Занятие РИТМ. ДВИЖЕНИЕ В ЦЕНТР. ПОЛЕТ ПТИЦ.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме
Занятие знакомит учащихся с принципами ритмического построения композиции, передаче движения с помощью ритма в творческом коллективном задании.
На занятии используется презентация по теме урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ritm._dvizhenie_v_tsentr._polet_ptits.rar | 1.97 МБ |
prezentatsiya_-_ritm._dvizhenie_v_tsentr._polet_ptits_04.pptx | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Людмила Алексеевна
Конспект занятия в 2 классе.
Возраст учащихся 8 лет.
Тема занятия: | «Ритм. Движение в центр. Полет птиц» |
Предмет: | Рисунок. |
Тип занятия: | Комбинированный. |
Цель: Формирование представлений о принципах ритмического построения композиции, передача движения с помощью ритма в творческом коллективном задании.
Тип занятия: Занятие изучения нового материала.
Задачи занятия:
Для педагога: | Для обучающихся: |
1.Формировать представление о принципах ритмического построения композиции в изобразительном искусстве для создания художественного образа. 2.Раскрыть ценностный аспект взаимосвязи ритма в жизни, природе, изобразительном искусстве (как микромодель: человек, природа, культура, личность). 3. Раскрыть взаимосвязь ритмического чередования элементов для создания художественного образа. | 1. Уметь выявлять передачу движения с помощью ритмического чередования элементов в изобразительном искусстве, логически обосновать свои ответы. 2. Формировать общее понятие о ценностной роли ритма в природе, жизни человека, в изобразительном искусстве, о ценностной роли (человек, природа, культура, личность). 3. Развить навыки «прочтения» ритма в произведениях изобразительного искусства для более глубокого целостного восприятия. |
Задачи и результаты:
Воспитание: Ценностного отношения к природе, изобразительной деятельности. | Личностные: Развитие ценностного отношения к природе, произведениям художественной культуры. |
Развитие: Способности образного и ценностного восприятия ритма в природе и художественных произведениях. | Личностные: Развитие эмоционально - образного восприятия ритмических чередований в природе и произведениях изобразительного искусства. Формирование целостного восприятия окружающего мира и гражданской идентичности в форме осознания «Я» как культурной личности. Метапредметные: Развитие УУД: 1.Познавательные: А)Общепредметные: Уметь структурировать информацию, выбирать эффективный способ ответа. Б)Логические: Уметь выполнять анализ и синтез информации, сравнение общих и отличительных признаков ритма в жизни, природе, изобразительном искусстве. В)Постановка и решение проблем: Уметь формулировать проблемы и уметь создавать способы их решения. 2.Регулятивные: Планировать свои действия в связи с поставленной задачей. 3.Коммуникативные: А) Формирование толерантности к мнению других участников образовательного процесса. Б) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Овладение: Навыками «прочтения» ритма в произведениях изобразительного искусства для более глубокого целостного восприятия. | Предметные: Уметь анализировать образное «содержание» произведений изобразительного искусства, уметь определять ритм в природе, изобразительном искусстве. |
Для реализации цели и задач занятия используются методы:
- диалога;
- наблюдений и сравнений;
- частично-поисковый метод;
- метод проблемных ситуаций;
- метод творческих заданий;
- метод коллективного выполнения заданий.
Структурные компоненты занятия:
- Завязка: (2 мин.)
Выход на проблемы занятия через демонстрацию слайдов презентации.
Актуализация знаний.
- Кульминация: (15 мин.)
- Определение учащимися темы занятия: «Ритм. Движение в центр. Полет птиц».
- Определение цели занятия: «Формирование представлений о принципах ритмического построения композиции, передача движения с помощью ритма в творческом коллективном задании».
- Через демонстрацию слайдов презентации учащиеся должны определить ритм:
а) в мире живой природы;
б) в произведениях искусства;
- Определение учащимися ритмического построения композиции с движением в центр, композиционного центра, правил и законов композиции, средства графики.
В результате анализа подводится обобщение по рассматриваемой теме, класс разбивается на группы, выполняющие коллективное панно.
- Определение критериев оценивания работ учащихся.
/ проведение физкультминутки /
- Развязка: (20 мин.)
Самостоятельная работа учащихся. Класс разбивается на группы. Группа решает, какое движение в центр они выполняют. Выбирается оратор, который должен в конце занятия представить коллективную работу группы. При выполнении практической работы (продукта творческой деятельности) звучат музыкальные произведения, которые помогают в создании творческой и благоприятной психологической атмосферы, активизируют творческую деятельность учащихся.
- Эпилог: (5 мин.)
Мини-презентация работ каждой группы, подведение итогов занятия.
Уборка рабочего места.
- Последствие: (1 мин.)
Запись домашнего задания .
Материалы:
Бумага формат А-2,А-4,черные фломастеры, маркеры, штрих.
Оборудование занятия:
Мультимедийный комплекс, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
- Завязка(2 мин.)
Подведение учащихся к теме урока через показ презентации слайдов.
Ребята! Вашему вниманию я предлагаю просмотр слайда. Внимательно посмотрите на изображение и ответьте, что для него характерно.
(Слайд 1)
Предполагаемый ответ. - (На слайде мы видим графическое изображение полета птиц, головы которых направлены на птицу, летящую в центре .Движения крыльев птиц одинаковые , как бы повторяют друг друга.)
- Кульминация:
Итак, вы ответили фактически на вопрос, какая сегодня будет тема урока.
1. Определение учащимися темы занятия: «Ритм. Движение в центр. Полет птиц».
Молодцы! Тема занятия определена правильно. Исходя из темы занятия, мы можем определить и цель занятия.
