Методы музыкальной терапии на уроках музыки и движения с детьми с ОВЗ
статья по музыке
В статье рассматриваются основные методы музыкальной терапии, которые возможно использовать в школе при работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_muzykalnoy_terapii_na_urokah_muzyki_s_detmi_s_ovz.docx | 21.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методы музыкальной терапии на уроках музыки и движения с детьми с ОВЗ
Козлова Ольга Александровна,
учитель музыки и движения классов «особый ребенок»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа №25 Петроградского района
Санкт-Петербурга
С древнейших времен музыку признавали, как средство развития личности человека. О воздействии музыки на организм человека знали еще в античности. Аристотель, Пифагор, Платон считали, что музыка устанавливает порядок и гармонию в человеческом теле. Авиценна лечил музыкой нервные и психические расстройства. В конце XIX, начале XX века в России была создана специальная комиссия, которая изучала влияния музыки на человека. Академик В. М. Бехтерев подготовил доклад «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», опубликовал ряд работ о лечебном, воспитательном и гигиеническом значении музыки. Был организован комитет по изучению лечебного влияния музыки членами которого стали видные врачи и музыканты. Появляются работы о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. В ХХ веке особенно во второй половине музыкотерапия начинает развиваться как независимая дисциплина в Европе и Америке.
Одна из классификаций разделяет использование музыки на три направления: медицинское, профилактическое (функциональное) и педагогическое. Специфика каждого направления определяется целью использования музыки.
Воздействие музыки на эмоциональную сферу человека использовалось при лечении нервно-психических расстройств. Различные музыкальные методики, среди которых есть активные, такие как вокалотерапия, ритмотерапия, хореотерапия, в ходе которых человек сам играет, поет или выполняет ритмические действия и пассивные - прослушивание музыкальных произведений, используют музыку, как средство, которое проявляет эмоциональные проблемы и помогает пережить и преодолеть их, испытать катарсис. Этот вид воздействия музыки классифицируется как медицинский, он выделен в специальный раздел психотерапии – музыкотерапию.
Музыку как средство улучшения общего самочувствия, повышения работоспособности и снижения утомляемости стали называть функциональной и использовать в основном в промышленности, как внешний ритмический раздражитель. Функциональная музыка стала использоваться как фон, создающий определенное состояние и настроение в сфере торговле, ресторанах, кафе.
Третье направление использования музыки — педагогическое. В ХХ веке сформировалось множество музыкально-педагогических систем.
Школа Эмиля Жака-Далькроза в основе которой лежит метод эвритмии – связи музыки с движением.
Школа Карла Орфа: основной методикой его системы является элементарное музицирование с использованием специальных музыкальных инструментов и музыкально-сценическая деятельность.
Школа Золтана Кодая, которая опирается на хоровое пение и развивает «сознательное нотное пение».
В последние годы педагогическая музыкотерапия формируется как самостоятельное научное направление. В процессе приобщения к музыке ребенок осваивает определенные внешние, практические действия, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, память, воображение). Технологии и методы, используемые музыкальной терапией, успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этой категории детей применение методов музыкальной терапии на уроках наиболее актуально, так как ее сущность заключается в способности вызывать у «особого» ребенка положительные эмоции, оказывающие лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы. Технологии музыкальной терапии используются с целью коррекции двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, преодоления последствий сенсорных деприваций, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
Музыкотерапия проводится в трех формах:
- рецептивной;
- активной;
- интегративной.
Использование методов рецептивной музыкотерапии направлено на моделирование положительного эмоционального состояния, расширение слухового опыта, оно хорошо сочетается с использованием цвета или разноцветным освещением.
Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, хореотерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. К активным методам можно отнести пластическое музицирование, музыкальные этюды, музыкально-ритмические упражнения, сюжетно-образные движения. Игра на музыкальных инструментах и ритмическое музицирование используют два основных способа:
1) способ «телесной игры»: хлопки, щелчки, легкие постукивания и др.
2) способ простейшей музыкальной импровизации на элементарных музыкальных инструментах (барабаны, маракасы, бубенцы, трещотки).
Эти методы развивают чувство ритма, усиливают двигательную, вокальную и речевую активность, координируют движения. «Телесную игру» можно использовать как ритмическое сопровождение при пении, как способ общения в групповых играх, музыкальных рассказах, играх-драматизациях.
В психокоррекционной работе учитель может применять интегративную музыкотерапию, метод мультисенсорного воздействия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы.
Для достижения оптимальных результатов уроки с использованием методов музыкальной терапии, целесообразно строить равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить с чередованием активных, пассивных и интегративных форм музыкального воздействия. Урок должен включать стимулирующие и расслабляющие разделы:
1. Приветствие.
2. Музыкально - ритмические упражнения.
3. Пение.
4. Слушание музыки
5. Игра на детских музыкальных инструментах.
6.Просмотр видеоклипов, фрагментов музыкально-терапевтических фильмов.
7. Пластические этюды, танцы, хороводы.
8. Прощание.
Особенностью методов музыкальной терапии является то, что они обладают спонтанностью, эти методы не являются директивными и позволяют ребенку свободно действовать и проявлять эмоции. Это помогает увидеть проблемы ребенка и найти пути их преодоления.
Музыкотерапия не ставит своей задачей обучение, овладение специфическими навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель коррекционных занятий с применением методов музыкальной терапии определяется исходя из физических, психических и умственных возможностей ребенка. Эти занятия направлены на решение проблем, связанных особенностями его здоровья.
Для достижения максимального результата, особенно для детей, проживающих в системе ПНИ, оптимальным является сочетание индивидуальных занятий, которые помогают ребенку почувствовать свою значимость и групповых в которых развиваются навыки коммуникации, способности подражания.
Список литературы:
- Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг / Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, М.Г. Попова. – М.:Тервинф, 2008.
- Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. – М.; Теревинф, 2004.
- Буренникова Ф.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Санкт-Петербург, «Музыкальная палитра», 2012.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Даг Гудкин. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / М.:Классика-ХХI, 2013.
- Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию / Пер с нем., - СПб.: Питер, 2003.
- Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребёнком: взгляд нейропсихолога. / М.: Теревинф, 2013.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей / Пер с англ., М. Тервинф, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие процессов музыкально восприятия на уроках музыки: методы и приемы.
Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно ...
Использование методов арт-терапии на уроке музыки во 2 классе
Современная школа, ориентированная на новые стандарты образования, побуждает педагогов искать и применять на уроках новые технологии, новые методы, новые подходы.Чтобы создать на уроке благоприятный э...
Музыкальная терапия на уроках музыки
В статье рассматривается возможность использовать здоровьесберегающие технологии при проведении уроков музыки в средней школе. Среди музыкально-терапевтических задач, решаемых учителем на уроке, можно...
Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.
Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....
Методы и приёмы развития музыкальной памяти на уроках музыки в начальной школе.
В данной статье рассматриваются методы и приемы которые позволяют создавать уроктак, чтобы он воспринимался учащимися как урок искусства. Применяемые методы и приемы позволяют вовлечь ребенка в ...
Применение общепедагогических и специальных методов музыкального образования на уроке музыки в классах эстетического профиля.
Современный опыт по организации профессиональной деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля....
Формы музыкальной терапии на уроках музыки в коррекционной школе
Статья опубликована в сборнике"ЗОЖ: профилактика физических, психологических и нравственных патологий учащихся" ( материалы областной научно-практической конференции. Воронеж-2014) Статья ра...