Урок музыки для 6 класса. "Два музыкальных посвящения"
план-конспект урока (музыка, 6 класс) на тему
Урок по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. Посвящен творчеству М.И, Глинки. В чентре внимания - романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина и " Вальс- фантазия". Оба произведения посвящены Е.Е. Керн. Урок может быть ( в измененном виде) интересен учителям литературы или МХК из-за связи с творчеством А.С. Пушкина. Выстраиваются параллели: Пушкин - А.П. Керн, Глинка - Е.Е. Керн.
Цель урока− знакомство с музыкальными образами вокальных и инструментальных произведений М.И. Глинки.
Задачи:
− анализ формы, ритма, звуковысотной линии романса и сопоставление его с образно- смысловым анализом стихотворения А.С.Пушкина
− развитие вокально- хоровых навыков
− расширение музыкально- интонационного словаря учащихся
− воспитание слушательской культуры, чувства восхищения русской классикой
( литературной и музыкальной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_muz_posvyashcheniya_6_klass.doc | 35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
6 класс. Тема полугодия « Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Подтема: Образы романсов и песен русских композиторов.
Тема урока: « Два музыкальных посвящения» (по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 6 КЛАСС)
Цель урока− знакомство с музыкальными образами вокальных и инструментальных произведений М.И. Глинки.
Задачи:
− анализ формы, ритма, звуковысотной линии романса и сопоставление его с образно- смысловым анализом стихотворения А.С.Пушкина
− развитие вокально- хоровых навыков
− расширение музыкально- интонационного словаря учащихся
− воспитание слушательской культуры, чувства восхищения русской классикой
( литературной и музыкальной)
Материал для урока: − портреты А Керн, А.С. Пушкина, М.И. Глинки, Е. Керн.
− Глинка. Романс « Я помню чудное мгновенье», « Вальс−
Фантазия», романс « Жаворонок»
− карточки: « неопределенность», « неуверенность»,
« взволнованность», « меланхолия», « взволнованность»,
− тексты романса « жаворонок».
- учебник «Музыка» для 6 класса по программе Сергеевой,
Критской
Ход урока.
− на уроках первой четверти мы знакомились с образами романсов и песен русских композиторов. Тема сегодняшнего урока− « Два музыкальных посвящения».
Обратите внимание на уже знакомый вам эпиграф: «Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости» М. И. Глинка. Как вы думаете, о каком жанре пойдет речь сегодня.
/ о романсе
− сейчас мы исполним романс, хорошо вам знакомый ( наигрываю вступление)
/ романс «Жаворонок»
− кто сочинил этот романс?
/ М.И. Глинка
− но прежде, чем мы исполним его, нам нужно распеться.
Вычленяю и играю на фортепиано фразу: « ….над подруженькой своей жаворонок звонкий.»
− предлагаю исполнить эту фразу на слог « ле» сначала кому-то одному на ряду
( настроить ряд), а потом за солистом повторяет весь ряд. Во время настройки, от ряда к ряду транспонирую мелодию все выше.
Исполняем 1 куплет целиком. Работаем над чистотой интонации, ритмической точностью, прикрытым звуком. 2 куплет исполняем стоя.
Каков музыкальный образ этого романса? Кто здесь главный герой?
/ образ одинокого, покинутого человека
− с каким еще романсом М.И.Глинки мы познакомились в этом году?
/ « Я помню чудное мгновенье»
− Глинка сочинил этот романс через несколько лет после трагической смерти Пушкина, положив в основу бессмертное произведение поэта. Что стало поводом к сочинению Пушкиным его стихотворения?
/ любовь к А.П.Керн. ( портреты Пушкин− Керн)
− Как вы считаете , что толкнуло М.И.Глинку на сочинение романса?
/ тоже любовь к кому-то
− откройте учебник на стр. 16 и найдите ответ на вопрос: кто стал музой для Глинки?
