КОЗ по теме "Два музыкальных посвящения" ( музыка 6класс)
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Материал включает в себя компетентностно-ориентированное задание по теме "Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка-А.С.Пушкин.", вопросы к тексту по данной теме,инструкцию к КОЗ, вводную часть,спецификацию, музыкальный фрагмент. Позволяет организовать самостоятельную работу учащихся по ознакомлению с новым материалом в рамках данной темы, содержит комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированных на развитие информационной и коммуникативной компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostno_-orientirovannoe_zadanie_po_muzyke._avtor_-matyazh_e.v.docx | 230.59 КБ |
voprosy_k_tekstu_po_teme.docx | 18.08 КБ |
instruktsiya_k_koz_matyazh_e.v.docx | 15.95 КБ |
spetsifikatsiya_kompetentnostno.docx | 23.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
VI класс. I четверть. Тема «Два музыкальных посвящения»
(УМК – Музыка. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская)
Текст.
М.И. Глинка
«Я помню чудное мгновенье»
А.П.Керн
М.И.Глинка Е.Е.Керн
Жанр: Романс для голоса и фортепиано.
Год создания: 1840.
Автор текста: А. Пушкин. Стихотворение «К***». Написано в июле 1825 г. Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора.
Chercher la f e mme (фр. — ищите женщину) — этот совет как нельзя более кстати, если мы хотим яснее представить себе рождение шедевра. Причем оказывается, что женщин, причастных к его созданию, две, но… с одной фамилией: Керн — мать Анна Петровна и дочь Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра. Вторая — Глинку на создание шедевра музыкального.
Искреннее чувство Пушкина к А.П. Керн, будучи выражено в стихах, подчинилось законам романтической лирики и превратило А.П. Керн в «гений чистой красоты».
Стихотворение.
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В 1826 г. с Анной Петровной познакомился Глинка. У них завязались дружеские отношения, сохранившиеся до самой смерти Глинки. Весною 1839 г. Глинка влюбился в дочь А.П. Керн — Екатерину Ермолаевну. Они намеревались пожениться, но этого не произошло. Историю своих отношений с ней Глинка описал так: «Зимою приехала матушка и остановилась у сестры, я потом и сам туда переехал. Е.К. выздоровела, и я написал для нее вальс на оркестр B - dur . Потом, не знаю по какому поводу, романс Пушкина “Я помню чудное мгновенье”».
Особенность содержательной стороны стихотворения Пушкина Глинка старательно сохранил и даже усилил средствами музыки.
Случилось так, что весной 1840 г. Е. Керн заболела и уехала на юг, где пробыла около двух лет. Время шло. В 1842 г. Е. Керн возвратилась, но встреча с ней уже не имела для Глинки прежнего значения. Их отношения перешли просто в дружеские.
В 1857 г. композитора не стало! Его отпевали в той же самой церкви, в которой отпевали Пушкина, и Анна Петровна Керн на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих!»
Предварительный просмотр:
Вопросы к тексту по теме:
М.И.Глинка. Романс « Я помню чудное мгновенье»:
- Назови автора текста романса.
________________________________________
- Можно ли считать, что поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу? (Ответь предложением из текста)
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Соедините правильно имена поэта и композитора с именами муз – вдохновительниц.
А. П. Керн М.И. Глинка
Е.Е.Керн А.С. Пушкин
4. Прочтите внимательно стихотворение, на сколько смысловых частей ты мог бы его разделить? Подбери подходящие их образному содержанию названия:
порыв встреча радость забвение воспоминание вдохновение
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- Сохранил ли композитор особенность содержательной стороны стихотворения А.С. Пушкина?
_______________________________________________________________________
- Послушай внимательно романс М. И. Глинки и попробуй описать средства музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор для передачи музыкальных образов каждой части, и эмоциональное наполнение этих частей (чтобы выполнить это задание, романс нужно услышать несколько раз). Свои описания вставь в текст, в места соответствующих пропусков.
Романс начинается с рассказа о былом — герой вспоминает явление ему дивного образа; _______________________________________________________________________… В третьей строфе Глинка замечательно передает в музыке изображение «бурь порыв мятежный»: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Для передачи настроения «глуши» и «мрака заточенья» Глинка тоже находит замечательное по выразительности решение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________. После этого эпизода особенно ярко и воодушевленно звучит реприза романса со слов: «Душе настало пробужденье». Восторженная тема любви достигает кульминации в конце романса.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
- Взаимоотношения М.И. Глинки и Е.Е. Керн были временными и недолговечными, можем ли мы сказать, что романс тоже воспринимается как нечто временное и недолговечное?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Введение:
Мы продолжаем знакомство с многообразием музыкальных образов романсов русских композиторов.
Как вы думаете, что вдохновляло композиторов на создание своих произведений, что будило их талант и воображение и каков был результат?
Об истории одного из знаменитых романсов вы узнаете, выполнив предложенную работу.
Инструкция:
- Внимательно прочитайте текст, если необходимо, прочтите еще раз.
