(раздается фрагмент таблицы. Учащиеся ее заполняют, используя учебник. Проверка заполнения таблицы)
Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст в учебнике) и ответьте на следующий вопрос:
Какую роль в произведении играет фортепиано?
(особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть ее содержание)
Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» - образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.
История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
- Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.
- Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А.С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.
- Ф.Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.
СЛАЙД 10
- Вот так описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом.
IV. Закрепление.
- В заключении нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.
СЛАЙД 11-18
(выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка)
1 вариант | 2 вариант |
1. В какой стране родился Ф. Шуберт? А) Франция Б) Италия В) Австралия 2. Сколько песен написал Шуберт? А) 600 Б) 500 В) 400 3. Кто автор немецкого текста баллады? А) Шиллер Б) Гёте В) Шекспир 4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»? А) 4 Б) 5 В) 6 5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно А) Отца Б) Лесного царя В) Сына 6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ? А) Пунктирный ритм Б) Ритм бешенной скачки В) Ритм марша 7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития? А) Любовь и ненависть Б) Жизнь и смерть В) Война и мир | 1. Сколько лет прожил Ф.Шуберт? А) 27 Б) 31 В) 37 2. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»? А) 28 Б) 23 В) 18 3. Кто сделал лучший перевод баллады? А) Пушкин Б) Лермонтов В) Жуковский 4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»? А) Лирический Б) Драматический В) Эпический 5. Как звучит речь автора, отца и сына? А) Взволнованно Б) Завлекательно В) Вкрадчиво 6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия? А) Сына Б) Отца В) Лесного царя 7. Какой характер имеет баллада в целом? А) Тихий и спокойный Б) Взволнованный и тревожный В) Весёлый и озорной |
1 вариант | 2 вариант |
|
|
Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».
V. Итог урока
- С каким произведение Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке? (песня-баллада «Лесной царь»)
- Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»? (остро - драматический)
-Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ? (инструмент фортепиано)
СЛАЙД 19
(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке)
VI. Домашнее задание.
-Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
-Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Биография Франца Шуберта
Ф. Шуберт австрийский композитор. Родился и жил в городе Вене. Он был первым композитором романтиком. Его родители были крестьянами. В доме постоянно звучала музыка. Отец работал учителем в школе. Он же и был первым учителем маленького Шуберта. Учил играть его на фортепиано, затем его учителем был Хольцер музыкальный руководитель хора приходской церкви. Он его обучал игре на скрипке и преподавал теорию музыки. С 6 летнего возраста Ф. Шуберт начал сочинять музыку.
В своей музыке выразил настроение одиночества, тоски, горечь. Уже в юные годы находит свою манеру высказывания, свой музыкальный язык. В 17-18 лет пишет песни: «Форель», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», которые можно назвать жемчужинами его творчества. Шуберт очень много сочинял. Им написано свыше 600 песен. В его произведениях фортепиано играет очень важную роль, т.к. он считал, что именно через этот инструмент композитор может передать всю глубину непознанной человеческой души, его характер, искренность, глубину чувств. Фортепиано наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть ее содержание. Он, по настоянию отца, работал учителем начальных классов в школе. Проработав 3 года, Шуберт уходит из школы. Начинается тяжелая самостоятельная жизнь. Во многом Шуберту помогали друзья. Нередко их встречи посвящались целиком музыке. Звучали на таких встречах произведения разных композиторов и произведения самого Шуберта. Такие вечера назывались «шубертиадами».
В это время в Вене жил великий композитор Людвиг Ван Бетховен, который восхищался песнями Шуберта. Он очень хотел познакомиться с Шубертом. Но эта встреча не состоялась из-за застенчивости Шуберта.
Музыке Шуберта свойственна удивительная открытость и искренность. И в песне и в других произведениях композитор раскрывает внутренний мир человека – мечтательный, страдающий, протестующий, передает его сокровенные мысли и чувства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Кто такой Франц Шуберт?
- Когда и где родился Шуберт?
- Кем были родители Шуберта?
- Где Шуберт получил музыкальное образование?
- Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
- Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
- Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
- Сколько песен написал Шуберт?
- Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
- Каким человеком был Шуберт?
- Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
- Какого композитора Шуберт боготворил?
- Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
- Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
- Сколько лет прожил Шуберт?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Действующие лица | Речь | Мелодия | Музыкальное сопровождение |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Портрет композитора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
Урок музыки "Старинной песни мир"
Урок разработан по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. "Музыка" для 6 класса....
Проект урока музыки «Значение песни в свадебном обряде»
Проект урока музыки «Значение песни в свадебном обряде»...
Проект урока музыки для 5 класса «Песня русская в березах, песня русская в хлебах»
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение знаний учащихся по теме «Жанры русской народной песни»...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Урок музыки "Авторская песня: прошлое и будущее"
Расширение представлений учащихся об авторской песне как музыкальном жанре и общественном движении, на примерах известны авторских песен Б.Окуджавы, С.Никитина, В.Высотского, О.Митяева и др.Показать у...