Проект урока музыки для 5 класса «Песня русская в березах, песня русская в хлебах»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Дашавская Ольга Михайловна

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение знаний учащихся по теме «Жанры русской народной песни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalnaya_muzyka.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

Тема четверти: «Музыка и литература»

Тема урока: «Песня русская в березах, песня русская в хлебах»

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение знаний учащихся по теме «Жанры русской народной песни»

ЗАДАЧИ: 

- Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в
произведениях искусства;

- Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся;

- Определение роли песни в жизни человека;

- Формирование необходимых вокально-хоровых навыков;

ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Живое исполнение
  2. Фонозапись
  3. Стенд «Оркестр русских народных инструментов»
  4. Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)
  5. Репродукции картин (на выбор):

- Петров-Водкин «Полдень»

- Ткачевы «На родной земле»

- Герасимов «Колхозный праздник»

- Пластов «Ужин тракториста»

- Кустодиев «Голубой домик»

- Яблонская «Хлеб»

- Венецианов «На жатве. Лето»

- Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»

- Сомов «Зима. Каток»

- Репин «Бурлаки на Волге»

6.       Портрет Ф.И. Шаляпина

7.       Компьютер, экран

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

На уроке использована «Технология развития критического мышления»

«Скажи мне - я забуду,

Покажи мне - я запомню,

Вовлеки меня - я пойму»

Музыкальное приветствие.

I        стадия «Вызов»

Прошу одного ученика прочитать строки из стихотворения Г. Серебрякова:

«Жизнь дает для песни

Образы и звуки:        

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли без рассвета -

То и отразится в песне у поэта»

Учитель: определите тему урока.

Дети: песня, вокальная музыка.

Учитель: а какая бывает песня?

Дети: композиторская, народная.

Учитель: посмотрите на репродукции картин в классе, кто изображен на них?

Дети: народ, люди.

Учитель: обратите внимание на природу, костюмы людей, фамилии художников. Как вы думаете, песни какого народа мы будем сегодня изучать?

Дети: русского.

Учитель: когда люди начали петь? В каких случаях поет человек? Есть ли в русских народных песнях инструментальное сопровождение? А какие инструменты подойдут для аккомпанемента?

Дети: жалейки, дудочки, рожки, свирели, глиняные свистульки, погремушки, гудок, трещотки, ложки, бубенцы, бубен, гусли…

II        стадия «Осмысление»

Использован прием «Дерево предсказаний» (у нас это
жанровое дерево).

Учитель: Песня с древних времен сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, люльке. Как называются песни, которые мамы
поют детям перед сном?

Дети: колыбельные.

Учитель: Вспомним колыбельную песню, которую мы
учили в прошлом году.

Исполняем.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами нарисуем дерево. Веточки - это музыкальный жанр, а листочки - это названия песен. Кто-нибудь (по желанию) идите к доске и рисуйте ствол (это наша тема урока), веточку (колыбельная) и листочек («А баю, баю…»).

Потом ребенок растет и сам начинает петь. Какие песни?

Дети: детские.

Я исполняю песню «Козлик». Другой ученик идет к доске и рисует веточку (детские) и листочек («Козлик»).

Учитель: Дети росли, становились юношами и девушками. По вечерам они гуляли, водили хороводы, пели. Как называется песня «Во поле береза стояла», которую мы уже выучили?

Дети: хороводная.

Исполняем. Дерево рисуем.

Учитель: Но они не только медленные хороводы водили, но и пели веселые песни, под которые плясали. Как мы назовем такие песни?

Дети: плясовые.

Учитель: Вспомним плясовую песню из 2 класса, исполняем «Калинку».

А бывали и песни-игры. Вспомним такую песню, где вы шли стенка на стенку. Исполняем «Бояре, а мы к вам пришли». На дереве (игровая) и название. Но люди не только отдыхали, но и работали. Работа была очень тяжелой. Сейчас мы послушаем песню. Обратите, пожалуйста, внимание на картины «Бурлаки на Волге» и «Ремонтные работы на железной дороге». Слушаем «Эй, ухнем» в исполнении Ф.И. Шаляпина.

Учитель: кто исполнял и какой голос?

Показываю портрет Шаляпина. На дереве (трудовая) и название.

Учитель: А была ли армия в давние времена? (служили в царское время 25 лет).

Вспоминаем песню, которую учили в 4 классе. Исполняем «Солдатушки, бравы ребятушки». На дереве (солдатская) и название.

Когда еще люди пели? На свадьбах. Когда женились, выходили замуж. Эти песни называются свадебные.

Исполняю «Матушка…».

И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета, песни-плача. Были еще песни календарные. Это большая тема. Мы сегодня вспомним и исполним песню 3 класса «Проводы Масленицы» (хор из пролога оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»).

В 4 классе мы с вами выучили народную песню «У зари-то, у зореньки». К какому жанру мы ее отнесем, вспомнив настроение, темп, характер. Пою несколько строчек.

Дети: эта песня лирическая.

Учитель: cегодня на уроке мы начнем разучивать еще одну лирическую песню. Называется она «Как по морю». Исполняю. Разбираем содержание, учим 1 куплет. Продолжаем рисовать дерево.

III стадия «Рефлексия»

Учитель: использован прием «Синквейн» (пятистишье).

Мы не полностью с вами сегодня нарисовали наше дерево. Какие еще события могут быть отражены в песнях? Были в России народные герои, были революции и войны. Люди реагировали на все значимые события в стране. А как вы думаете, есть ли современные русские народные песни?

Дети: Да, есть.

Учитель: Если у вас будет желание, дополните наше дерево еще веточками, другими жанрами русской народной песни (для меня - величальные, протяжные, революционные, эпические, современные и т.д.) А кто-то может расспросить своих родителей, родственников - какие у них любимые русские народные песни. Можете их разучить и исполнить на следующем уроке.

А сейчас за 2 минуты вы напишете синквейн, как мы это уже с вами делали.

Когда вы будете уходить с урока, прикрепите ноты к нотной доске. Те, кто узнал новое и интересное на уроке, прикрепите ноты штилем вверх, а если урок не был интересен - штилем вниз.

На следующем уроке мы продолжим изучать нашу тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.

Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе  ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...

Проект урока музыки «Значение песни в свадебном обряде»

Проект урока  музыки «Значение песни в свадебном обряде»...

Конспект урока музыки в 5 классе "Русская песня"

Конспект урока музыки в 5 классе "Русская песня"...

Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс

Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс...

Урок музыки в 5-м классе «Мир русской песни»

На уроке изучается разнообразие жанров народной песни....

технологическая карта урока. музыка 5 класс. "мир русской песни"

технологическая карта урока. музыка 5 класс "Мир русской песни" по программе В.В.Алеев, Т.И. Науменко, .Н. Кичак  ФГОС...

Разработка урока музыка 7 класс "Песни - рожденные войной"

Цель деятельности учителя: - создать условия для проведения анализа произведений;- способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной...