Застывшая музыка. Музыка и архитектура
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Застывшая музыка. Музыка и архитектура. Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zastyvshaya_muzyka._muzyka_i_arhitektura_5_klass.docx | 33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки 5 класс в рамках системно-деятельностного подходаФГОС
по программе «Музыка» Е.Д.Критской,Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной Раздел:«Музыка и изобразительное искусство»
Тема:«Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Авторразработки: | Золотова Елена Юрьевна |
Предмет | Музыка |
Класс | 5 класс |
АвторУМК,учебник (выходныеданные) | попрограммеЕ.Д.Критской,Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной (изд. «Просвещение», 2010) |
Темаурока | «Застывшаямузыка.Музыкаиархитектура» |
Типурока | урок«открытия»новогознания |
Методы и приемыорганизации учебнойдеятельности | -методидентификации-вживаниевобразыискусства; -методорганизациихудожественно-эстетическойсреды; -«мозговойштурм»,ролеваяигра,работавгруппах,«продолжипредложение»,взаимооценивание -пластическоеинтонирование; -поисквыразительныхсредствисполнения; -вокально-хороваяработа,слушание,беседа |
Формаорганизации работы | коллективнаяформа –хоровоепение,слушание,музыкально-ритмическаядеятельность,фронтальная– музыкальнаябеседа–рассуждение, групповаяработа |
Используемыетехнологии | Технологиядеятельностногометода,проектнаятехнология,исследование |
Этапурока:1.Организационныймоментимотивация. Задачиэтапа:
| |||
Деятельностьучителя | Деятельностьобучающихся | Формируемые универсальныеучебные действия | планируемыйрезультат |
Позитивное эмоциональноеприветствие. | Музыкальное приветствиедетей | Личностные: -самоопределение,развитиеэмпатиииэмоционально-нравственной отзывчивости.Познавательные: построение речевоговысказывания Коммуникативные: -Планированиеучебного сотрудничестваис учителемисверстниками | Учащиесяорганизованы напроведениеурокамузыки |
Этапурока:2. Актуализациязнанийификсациязатруднениявиндивидуальнойдеятельности. Задачиэтапа:- актуализироватьучебноесодержание, необходимоеидостаточноедлявосприятияновогоматериала. | |||
Скажите,с какимивидамиискусствамысвязываеммузыку? Скакимвидомискусствапредстоитвстречасегодня?(демонстрацияслайдовсизображением различныхархитектурныхсооруженийвсопровождениимузыки) | ответы детей еслидетизатрудняютсяответить,тоимпредлагаетсяотгадатьребус | Познавательные: анализ,синтез,сравнение,обобщение; -осознанноеипроизвольноепостроениеречевоговысказывания. Регулятивные: -фиксирование индивидуальногозатруднениявпробномдействии; -волеваясаморегуляциявситуациизатруднения Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточнойполнотойиточностью | Наличиемотивациик творческому труду,кработенарезультат |
Этап урока: 3.Постановкатемыицелиурокапостроениепроектавыходаиззатруднения. Задачиэтапа:- Организоватькоммуникативноевзаимодействие,входекотороговыявляетсяификсируетсяотличительноесвойствозадания,вызвавшегозатруднениевучебнойдеятельности. | |||
Предлагаетопределитьтемуурока | Дети выдвигаютпредположение на вопрос: азачем архитекторумузыка? | Познавательные: постановка и формулирование проблемы,умение выдвигатьпредположенияи | Детиопределяютпредполагаемуютемуурокаи спомощьюучителя |
Каким образом мы сможемответить на поставленныевопросы? | Вместесучителемопределяютпредположениетемыурока | формулироватьтемуурока. Коммуникативные: -аргументациясвоегомненияипозициивкоммуникации. умение оформлять свои мысли в устной речи;Регулятивные: формировать мнение вустнойречи,целеполагание Личностные: развитие познавательныхинтересов,учебныхмотивов | ееформулируют |
Этапурока:4.Открытиеи усвоениеновогознания. Задачаэтапа:организоватькоммуникативноевзаимодействиедляпостроенияновогоспособадействия,устраняющегопричину выявленногозатруднения. | |||
