Два музыкальных посвящения.
методическая разработка по музыке (6 класс)
Знакомство с вокальной и инструментальной музыкой М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Вальсом-фантазией».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_dva_muzykalnyh_posvyashcheniya.doc | 89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по музыке
Предмет | Музыка |
Класс | 6 |
Тема урока | «Два музыкальных посвящения» |
Тип урока | Новый материал, решение учебных задач. |
Цель урока | Познакомить с шедеврами: вокальной музыки - романсом «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки –«Вальсом-фантазией»; |
Задачи урока | 1. Сформировать у учащихся целостное восприятие музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста. Показать своеобразие почерка М. Глинки. 2. Развивать познавательные психические процессы. 3. Воспитывать познавательный интерес к изучению предмета. |
Планируемые результаты
| Предметные: познакомятся с приемами развития музыкального образа, особенностями музыкальной формы; научатся анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументировать исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Метапредметные: Познавательные – узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; добывать новые знания (информацию) из различных источников; Регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий пот решению проблемы (задачи); Коммуникативные – обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, формулировать свои затруднения. Личностные: – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; иметь мотивацию к учебной деятельности. |
Используемые технологии | Информационно - коммуникационные технологии, развивающего обучения. |
Термины | Музыкальный образ, романс, музыкальная форма |
Методы, приемы | Сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия. |
Форма организации работы | Коллективная форма – слушание, исполнение. Фронтальная – беседа - рассуждение |
Образовательные ресурсы: | АРМ, презентация, музыкальный материал (аудио, видео файлы), музыкальный инструмент, раздаточный материал. портреты М. Глинки, А. Пушкина, А. Керн. Учебник Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс, фонограммы (ноты) Жаворонок (М.Глинка). |
Организационная структура урока | |||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
Организационный этап. | Приветствие учащихся, эмоциональный настрой. Готовность к уроку. | Приветствие. Проверяют наличие | |
Актуализация знаний. | Ребята давайте подумаем, какими позитивными чувствами наделен человек? -Какое высшее человеческое чувство оно есть к Родине, к матери, к природе, к человеку? - Но то, как проявляются порой эти чувств в живописи, литературе, музыке. Если поэт влюблен он пишет…( – дети: стихи). Художник рисует…. (дети: портреты) А композитор сочиняет … (дети: музыку) - Давайте попробуем воспеть это чувство любовь разными музыкальными интонациями (дети и учитель поют) - Ребята, какой вокальный жанр поможет раскрыть чувства человека, его душевные переживания? Решение кроссворда (приложение1). Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви. И так, давайте сформулируем цель нашего урока (Знакомство с музыкой, которая помогает человеку передать человеческие чувства и переживания) Знакомство инструментальной и вокальной музыкой на примере двух произведений М.Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Отвечают на вопрос, решают кроссворд на слово «романс» . Отвечают на вопросы, ставят цель. | Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Целеполагание. Принимают и сохраняют цели и задачи |
Изучение нового материала. 1.Романс «Я помню чудное мгновенье» (муз. М. Глинки, сл. А. Пушкина). 2. Своеобразие почерка М. Глинки. «Вальс-фантазия» (муз. М. Глинки) | Предлагает учащимся прочитать в учебнике стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (демонстрирует портрет), обращает внимание, что стихотворение поэт посвятил А. П. Керн (демонстрирует портрет). - Подберите к каждому из шести четверостиший названия (эпитеты), которые соответствуют их образно-смысловому содержанию. - Какая музыкальная форма может раскрыть образ всего стихотворения? Предлагает учащимся послушать романс М. Глинки (демонстрирует портрет) на стихи А. Пушкина. - Какие чувства он пробуждает? Что вас привлекает в этом музыкальном сочинении? - Как Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе? Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния поэтического высказывания? - М. Глинка сочинил романс через несколько лет после трагической гибели А. Пушкина и посвятил его дочери А. П. Керн - Е. Е. Керн. Плавность главной мелодии - основа мелодичного развития романса и рождение новых гибких вариантов исходных интонаций. - Послушайте еще раз романс. Раскрывает ли форма романса лирический образ стихотворения? - Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминания о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. - Какие приемы развития музыкального образа использовал Глинка в романсе? - Композитор создает образ мимолетного видения: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую. Проигрывает музыкальный фрагмент. - Смысловая выразительность поэтической речи, ее нюансы передаются в романсе ритмическими акцентами, убедительными повторами («Как гений чистой красоты»), энергичным, «поступательным» ритмом среднего раздела («Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). Здесь музыка речитативно-декламационная, суровая и