Застывшая музыка. Музыка и архитектура
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Застывшая музыка. Музыка и архитектура. Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastyvshaya_muzyka._muzyka_i_arhitektura_5_klass.docx33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки 5 класс в рамках системно-деятельностного подходаФГОС

по программе «Музыка» Е.Д.Критской,Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной Раздел:«Музыка и изобразительное искусство»

Тема:«Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Авторразработки:

Золотова Елена Юрьевна

Предмет

Музыка

Класс

5 класс

АвторУМК,учебник

(выходныеданные)

попрограммеЕ.Д.Критской,Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной

(изд. «Просвещение», 2010)

Темаурока

«Застывшаямузыка.Музыкаиархитектура»

Типурока

урок«открытия»новогознания

Методы и приемыорганизации учебнойдеятельности

-методидентификации-вживаниевобразыискусства;

-методорганизациихудожественно-эстетическойсреды;

-«мозговойштурм»,ролеваяигра,работавгруппах,«продолжипредложение»,взаимооценивание

-пластическоеинтонирование;

-поисквыразительныхсредствисполнения;

-вокально-хороваяработа,слушание,беседа

Формаорганизации работы

коллективнаяформа –хоровоепение,слушание,музыкально-ритмическаядеятельность,фронтальная–

музыкальнаябеседа–рассуждение, групповаяработа

Используемыетехнологии

Технологиядеятельностногометода,проектнаятехнология,исследование

Этапурока:1.Организационныймоментимотивация.

Задачиэтапа:

  • Включитьучащихсявучебнуюдеятельность.
  • Организоватьдеятельностьучащихсяпоустановке тематическихрамок.

Деятельностьучителя

Деятельностьобучающихся

Формируемые универсальныеучебные действия

планируемыйрезультат

Позитивное эмоциональноеприветствие.

Музыкальное приветствиедетей

Личностные:

-самоопределение,развитиеэмпатиииэмоционально-нравственной отзывчивости.Познавательные: построение речевоговысказывания

Коммуникативные:

-Планированиеучебного сотрудничестваис

учителемисверстниками

Учащиесяорганизованы

напроведениеурокамузыки

Этапурока:2. Актуализациязнанийификсациязатруднениявиндивидуальнойдеятельности.

Задачиэтапа:- актуализироватьучебноесодержание, необходимоеидостаточноедлявосприятияновогоматериала.

Скажите,с какимивидамиискусствамысвязываеммузыку?

Скакимвидомискусствапредстоитвстречасегодня?(демонстрацияслайдовсизображением        различныхархитектурныхсооруженийвсопровождениимузыки)

ответы детей

еслидетизатрудняютсяответить,тоимпредлагаетсяотгадатьребус

Познавательные:

анализ,синтез,сравнение,обобщение;

-осознанноеипроизвольноепостроениеречевоговысказывания.

Регулятивные:

-фиксирование индивидуальногозатруднениявпробномдействии;

-волеваясаморегуляциявситуациизатруднения

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточнойполнотойиточностью

Наличиемотивациик творческому труду,кработенарезультат

Этап урока: 3.Постановкатемыицелиурокапостроениепроектавыходаиззатруднения.

Задачиэтапа:- Организоватькоммуникативноевзаимодействие,входекотороговыявляетсяификсируетсяотличительноесвойствозадания,вызвавшегозатруднениевучебнойдеятельности.

Предлагаетопределитьтемуурока

Дети выдвигаютпредположение на вопрос: азачем архитекторумузыка?

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы,умение выдвигатьпредположенияи

Детиопределяютпредполагаемуютемуурокаи

спомощьюучителя

Каким образом мы сможемответить на поставленныевопросы?

Вместесучителемопределяютпредположениетемыурока

формулироватьтемуурока.

Коммуникативные:

-аргументациясвоегомненияипозициивкоммуникации.

умение оформлять свои мысли в устной речи;Регулятивные: формировать мнение вустнойречи,целеполагание

Личностные: развитие познавательныхинтересов,учебныхмотивов

ееформулируют

Этапурока:4.Открытиеи усвоениеновогознания.

Задачаэтапа:организоватькоммуникативноевзаимодействиедляпостроенияновогоспособадействия,устраняющегопричину

выявленногозатруднения.

