1 | Организационный момент.Повторение. Изучение нового материала |
| Здравствуйте , меня зовут Надежда Сергеевна На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой темой урока , кто мне её напомнит? Правильно. А кто мне напомнит что же такое романс? Молодцы. А сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения. Послушайте его. «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.» - Кто знает чей отрывок из стихотворения я прочла? -Правильно. Александра Сергеевича Пушкина. Как вы думаете о чём это стихотворение ? И кому оно посвящено?( Это стихотворение о любви , считается что это произведение посвящено А.Н Керн. В 1819 году А.Н Керн и А.С Пушкин впервые встретились . Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет ,и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года. Он тогда ощутил полноту жизни , радость творческого вдохновения , упоение и волнение страсти , любви. Откройте учебник на стр 14 и вы видите этот стих полностью Давайте мы его сейчас с вами прочитаем. -На странице 15 вы видите слова , наша задача будет присвоить к каждому четверостишию свое слово. Как вы думаете на сколько смысловых частей можно разделить это стихотворение? (На три части) Правильно , в них отраженны три важных момента душевной жизни героя. - Как вы думаете 1 часть к какому событию посвящена?( Первой встрече) -А как поэт называет эту встречу?( чудное мгновенье) -Что запомнилось поэту на этой встрече?(голос нежный , милые черты) -А когда поэт представлял милые черты?(в томленьях шумной суеты) -В трудные минуты жизни воспоминания о милом облике помогало их пережить и согревало душу поэта. Вторая часть о годах лишения жизни поэта. В романсе мы с вами услышим замедленный темп. -Как прошли годы жизни без любимой ?(Бурь порыв мятежный) -А как вы думаете какой смысл этих строк?( трудные годы ,испытания) - А с чем же связанно духовное возрождение героя в 3 части? ( со встречей со своей любимой) -Почему в душе настало пробужденье?(Опять явилась ты) -Как вы думаете изменилась ли жизнь героя? | Дети приветствуют. | Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя. |
2 | Слушание
Слушание
Пение |
| А сейчас мы с вами послушаем романс « Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки . ( 1804-1857) на стихи Пушкина он считается шедевром романсной лирики , одним из лучших произведений 19 века. Послушайте внимательно. Я буду задавать впоросы. Сразу вопрос! - Удалось ли композитору передать ту же силу вдохновения ту же любовь и восторг ? (да) -С помощью каких музыкальных средств?( темп , запоминающейся мелодия , разный лад) Композитор создает образ мимолётного видения:повествовательная , плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом , когда ударение сильной доли такта переносится на слабую. -А как вы думаете композитор украсил все таки это стихотворение музыкой или она здесь всё таки лишняя? (Музыка дополняет содержание романса ) - А у вас не возникла мысль при прослушивании что такую музыку к Пушкинским стихам мог написать влюблённый человек ? (да) А кому посветил это романс Глинка , найдите в учебнике на стр 16. -А ведь так оно и было. Глинка сочинил этот романс через несколько лет после трагической смерти Пушкина. Стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн , а Глинка сочинил романс её дочери Екатерине Керн в которую он был влюблён. Второе слушание романса необходимо, какую роль в романсе играет вступление и окончание? -Под влиянием любви , композитор создал ещё одно произведение для фортепиано под названием «Вальс — фантазия» -А кто знает чем отличается вальс от романса ? ( Вальс -это музыка для танца) Композитор написал этот вальс для ф-но но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. И сейчас мы с вами послушаем «Вальс-фантазия» Глинки. И скажите какое впечатление произвела на вас музыка? Какие чувства и мысли вызвала? (ответы) -Как вы думаете почему Глинка дал своему произведению такое название-»Вальс — фантазия»? Вальс-потому что в ритме вальса.... -Это просто вальс или в музыке слышится нечто большее? Вальс-фантазия, это больше чем вальс и больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах. Вальс - считался самым романтическим танцем в 19 веке. В каких жанрах мы узнали о романтических отношениях Глинки и Керн? В вокальном жанре – романс, и инструментальном жанре – вальс. Здесь необходимо сделать небольшой вывод о прослушанных произведениях… а потом уже песня А теперь у меня есть к вам вопрос : Кто нибудь знает какие нибудь песни про учителей? (дети называют) И сегодня мы с вами продолжим изучать песню , какую?Кто помнит название?
ВХР | Методы и приемы | Скачки вверх на м7 | Собственный показ Звуковой показ | Замыкание в конце слова «м» | Собственный показ Снятие дирижёрским жестом Обьяснение |
| .Дети слушают, отвечают.
Дети слушают. Дети поют | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. |
| Итог урока |
| Сегодня мы познакомились с удивительными по красоте произведениями, на написание которых поэта и композитора вдохновили прекрасные женщины – мать и дочь. Я надеюсь, в жизни вы неоднократно встретитесь с этой прекрасной музыкой, и всякий раз при встрече будете вспоминать историю ее создания, услышанную на этом уроке. Какой романс мы сегодня с вами послушали ? Кто автор этих стихов ? Для кого он посвятил его? Кто композитор? Кому посвятил глинка этот романс? Какое еще произведение Глинка посвятил Екатерине Керн? Что такое вальс? Чем отличается вальс от романса?
| Дети отвечают. Дети прощаются. |
|