тревожная. Своим контрастом она оттеняет заключительную часть, в которой прежняя светлая мелодия становится радостно-возбужденной, а сопровождение - подвижным и трепетным. Вывод: Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других и является важнейшей чертой вокального стиля Глинки. - Исследователи называют этот романс небольшой вокальной поэмой. - Познакомимся еще с одним удивительным произведением русской симфонической музыки композитора - «Вальсом-фантазией», который был сочинен под влиянием сильного и глубокого чувства к Е. Е. Керн. Композитор написал этот вальс для фортепиано, но вскоре появились его оркестровые переложения. Известны и три варианта оркестровки этого сочинения Глинки, который в течение жизни неоднократно возвращался к своему произведению. - Спойте главную мелодию «Вальса-фантазии» (с. 18). Какая интонация определяет характер этого музыкального высказывания? - Обратите внимание на необычные трехтактовые построения фраз. Сравните их с другим, четырехтактовым вариантом фразировки. - Какие особенности мелодии подчеркивает композитор несимметричным построением фраз? - Послушайте «Вальс-фантазию» целиком. Почему в вальсе звучит несколько мелодий? Что их объединяет? Как они взаимодействуют друг с другом? - Какими средствами композитор передает единое лирическое чувство и его различные эмоциональные оттенки? - Почему Глинка дал своему произведению такое название - «Вальс-фантазия»? - Определите, для какой обстановки больше подходит этот вальс: для бала, балета, симфонического концерта? - Это просто вальс или в музыке слышится нечто большее? - К какому из уже известных тебе вальсов из балетов «Спящая красавица» П. Чайковского и «Золушка» С. Прокофьева или к вальсам Ф. Шопена ближе по настроению эта музыка? - К какой области музыки ее можно отнести - легкой или серьезной? | Выразительно читают стихотворение. Выполняют задание. Рассматривают портреты А. Пушкина и А. Керн. Внимательно слушают. Выполняют задание. Отвечают на вопрос. Проводят интонационно образный анализ прослушанной музыки. Внимательно слушают. Активно участвуют в обсуждении проблемы. Принимают активное участие в обсуждении. Внимательно слушают. Делают вывод. Внимательно слушают. Выполняют задание. Проводят интонационно-образный анализ прослушанной музыки. | Умение смыслового чтения текста (функциональная грамотность). Умеют внимательно слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют логическими операциями. Принимают активное участие в обсуждении Владеют логическими операциями. Умеют делать выводы и умозаключения. Умеют внимательно слушать. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Владеют логическими операциями. Владеют навыками работы с учебником |
Вокально-хоровая деятельность | Исполнение романса М.И. Глинки «Жаворонок». | Исполняют романс | Владеют вокально-хоровыми навыками, основами самоконтроля навыками |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | - Над какой темой работали? Что нового узнали? Что было интересным? Что еще хотелось бы узнать по данной теме? Как оцениваете свою работу на уроке? Что помогло справиться с заданиями? Домашнее задание: Подготовить мини – проект «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина». Подобрать какое – либо мелодичное стихотворение, а к нему соответствующую музыку. | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку учебной деятельности Записывают домашнее задание, задают вопросы к заданию. | Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Принимают и сохраняют задачи. |
Приложение
Кроссворд
1. | Л | И | Р | И | К | А | |||||||
2. | Р | О | Я | Л | Ь | ||||||||
3. | М | Е | Л | О | Д | И | Я | ||||||
4. | А | К | К | О | М | П | А | Н | Е | М | Е | Н | Т |
5. | Г | Л | И | Н | К | А | |||||||
6. | С | О | Л | И | С | Т |
1. Род литературы, передающий мысли, чувства, переживания (эмоциональность, поэтическая взволнованность, задушевность).
2. Музыкальный инструмент, основной вид концертного фортепиано.
3. Это главная мысль музыкального произведения, выраженная звуками.
4. Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса.
5. Композитор, родоначальник русской классической музыки, написавший оперу «Иван Сусанин».
6. Исполнитель музыкального произведения, предназначенный для одного голоса или инструмента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки для 6 класса. "Два музыкальных посвящения"
Урок по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. Посвящен творчеству М.И, Глинки. В чентре внимания - романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина и " Вальс- фантазия". Оба произведени...
КОЗ по теме "Два музыкальных посвящения" ( музыка 6класс)
Материал включает в себя компетентностно-ориентированное задание по теме "Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка-А.С.Пушкин.", вопросы к тексту по данной теме,инструкцию к КОЗ,...
Презентация на тему : "Два музыкальных посвящения"
Два музыкальных произведения Михаила Ивановича Глинка для Екатерины Ермолаевны Керн. Одно-романс на слова А.С. Пушкина, а второе- "Вальс-фантазия"...
" Два музыкальных посвящения"
Раскрыть единство формы и содержания произведений, несущих лирический образ....
Конспект "Два музыкальных посвящения"
Программа Критской...
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
Мир чарующих звуков. Палитра человеческих чувств, переживаний....
6 класс - Урок № 3 - Два музыкальных посвящения
Цели и задачи урока:· Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, ли...