- Приступайте к ответам на вопросы. Некоторые из них требуют обращения к тексту, некоторые потребуют включения собственного воображения, умения
использовать ранее полученные знания.
- Особое внимание обрати на вопрос №6. В пропущенные строки вставь средства выразительности, используемые композитором, впиши характеристику эмоционального состояния героя.
Например: Романс начинается с рассказа о былом — герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка звучит в высоком регистре, тихо, светло, нежно, мелодия вокальной линии плавная, певучая.
Если необходимо, прослушай музыкальное произведение несколько раз, вслушайся в интонации.
- Последний вопрос – своеобразный вывод работы, можете дать его в виде развернутого размышления…
Желаю успехов в выполнении работы!
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Компетентностно – ориентированного задания по музыке
для учащихся 6 классов по теме «Два музыкальных посвящения» .
М.И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье»
.
- Назначение тестовой работы –
- Развитие предметных ЗУН по теме «Образы романсов русских композиторов. Первое музыкальное посвящение: романс М.И.Глинки « Я помню чудное мгновенье»
- Развитие предметных умений
- Развитие уровней деятельности
- Развитие метапредметных умений
- Документы, определяющие содержание заданий работы:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования ( Приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2012г. №1897).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ департамента образования от 09.03.2010 г. № 125 «Об утверждении Мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) в образовательных учреждениях Владимирской области».
программ «Музыка. Искусство». Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской 5-9 классы. Изд. «Просвещение» 2011г.
- Условия применения
Работа рассчитана на учащихся 6 класса общеобразовательных школ, обучающихся по УМК «Музыка», авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева
- Структура тестовой работы
Работа основана на использовании учащимися текста по теме:
« М.И.Глинка. Романс « Я помню чудное мгновенье». История создания.»
4.1 Распределение заданий по информационным умениям
Проверяемое тематическое содержание | № заданий | Количество заданий |
Находить информацию в тексте | 1,2,3 | 3 |
Интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл. | 4,6 | 2 |
Рефлексии на содержание текста. | 5,7 | 2 |
ВСЕГО |
4.2. Распределение заданий по диагностируемым коммуникативным умениям
Проверяемые предметные результаты | № заданий | Количество заданий |
Самостоятельность | 1,2,3 | 3 |
Терминологическая грамотность | 6 | 1 |
Обоснованность | 4,5 | 2 |
Оригинальность | 7 | 1 |
Сотрудничество | ||
ВСЕГО |
4.3. Распределение заданий по диагностируемым уровням деятельности
Уровни деятельности | № заданий | Количество заданий |
информированность | 1,2,3 | 3 |
осознанность | 4 | 1 |
функциональная грамотность | ||
частично - поисковый | 5,6 | 2 |
исследовательский | ||
оценочный | 7 | 1 |
ВСЕГО |
- Режим использования компетентностно – ориентированных заданий (индивидуальный)
- Время выполнения работы- 40мин
- Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Выставление оценок не предполагается.
- Дополнительные материалы и оборудование
Проигрыватель CD
Музыкальная запись звучания романса Глинки « Я помню чудное мгновенье» в исполнении И. Козловского
Ссылки на используемые источники:
1) http://art.1september.ru/2006/15/no15_12.htm
2) учебник « Музыка» » Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. 6 класс
- Приложение
Эталон ответа на 6 вопрос : Романс начинается с рассказа о былом — герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка фортепианного вступления звучит в высоком регистре, тихо, светло, словно мираж… В третьей строфе Глинка замечательно передает в музыке изображение «бурь порыв мятежный»: в аккомпанементе само движение становится взволнованным, аккорды звучат словно учащенные удары пульса, взлетают короткие гаммаобразные пассажи, словно вспышки молнии. Для передачи настроения «глуши» и «мрака заточенья» Глинка тоже находит замечательное по выразительности решение: аккомпанемент становится аккордовым, никаких бурных пассажей, звучание аскетично и «уныло». После этого эпизода особенно ярко и воодушевленно звучит реприза романса со слов: «Душе настало пробужденье». Восторженная тема любви достигает кульминации в конце романса. Здесь она звучит страстно и возбужденно на фоне аккомпанемента, замечательно передающего биение сердца «в упоении». Важно : от детей ожидается упрощенное, соответствующее их словарному запасу, описание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки для 6 класса. "Два музыкальных посвящения"
Урок по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. Посвящен творчеству М.И, Глинки. В чентре внимания - романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина и " Вальс- фантазия". Оба произведени...
Презентация на тему : "Два музыкальных посвящения"
Два музыкальных произведения Михаила Ивановича Глинка для Екатерины Ермолаевны Керн. Одно-романс на слова А.С. Пушкина, а второе- "Вальс-фантазия"...
" Два музыкальных посвящения"
Раскрыть единство формы и содержания произведений, несущих лирический образ....
Конспект "Два музыкальных посвящения"
Программа Критской...
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
Мир чарующих звуков. Палитра человеческих чувств, переживаний....
6 класс - Урок № 3 - Два музыкальных посвящения
Цели и задачи урока:· Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, ли...
Два музыкальных посвящения.
Конспект урока для 6 класса....