/ Е.Е. Керн. ( портреты Глинка− Е.Керн)
− я хотела бы вам напомнить этот романс, слушая его постарайтесь ответить на вопрос: сохранил ли композитор особенности стихотворения Пушкина?
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»
− чтобы ответить на мой вопрос, давайте вспомним особенности строения стихотворения : сколько частей? на принципе сходства или контраста строит стихотворение Пушкин? какие прилагательные подойдут для характеристики каждой части?
Учебник. Стр.14, 16 Анализируем романс: −мелодию и ритм первой фразы ( ритм предлагаю прохлопать ребятам из музыкальной школы, проанализировать его) музыка ласковая, нежная, ровная− « дышу полной грудью, счастье, восторг в душе.»
Мелодию и ритм второй фразы разбираем аналогично. Мелодия− на одной ноте, ритм− острый, пунктирный.− « в душе все мертво, порыв развеял все мечты»
Третья фраза− точная копия первой.
Вывод: сохраняются ли особенности стихотворения?
/ да.
− ребята, но на доске у нас записаны названия двух музыкальных произведений, о чем это говорит?
/ о том, что Глинка посвятил Екатерине Ермолаевне еще и Вальс- фантазию
− наша задача− в ходе дальнейшей работы ответить на вопрос: зачем Глинка добавил в название второе слово «фантазия»?
Обращаемся к главной теме вальса ( исполняю ее)
− какую интонацию несет в себе тема: вопросительную, восклицательную, повествовательную?
/ вопросительную, многоточие
-Каким настроением проникнута?
/ Неуверенностью, грустью
( предлагаю обратить внимание на прилагательные на карточках, которые подобрала сама ( расширяем словарный запас)
Сейчас прозвучит вальс, постарайтесь услышать, что происходит со знакомой нам темой, мы будем слышать ее постоянно?
Звучит «Вальс− фантазия»…
/ тема исчезает, мелодии постоянно меняются
− как это может характеризовать отношения между влюбленными?
/ они часто ссорятся , отношения непостоянные, неровные.
− Как вы считаете, какое будущее у этих отношений?
/ прогнозы детей
Послушаем как Глинка заканчивает свой вальс
Звучит музыка…
/ они расстанутся
− почему?
/ звучит поток голосов, срывающихся вниз− крушение надежд
− теперь мы способны понять: почему вальс назван фантазией?
/ потому, что все мечты только в голове, в воображении, в жизни− ничего не сбылось
Как вам кажется это сочинение− обычный вальс, музыка для танца или нечто большее?
/ это рассказ из жизни, кусочек души
− конечно. Молодцы, что почувствовали это.
Д.З.− мостик к нашему следующему уроку. Подготовьте обоснованный ответ на вопрос: можно ли назвать эти два музыкальных произведения музыкальными портретами? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 3 класс, тема"Музыкальная азбука"
Описание методической разработки урока музыки в 3 классе "Музыкальная азбука". Цель урока:познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки. На данном уроке осуществляется д...
Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса
Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"...
Коррекционно-педагогическая работа на уроках музыки, направленная на развитие музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и их устойчивого интереса к музыкальному искусству
В статье рассматриваются различные способы коррекционно-педагогической работы на уроках музыки с детьми с нарушением интеллекта....
Урок музыки 5 класс.В музыкальном театре.Опера
Архив содержит презентацию к уроку на тему "в музыкальном театре. опера", а также тест, выполненный в программе Power.Point, на закрепление материала по изученной теме...
Урок музыки 7 класс «Марш - музыкальный жанр или зеркало истории?»
Тип урока: музыкально-творческий практикумформа: урок-исследованиеЦель: Определить роль марша в жизни людей путем исследования исторических фактов и...
Открытый урок музыки. 2 класс "Средства музыкальной выразительности"
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности. Тембр»...
Конспект урока музыки 8 класс: «В музыкальном театре. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»
Конспект урока музыки для 8 класса по разделу "В музыкальном театре", ниже прикрплёны файлы (конспект урока, ссылки на музыкальный репертруар, тест по данном теме урока)...