Предлагает проверить предположенспомощьюсредствмузыкальной выразительности – 3 группы(исследовательский метод)Элементы музыкальной речибудем «переводить”на языкархитектуры.Необходимо,используякарточкиизкрасныхконвертов, сопоставить, найти ипривестивсоответствиеродственные средствавыразительности между музыкойиархитектурой(прием«мозговойштурм»), Предлагает,послушатьмузыкуописатьсвоичувства(звучит | Ответыдетей.Высказываютмнения,чтоможносравнитьмузыку и архитектуру с помощьюсредствмузыкальнойвыразительности.Называютих. Сутьисследованиязаключаетсявсопоставленииэлементоввыразительности, происходитпоисксоответствий. Работают в 3-х группах(музыканты,архитекторы,эксперты) Детислушают музыку,совместноесопереживаниеи | Познавательные: - анализ,синтез,сравнение; -формулированиепознавательнойцели; -построениелогическойцепирассуждений,доказательство. Личностные: -осознаниеответственностизаобщеедело,формирование личностных качеств(толерантности, сочувствия, понимания,уваженияк инойвере) Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции вкоммуникации,умениеработатьвкоманде; -выражение своих мыслей с достаточнойполнотойиточностью; -учётразныхмнений. РегулятивныеУУД: ориентироватьсявситуации;формировать | Учащиеся смогутсравнитьмузыкуиархитектуру спомощьюсредствмузыкальнойвыразительности Будутзнатьособенностиархитектурыимузыкикатолическогоиправославногохрамов Учащиеся проявляютготовность к освоениюновыхзнаний Учащиеся спомощью учителясмогут |
(«Григорианскийхорал») Как звучит музыка? Что помогаломузыкетакзвучать? Давайте войдем в католическийхрам. Чемонотличается?(рассказоб интерьере храма, об органе,композитореИ.С. Бахе)Слушание «Органной прелюдии».Как вы думаете, в каком храмеможет звучать эта музыка в левомиливправом?Апочему? Предлагаетпослушать ещё одно музыкальное произведениеопределить в каком храмеможетзвучатьэта музыка? Какая особенность исполнениямузыкивправославныххрамах?Слушание«БогородицеДево, радуйся»Рахманинова | сочувствие,высказываютмнения отмечаютчертыкатолическогохрама имузыки Детислушаютмузыку,высказывают мнения, вместе сучителем приходят к выводу,что эту музыку исполняет хор,а капелла. | мнениев устнойречи Предметные: определять элементы выразительностимузыки и архитектуры, находитьчерты ихсходства и различия, рассматривать способывоплощения “музыкальности” в архитектуреи“архитектурности”вмузыке,иметь понятие синтеза искусств,закреплениепонятия«архитектура,органная музыка,«а капелла»,познакомятсястворчествомзнаменитыхкомпозиторов(И.СБах, Рахманинов,Чайковский). | разобратьмузыкальноепроизведениеУчащиеся смогутсравнитьмузыку разных композиторов иконфессий |
Этапурока:5. Динамическаяпауза. Задачи:релаксация | |||
Учитель предлагает представитьсебя в роли хоровых дирижеров вхрамесреди этой величественнойкрасоты. (музыкаП.Чайковского «БогородицеДево,радуйся!») | пластическое интонирование –дирижирование под звучаниемузыки. | Коммуникативные УУД: выполнениеколлективногодела,коллективноесопереживание. Личностные: осознание причастности куспехувучебнойдеятельностиколлективного задания ФормированиеустановкинаЗОЖ,творческогоотношенияк труду | учащиеся смогутрасслабиться иотдохнуть |
Этапурока:6.Первичноезакрепление.применениетеоретическогознаниянапрактике. Задачиэтапа:зафиксироватьизученноеучебноесодержаниевпрактическомдействии.Организоватьвыполнениесамостоятельнойработы. | |||
Предлагает поработатьнадмини- проектом в 3-х группах (приемролевойигрыв | Работают в 3 группах (1- католический храм, 2 –православный храм, 3 – | Познавательные: анализировать, обобщать, синтезировать,делатьвыбордлясравнения,классификации | Учащиесясамостоятельносмогутохарактеризоватьхрамовыйкомплексразличныхконфессий Учащиесясамостоятельновыполняют заданияновоготипаиосуществляютихсамопроверку. Организуетсярефлексияреализациипостроенногопроектаучебныхдействий. Организуется дляучащихсяситуацииуспешности. |
путешественников)исделать выводобособенностях | эксперты).1группаработаетс католическим храмом, | Коммуникативные: -развиваютсякоммуникативныеумения | |
(музыкальныхиархитектурных) православногоикатолического | выбирает из комплекта характерныечертыи составляет | учащихся,умениеработатьвгруппе, организовыватьиосуществлять | |
храмов,мелодикеархитектурных очертаний. | коллаж,2группаработаетс православным храмом, | сотрудничество,выражениесвоихмыслей с достаточнойполнотойиточностью. | |
