Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Абоева Наталья Андреевна

Урок музыки в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka_v_5_klasse.doc22.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                Сценарий урока в 5 классе.

                               

                Тема: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в

                                        стихотворении  Н.А. Некрасова «На Волге»)

            Цели:

Дать понятие о связи музыки с поэзией.

Показать учащимся связь стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге с музыкой»

Расширить представление учащихся об эстетическом и идейном богатстве. стихотворения «На Волге», о его связи с народной песней, любви к своей Родине.

      Задачи:

Продолжать работу по развитию эстетического вкуса у учащихся, добиваясь их художественного восприятия.

Знать жанр трудовых русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности на примере русской народной песни «Дубинушка».

Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, ясно, четко произносить текст.

Подготовка урока:

Учащимся было дано задание отметить в стихотворении строчки, связанные с

музыкой, сделать рисунки-иллюстрации.

Подготовить сообщение о создании русской народной песни «Дубинушка».

С учащимися разучена русская народная  песня «Дубинушка».

Отметить строки в стихотворении, где говорится о музыке.

На уроке использовано мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура» «От наскальных рисунков до киноискусства».

      Оформление урока:

На доске эпиграф к уроку. Строки из стихотворения «На Волге»:

     «О Волга! Колыбель моя!

      Любил ли кто тебя, как я?»

Репродукция с картины Крамского «Некрасов в период «Последних песен».

Репродукции с картины Репина «Бурлаки на Волге»

Звучит музыкальный эпиграф к уроку:  русская народная песня «Эй, ухнем».

Учитель. К уроку два эпиграфа. Один стихотворный, он записан на доске. Другой – музыкальный, его сейчас слышали учащиеся. Почему к уроку два эпиграфа?

Дети отвечают.

Учитель. Проследите, как музыка помогает нам лучше понять стихотворение «На Волге» и как она вплетена в стихотворение. В музыке и поэзии много общего: и музыка и стихи выражают самые задушевные, глубокие мысли и чувства человека.

В музыке и стихах есть и общая организующая основа – ритм, что делает и стихотворение и музыку музыкальным (читаю строки из стихотворения, скандирую, выделяя ударные слоги. Фрагмент из к/ф «Белеет парус одинокий».

«Отец твой сорок лет стонал,

Бродя по этим берегам,

И перед смертию не знал,

Что заповедать сыновьям».

Определите по ритмическому рисунку песню, назовите ее (отстукиваю ритмический рисунок песни «Дубинушка».) В стихах создают ритм равномерное чередование ударных и неударных слогов, а в музыке – сильных и слабых долей.

Прочитайте эпиграф и скажите каких звуков больше в подборе слов?

Дети отвечают.

Учитель звонкие согласные, особенно «л», мягкие согласные и гласные создают особенную плавность и музыкальность в поэтическом выражении любви поэта к Родине. Но есть и строки, где поэт подбором других звуков выражает совсем другие чувства.  Найдите такие строки.

Дети читают. (Находят строки, где много шипящих звуков, усиливающих чувство тоски и безнадежности).

Учитель. Прочитайте строки из стихотворения, в которых Некрасов говорит о музыке.

Дети читают.

Учитель. Музыка соединенная со страдание, может звучать и страшно, переходя в другие звуки.

Дети читают «Их мерный похоронный крик»…

«Когда б, о Волга, над тобой

Не раздавался этот вой!»…

Но вдруг я стоны услыхал…»

Учитель. Почему мы думаем, что эти страшные звуки – пение? «Мерный крик», «Всю ту же песню ты поешь».

Дети отвечают.

Учитель. Речевая интонация приближена к пению, распеву. Какие еще звуки слышит поэт, которые перекликаются со стонами – песнями бурлаков?

Дети читают.

Учитель. Как поэт реагирует на это?

Дети. «О горько, горько я рыдал»…

Учитель Как музыка нам глубже и тоньше чувствовать поэзию? Прочитайте те отрывки, к которым вы сделали иллюстрации.

Дети читают и показывают на свои иллюстрации.

Учитель. (Читаю от слов «Давным-давно, в такой же час…, заканчивается словами «иною музыкою полн»). Что же это за музыка зазвучала в душе поэта, этот «говор тех же милых волн» стал полон иною музыкой?

Ответы учащихся.  Их сообщения. (Домашние задание).

Дети рассказывают какие события заставили поэта услышать такую музыку, рассказывают о его встрече с бурлаками. Рассказывают о создании песни «Дубинушка».

После проверки домашнего задания учитель предлагает исполнить русскую народную песню «Дубинушка».

Учитель. После каких слов в стихотворении ее нужно спеть?

Дети. «Всю ту же песню ты поешь».

Исполнение русской народной песни «Дубинушка».

Поведение итогов.

*Рекомендовано к публикации в качестве методической разработки и распространению педагогического опыта.

 

     

                                 

                                         

                                           

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....

урок музыки: "Музыка и литература"

конспект урока музыки в 5 классе. Тема полугодия: "Музыка и литература"....

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Сценарий урока. Предмет: музыка. Тема: Русская народная инструментальная музыка

Цели:Воспитательные:- воспитание грамотного слушателя;- воспитание музыкального вкуса;- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;Обучающие:- познакомить с историей создания русских народн...

Урок музыки для 5 класса по теме "Слово и звук как средство создания образа в литературе и музыке"

  Урок,в котором рассказывается о "Струнном квартете" Бородина и басне Крылова, я перерабатывала много раз. Я меняла музыкальный материал. Сначала слушали дуэт, например, "Пастораль" из "С...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...