Методы музыкальной терапии на уроках музыки и движения с детьми с ОВЗ
статья по музыке

Ольга Александровна Козлова

В статье рассматриваются основные методы музыкальной терапии, которые возможно использовать в школе при работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы музыкальной терапии на уроках музыки и движения с детьми с ОВЗ

Козлова Ольга Александровна,

учитель музыки и движения классов «особый ребенок»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 школа №25 Петроградского района

Санкт-Петербурга

  С древнейших времен музыку признавали, как средство развития личности человека. О воздействии музыки на организм человека знали еще в античности. Аристотель, Пифагор, Платон считали, что музыка устанавливает порядок и гармонию в человеческом теле. Авиценна лечил музыкой нервные и психические расстройства. В конце XIX, начале XX века в России была создана специальная комиссия, которая изучала влияния музыки на человека. Академик     В. М. Бехтерев подготовил доклад «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», опубликовал ряд работ о лечебном, воспитательном и гигиеническом значении музыки. Был организован комитет по изучению лечебного влияния музыки членами которого стали видные врачи и музыканты. Появляются работы о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. В ХХ веке особенно во второй половине музыкотерапия начинает развиваться как независимая дисциплина в Европе и Америке.

 Одна из классификаций разделяет использование музыки на три направления: медицинское, профилактическое (функциональное) и педагогическое. Специфика каждого направления определяется целью использования музыки. 

Воздействие музыки на эмоциональную сферу человека использовалось при лечении нервно-психических расстройств. Различные музыкальные методики, среди которых есть активные, такие как вокалотерапия, ритмотерапия, хореотерапия, в ходе которых человек сам играет, поет или выполняет ритмические действия и пассивные - прослушивание музыкальных произведений, используют музыку, как средство, которое проявляет эмоциональные проблемы и помогает пережить и преодолеть их, испытать катарсис. Этот вид воздействия музыки классифицируется как медицинский, он выделен в специальный раздел психотерапии – музыкотерапию.

Музыку как средство улучшения общего самочувствия, повышения работоспособности и снижения утомляемости стали называть функциональной и использовать в основном в промышленности, как внешний ритмический раздражитель. Функциональная музыка стала использоваться как фон, создающий определенное состояние и настроение в сфере торговле, ресторанах, кафе.

Третье направление использования музыки — педагогическое. В ХХ веке сформировалось множество музыкально-педагогических систем.

Школа Эмиля Жака-Далькроза в основе которой лежит метод эвритмии – связи музыки с движением.

Школа Карла Орфа: основной методикой его системы является элементарное музицирование с использованием специальных музыкальных инструментов и музыкально-сценическая деятельность.  

   Школа Золтана Кодая, которая опирается на хоровое пение и     развивает «сознательное нотное пение».  

В последние годы педагогическая музыкотерапия формируется как самостоятельное научное направление. В процессе приобщения к музыке ребенок осваивает определенные внешние, практические действия, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, память, воображение). Технологии и методы, используемые музыкальной терапией, успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этой категории детей применение методов музыкальной терапии на уроках наиболее актуально, так как ее сущность заключается в способности вызывать у «особого» ребенка положительные эмоции, оказывающие лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы.  Технологии музыкальной терапии используются с целью коррекции двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, преодоления последствий сенсорных деприваций, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.

Музыкотерапия проводится в трех формах:

- рецептивной;

- активной;

- интегративной.

Использование методов рецептивной музыкотерапии направлено на моделирование положительного эмоционального состояния, расширение слухового опыта, оно хорошо сочетается с использованием цвета или разноцветным освещением. 

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, хореотерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. К активным методам можно отнести пластическое музицирование, музыкальные этюды, музыкально-ритмические упражнения, сюжетно-образные движения. Игра на музыкальных инструментах и ритмическое музицирование используют два основных способа:

1) способ «телесной игры»: хлопки, щелчки, легкие постукивания и др.

2) способ простейшей музыкальной импровизации на элементарных музыкальных инструментах (барабаны, маракасы, бубенцы, трещотки).

Эти методы развивают чувство ритма, усиливают двигательную, вокальную и речевую активность, координируют движения. «Телесную игру» можно использовать как ритмическое сопровождение при пении, как способ общения в групповых играх, музыкальных рассказах, играх-драматизациях.

В психокоррекционной работе учитель может применять интегративную музыкотерапию, метод мультисенсорного воздействия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы.

 Для достижения оптимальных результатов уроки с использованием методов музыкальной терапии, целесообразно строить равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить с чередованием активных, пассивных и интегративных форм музыкального воздействия. Урок должен включать стимулирующие и расслабляющие разделы:

1. Приветствие.

2. Музыкально - ритмические упражнения.

3. Пение.

4. Слушание музыки  

5. Игра на детских музыкальных инструментах.

6.Просмотр видеоклипов, фрагментов музыкально-терапевтических фильмов.

7. Пластические этюды, танцы, хороводы.

8. Прощание. 

Особенностью методов музыкальной терапии является то, что они обладают спонтанностью, эти методы не являются директивными и позволяют ребенку свободно действовать и проявлять эмоции. Это помогает увидеть проблемы ребенка и найти пути их преодоления.

Музыкотерапия не ставит своей задачей обучение, овладение специфическими навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель коррекционных занятий с применением методов музыкальной терапии определяется исходя из физических, психических и умственных возможностей ребенка. Эти занятия направлены на решение проблем, связанных особенностями его здоровья.

Для достижения максимального результата, особенно для детей, проживающих в системе ПНИ, оптимальным является сочетание индивидуальных занятий, которые помогают ребенку почувствовать свою значимость и групповых в которых развиваются навыки коммуникации, способности подражания.

Список литературы:

  1. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг / Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, М.Г. Попова. – М.:Тервинф, 2008.
  2. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. – М.; Теревинф, 2004.
  3. Буренникова Ф.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Санкт-Петербург, «Музыкальная палитра», 2012.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000.
  5. Даг Гудкин. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / М.:Классика-ХХI, 2013.
  6. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию / Пер с нем., - СПб.: Питер, 2003.
  7. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребёнком: взгляд нейропсихолога. / М.: Теревинф, 2013.
  8. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей / Пер с англ., М. Тервинф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие процессов музыкально восприятия на уроках музыки: методы и приемы.

Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно ...

Использование методов арт-терапии на уроке музыки во 2 классе

Современная школа, ориентированная на новые стандарты образования, побуждает педагогов искать и применять на уроках новые технологии, новые методы, новые подходы.Чтобы создать на уроке благоприятный э...

Музыкальная терапия на уроках музыки

В статье рассматривается возможность использовать здоровьесберегающие технологии при проведении уроков музыки в средней школе. Среди музыкально-терапевтических задач, решаемых учителем на уроке, можно...

Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.

Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....

Методы и приёмы развития музыкальной памяти на уроках музыки в начальной школе.

В данной статье рассматриваются методы и приемы которые позволяют создавать уроктак, чтобы он воспринимался учащимися как урок искусства.  Применяемые методы и приемы позволяют вовлечь ребенка в ...

Применение общепедагогических и специальных методов музыкального образования на уроке музыки в классах эстетического профиля.

Современный опыт по организации профессиональной деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля....

Формы музыкальной терапии на уроках музыки в коррекционной школе

Статья опубликована в сборнике"ЗОЖ: профилактика физических, психологических и нравственных патологий учащихся" ( материалы областной научно-практической конференции. Воронеж-2014) Статья ра...