выбирает из комплекта характерныечертыи составляет | Личностные:формированиеоснов гражданскойидентичностиличности, | ||
коллаж. Команда экспертов получает | чувствагордостизаРоссию,народную историю,духовнойкультуры,толерантное | ||
комплектыкарточексизображениямиразличныххрамов,составляетколлаж-проект города из 2-х типов храмов, исследует | отношениекразличнымконфессиям(католическаявера) Регулятивные: определениепоследовательности,учитыватьправила планирования) | ||
мелодическуюлинию.Делаютвыводы. | |||
Этапурока: 7этап.Включениеновогознаниявсистемузнаний,закрепление Задачаэтапа: закрепитьновоезнаниеввокально-хоровомисполнительстве |
Учитель предлагает определитьобщие черты для любого видахрамов,подчеркиваниезначениямузыкивхраме. Организуетвокально-хоровуюработупоразучиваниюпесни. | Слушание, определениенастроения, содержания,музыкально-ритмическихособенностей, вокально-хоровая работа надпесней, исполнительскийпланпесни. | Познавательные: развитиевокально-хоровыхнавыков,чувстваритма, эмоционального исполнения песниКоммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции вкоммуникации; -учётразныхмнений. Регулятивные: выбор способа и результата действий, выборучебногодействия Личностные: получение морального удовлетворения отисполнения духовногопеснопения,обогащениевнутреннегомира, чувствогордостизародину Предметные:совершенствоватьвокально-хоровыенавыки,музыкальные способности. | Учащиеся смогутсделатьосновныевыводына основепостроения знаний входеурока,совершенствованиевокально-хоровыхнавыков |
Этапурока: 8этап.Рефлексияучебнойдеятельностинауроке,взаимооценивание, итог. Задачаэтапа:зафиксироватьновоесодержание,изученноенауроке, оценитьсобственнуюдеятельностьнауроке. | |||
Проводитрефлексию. Какаябылацельнашего урока?Какая тема нашегоурока? Чему вы сегодня научились?Чтовамбольше всегопонравилосьна уроке? Какоеувас настроение после | Припомощибелых «кирпичиков»надоске «выстраиваются» 2 образахрама: на синем листе – комупонравилсяурок,всебыло понятно,полученызнания,хорошопоработалнауроке,на | Познавательные: - контрольиоценкапроцессаирезультатовдеятельности Личностные: -самооценканаосновекритерия успешности; -адекватноепониманиепричинуспеха/неуспехавучебнойдеятельности. | Учащиеся смогутадекватно оценитьсобственную деятельностьнауроке |
нашего урока? Оцените,полученныезнаниянауроке(прием«Кирпичики», «Лесенкауспеха»-на какойступеньке к вершине «храмазнаний»тынаходишьсясегодня?Благодарностьзаурок. Домашнее задание – нарисоватьхрам. | красном листе – у когоостались сомнения или что-либонепонравилось,непонял.Происходит процессоценивания,аргументацияоценки.Ответыдетей | Коммуникативные: -аргументациясвоегомненияипозициивкоммуникации; -выражение своих мыслей с достаточнойполнотойиточностью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и ОПК "Архитектура - застывшая музыка"
Тема : Архитектура – застывшая музыка (И.Гёте) Цель: Познакомить с особенностями музыки, звучащей в православных храмахЗадачи:· формирование у учащ...
Урок музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" (по программе Критской)
Предлагается развернутый конспект урока музыки по данной теме. К сожалению, не могу выложить презентацию к уроку, т.к. получилась очень большой и навороченной, музыкальный материал к уроку весь взят и...
Презентация «Застывшая музыка» Нижегородского края. Архитектура Н.Новгорода
Презентация предназначена к уроку по историческому краеведению. В ней представлены архитектурные памятники Н.Новгорода, которые рассматриваются в ходе урока...
Методическая разработка по предмету музыка "Застывшая музыка"
План-конспект урока с использованием проектных методов по программе Е.Критской. 5 класс "Застывшая музыка"...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...
Методическая разработка урока. "Застывшая музыка. Музыка в архитектуре". 5 класс.
Конспект урока музыки в 5 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойТема урока: «Застывшая музыка. Музыка в архитектуре»Форма урока: дист...
Открытый урок музыки в 5 классе. "Застывшая музыка".
урок музыки в 5 классе...