Предлагает проверить предположенспомощьюсредствмузыкальной

выразительности – 3 группы(исследовательский метод)Элементы музыкальной речибудем «переводить”на языкархитектуры.Необходимо,используякарточкиизкрасныхконвертов, сопоставить, найти ипривестивсоответствиеродственные средствавыразительности между музыкойиархитектурой(прием«мозговойштурм»),

Предлагает,послушатьмузыкуописатьсвоичувства(звучит

Ответыдетей.Высказываютмнения,чтоможносравнитьмузыку и архитектуру с помощьюсредствмузыкальнойвыразительности.Называютих.

Сутьисследованиязаключаетсявсопоставленииэлементоввыразительности, происходитпоисксоответствий.

Работают в 3-х группах(музыканты,архитекторы,эксперты)

Детислушают музыку,совместноесопереживаниеи

Познавательные:

- анализ,синтез,сравнение;

-формулированиепознавательнойцели;

-построениелогическойцепирассуждений,доказательство.

Личностные:

-осознаниеответственностизаобщеедело,формирование личностных качеств(толерантности, сочувствия, понимания,уваженияк инойвере)

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции вкоммуникации,умениеработатьвкоманде;

-выражение своих мыслей с достаточнойполнотойиточностью;

-учётразныхмнений.

РегулятивныеУУД:

ориентироватьсявситуации;формировать

Учащиеся смогутсравнитьмузыкуиархитектуру

спомощьюсредствмузыкальнойвыразительности

Будутзнатьособенностиархитектурыимузыкикатолическогоиправославногохрамов

Учащиеся проявляютготовность

к освоениюновыхзнаний

Учащиеся спомощью

учителясмогут

(«Григорианскийхорал»)

Как звучит музыка? Что помогаломузыкетакзвучать?

Давайте войдем в католическийхрам. Чемонотличается?(рассказоб интерьере храма, об органе,композитореИ.С. Бахе)Слушание «Органной прелюдии».Как вы думаете, в каком храмеможет звучать эта музыка в левомиливправом?Апочему?

Предлагаетпослушать

ещё одно музыкальное

произведениеопределить в каком храмеможетзвучатьэта музыка?

Какая особенность исполнениямузыкивправославныххрамах?Слушание«БогородицеДево,

радуйся»Рахманинова

сочувствие,высказываютмнения

отмечаютчертыкатолическогохрама имузыки

Детислушаютмузыку,высказывают мнения, вместе сучителем приходят к выводу,что эту музыку исполняет хор,а капелла.

мнениев устнойречи

Предметные:

определять элементы выразительностимузыки и архитектуры, находитьчерты ихсходства и различия, рассматривать способывоплощения “музыкальности” в архитектуреи“архитектурности”вмузыке,иметь

понятие синтеза искусств,закреплениепонятия«архитектура,органная

музыка,«а капелла»,познакомятсястворчествомзнаменитыхкомпозиторов(И.СБах, Рахманинов,Чайковский).

разобратьмузыкальноепроизведениеУчащиеся смогутсравнитьмузыку

разных композиторов иконфессий

Этапурока:5. Динамическаяпауза.

Задачи:релаксация

Учитель предлагает представитьсебя в роли хоровых дирижеров вхрамесреди этой величественнойкрасоты.

(музыкаП.Чайковского

«БогородицеДево,радуйся!»)

пластическое интонирование –дирижирование под звучаниемузыки.

Коммуникативные УУД: выполнениеколлективногодела,коллективноесопереживание.

Личностные: осознание причастности куспехувучебнойдеятельностиколлективного задания ФормированиеустановкинаЗОЖ,творческогоотношенияк

труду

учащиеся смогутрасслабиться иотдохнуть

Этапурока:6.Первичноезакрепление.применениетеоретическогознаниянапрактике.

Задачиэтапа:зафиксироватьизученноеучебноесодержаниевпрактическомдействии.Организоватьвыполнениесамостоятельнойработы.

Предлагает поработатьнадмини-

проектом в 3-х группах (приемролевойигрыв

Работают        в        3        группах        (1-

католический        храм,        2        –православный                храм,        3        –

Познавательные:

анализировать, обобщать, синтезировать,делатьвыбордлясравнения,классификации

Учащиесясамостоятельносмогутохарактеризоватьхрамовыйкомплексразличныхконфессий

Учащиесясамостоятельновыполняют заданияновоготипаиосуществляютихсамопроверку.

Организуетсярефлексияреализациипостроенногопроектаучебныхдействий.

Организуется дляучащихсяситуацииуспешности.

путешественников)исделать

выводобособенностях

эксперты).1группаработаетс

католическим        храмом,

Коммуникативные:

-развиваютсякоммуникативныеумения

(музыкальныхиархитектурных)

православногоикатолического

выбирает        из        комплекта

характерныечертыи составляет

учащихся,умениеработатьвгруппе,

организовыватьиосуществлять

храмов,мелодикеархитектурных

очертаний.