2.Определение цели занятия: «Формирование представлений о принципах ритмического построения композиции и передаче движения с помощью ритма в творческом коллективном задании».
3.Определение учащимися ритма (через показ слайдов с ритмическим изображением на примере из мира живой природы, в картинах художников):
(Слайд 3) (Слайд 4)
Итак, в каждом из этих изображений есть ритм. Ребята! Как вы думаете, что такое ритм?
Предполагаемый ответ. - ( Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В музыке ритм может быть плавный или дробный .) Молодцы! В произведениях искусства, как и в музыке можно различить активный, порывистый ритм или спокойный, замедленный. Ритм всегда подразумевает движение. Чтобы понять, что такое ритм достаточно вспомнить примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращения планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений, минералов и т.д.).
Мы с вами дали определение ритма. Любое ритмическое изображение очень выразительно, если оно будет содержать движение. И сегодня композицию мы будем выполнять с движением элементов в центр.
Показ слайдов.
(Слайд 7) (Слайд 8)
(Слайд 9) (Слайд 10)
Ребята! Я прошу ответить на вопрос: Что характерно для движения в центр? Предполагаемый ответ. - ( Движение в центр показывает направление элементов к определенному месту.) Молодцы! Как правило, это место в композиции является композиционным центром или центром интереса.
Ребята! Ответьте на вопрос: Что является композицией?
Предполагаемый ответ. - ( Композиция это соединение всех элементов в творческой работе таким образом , чтобы наиболее ярко раскрыть ее содержание. )
Показ слайда.
(Слайд 12)
Любая композиция имеет свой композиционный центр. Я прошу ответить на вопрос: Как можно выделить композиционный центр? Предполагаемый ответ. - ( Композиционный центр бывает самым ярким, самым светлым, самым темным. Он может быть большим. Маленький по размеру композиционный центр должен быть окружен большим пространством фона для его лучшего восприятия.) Молодцы!
Сегодня объектом нашей композиции будут птицы: наши добрые друзья и соседи, без которых мир был бы не так богат и разнообразен. Но, выполняя композицию, мы должны знать правила, законы ее выполнения.
Ребята сейчас мы систематизируем наши знания. Композиция состоит из элементов: плоскость, пятна.
Средства организации композиции: движение, ритм.
Композиция должна отвечать условиям:
- неравное количество светлых и темных пятен;
- цельность композиционного центра;
- немонотонный ритм. Показ слайда.( Слайд 14 )
Посмотрите на этот слайд. Вы увидите, что птицы, изображенные здесь декоративны. Сегодня задание предполагает элементы декора в украшении птиц.
Ребята ответьте: Какие средства графики вам помогут внести в ваш рисунок элементы украшения?
Предполагаемый ответ. - ( Выразительные средства графики: точка, линия, пятно.)
Показ слайда.
(Слайд 15)
Молодцы, ребята! Вы ответили правильно. Сегодня вы будете выполнять движение в центр. Это будет ритмическая композиция, в которой главными героями станут птицы в полете. Должен четко просматриваться композиционный центр. Задание вы будете выполнять следующим образом: Класс разбивается на группы, члены которой решают, какое движение в центр они будут выполнять. Выбирается оратор, который должен в конце занятия представить коллективную работу группы. Каждый из учащихся рисует птицу с элементами декора , вырезает ее . Затем птицы наклеиваются на бумагу. Получается коллективное панно.
- Развязка.
При выполнении практической работы (продукта творческой деятельности) звучат музыкальные произведения, которые помогают в создании творческих коллективных работ и благоприятной психологической атмосферы, способствуют активизации творческой деятельности.
- Эпилог.
Представитель от каждой творческой группы учащихся анализирует продукт учебно-творческой коллективной деятельности одноклассников.
Критерии оценки деятельности учащихся на занятии:
- раскрытие темы;
- оригинальность;
- законченность.
Рефлексия: Что вам понравилось на занятии? Что запомнилось? Какие знания вы можете использовать в дальнейшей жизни?
- Последствие:
Домашнее задание: Подобрать примеры из жизни о ритме. Оформить в виде рассказа.
Я вас всех благодарю за сотрудничество! До свидания!
Список литературы:
- Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Москва. Титул. 1996 г.
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. Москва. Титул. 1996 г.
- Платонова Н.И., Синюкова В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М.Педагогика 1983 г.
- Изобразительное искусство и художественный труд I-IVклассы М.Просвещение 1991 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по дополнительному образованию "Мы - друзья птиц!"
Цель данного занятия научить детей делать кормушки из бросового материала - 5-и литровых пластиковых бытылок. При совместной работе детей и взрослого получаются прекрасные кормушки, прочные и дол...
Внеклассное занятие на тему: «Не забывай о птицах зимой»
Цели:обобщить и расширить знания о зимующих птицах;обратить внимание на трудное существование птиц зимой;прививать любовь к природе и воспитывать гуманность....
занятие по экологии для начальной школы "Птицы нашего леса"
Конспект занятия "Птицы нашего леса" можно использовать на уроках по окружающему миру, на занятиях по экологии. В увлекательной игровой форме дети узнают о птицах нашего леса (Северо-Запад)....
Полет идей - такая же реальность как ветер, как полет птиц!
Автор предлагает анализ успешного продвижения школы на пути развития....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р "Полет в космос"
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях для старших дошкольников и младших школьников с ФФНР...
Музыкальный ритм, движение в музыке.
Вид урока: Интегрированный, комбинированный.Цель урока: усвоение и расширение учащимися знаний о музыкальном ритме....
отчет первичного отделения Движения первых "Центр Первых"
отчет первичного отделения Движения первых "Центр Первых"...