коллаж,2группаработаетс

православным        храмом,

сотрудничество,выражениесвоихмыслей с

достаточнойполнотойиточностью.

выбирает        из        комплекта

характерныечертыи составляет

Личностные:формированиеоснов

гражданскойидентичностиличности,

коллаж.

Команда        экспертов        получает

чувствагордостизаРоссию,народную

историю,духовнойкультуры,толерантное

комплектыкарточексизображениямиразличныххрамов,составляетколлаж-проект  города  из  2-х  типов

храмов,        исследует

отношениекразличнымконфессиям(католическаявера)

Регулятивные:

определениепоследовательности,учитыватьправила планирования)

мелодическуюлинию.Делаютвыводы.

Этапурока: 7этап.Включениеновогознаниявсистемузнаний,закрепление

Задачаэтапа: закрепитьновоезнаниеввокально-хоровомисполнительстве

Учитель предлагает определитьобщие черты для любого видахрамов,подчеркиваниезначениямузыкивхраме.

Организуетвокально-хоровуюработупоразучиваниюпесни.

Слушание, определениенастроения, содержания,музыкально-ритмическихособенностей,

вокально-хоровая работа надпесней,

исполнительскийпланпесни.

Познавательные:

развитиевокально-хоровыхнавыков,чувстваритма, эмоционального исполнения песниКоммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции вкоммуникации;

-учётразныхмнений.

Регулятивные:

выбор способа и результата действий, выборучебногодействия

Личностные:

получение морального удовлетворения отисполнения духовногопеснопения,обогащениевнутреннегомира, чувствогордостизародину

Предметные:совершенствоватьвокально-хоровыенавыки,музыкальные способности.

Учащиеся смогутсделатьосновныевыводына основепостроения знаний входеурока,совершенствованиевокально-хоровыхнавыков

Этапурока: 8этап.Рефлексияучебнойдеятельностинауроке,взаимооценивание, итог.

Задачаэтапа:зафиксироватьновоесодержание,изученноенауроке, оценитьсобственнуюдеятельностьнауроке.

Проводитрефлексию.

Какаябылацельнашего урока?Какая тема нашегоурока?

Чему вы сегодня научились?Чтовамбольше всегопонравилосьна уроке?

Какоеувас настроение после

Припомощибелых

«кирпичиков»надоске

«выстраиваются» 2 образахрама: на синем листе – комупонравилсяурок,всебыло

понятно,полученызнания,хорошопоработалнауроке,на

Познавательные:

- контрольиоценкапроцессаирезультатовдеятельности

Личностные:

-самооценканаосновекритерия успешности;

-адекватноепониманиепричинуспеха/неуспехавучебнойдеятельности.

Учащиеся смогутадекватно оценитьсобственную

деятельностьнауроке

нашего урока?

Оцените,полученныезнаниянауроке(прием«Кирпичики»,

«Лесенкауспеха»-на какойступеньке к вершине «храмазнаний»тынаходишьсясегодня?Благодарностьзаурок.

Домашнее задание – нарисоватьхрам.

красном листе – у когоостались сомнения или что-либонепонравилось,непонял.Происходит процессоценивания,аргументацияоценки.Ответыдетей

Коммуникативные:

-аргументациясвоегомненияипозициивкоммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточнойполнотойиточностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и ОПК "Архитектура - застывшая музыка"

Тема : Архитектура – застывшая музыка (И.Гёте) Цель: Познакомить с особенностями музыки, звучащей в православных  храмахЗадачи:·        формирование у учащ...

Урок музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" (по программе Критской)

Предлагается развернутый конспект урока музыки по данной теме. К сожалению, не могу выложить презентацию к уроку, т.к. получилась очень большой и навороченной, музыкальный материал к уроку весь взят и...

Презентация «Застывшая музыка» Нижегородского края. Архитектура Н.Новгорода

Презентация предназначена к уроку по историческому краеведению. В ней представлены архитектурные памятники Н.Новгорода, которые рассматриваются в ходе урока...

Методическая разработка по предмету музыка "Застывшая музыка"

План-конспект урока с использованием проектных методов по программе Е.Критской. 5 класс "Застывшая музыка"...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Методическая разработка урока. "Застывшая музыка. Музыка в архитектуре". 5 класс.

Конспект  урока музыки в 5 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойТема урока: «Застывшая музыка. Музыка в архитектуре»Форма урока: дист...