Интегрированный урок музыки и ОПК "Архитектура - застывшая музыка"
план-конспект урока музыки (5 класс) на тему

Тема : Архитектура – застывшая музыка (И.Гёте)

 

Цель: Познакомить с особенностями музыки, звучащей в православных  храмах

Задачи:

·        формирование у учащихся умения определять на слух духовную музыку

·        воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умение анализировать

·        показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе архитектуру;

·        приобщение учащихся к духовной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhitektura_-_zastyvshaya_muzyka_-_kopiya.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема : Архитектура – застывшая музыка (И.Гёте)

Цель: Познакомить с особенностями музыки, звучащей в православных  храмах

Задачи:

  1. формирование у учащихся умения определять на слух духовную музыку
  2. воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умение анализировать
  3. показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе архитектуру;
  4. приобщение учащихся к духовной культуре;

Оборудование:

- компьютер

- мультимедийная проектор

- карточки для учащихся

Образовательный ресурс:  презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Разминка “Хорошее настроение”

– Здравствуйте, ребята!  Что бы настроиться на урок проведем разминку “Хорошее настроение!”. Приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши отрицательные эмоции, переживания. А теперь с хорошим настроением начинаем урок!

СЛАЙД 1

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особенностями музыки, звучащей в христианских  православных храмах.

Запишите в тетради тему нашего урока. Архитектура – застывшая музыка.

Это выражение достаточно известное. Архитектуру сравнил с музыкой  великий немецкий поэт Иоганн Гёте. Как вы думаете, почему у него возникли такие ассоциации?

(ответы детей)

Недавно один ученик создал видеоролик, посвящённый христианским храмам. Я сейчас предлагаю этот видеоролик внимательно посмотреть.

СЛАЙД 2-5

Поделитесь своим впечатлением. Что вам понравилось, что нет. Всё ли вы находите здесь гармоничным, сочетающимся?

(ответы детей)

СЛАЙД 6

Ещё раз внимательно посмотрите на слайды, что на них изображено? (христианские храмы)

Как вы думаете, какая музыка должна звучать в храмах?

(ответы детей)

Чтобы вам немного помочь, я предлагаю вам выбрать из предложенных прилагательных подходящие.

СЛАЙД 7

(ответы детей)

Церковная музыка наполнена высокой духовной красотой. Она характеризуется сдержанностью, глубиной, возвышенным благородством. В ней есть что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах – жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.

Ничто так не возвышает душу,

ничто  так не окрыляет её,

 как согласная мелодия и управляемое

 ритмом  божественное пение

Сейчас представим, какая же музыка может звучать в православном храме?

Может быть кто-то из вас был в православном храме и слышал музыку, которая том звучит?

Слушание.

Совпали ваши предположения? Соответствовало ли увиденное услышанному?  Всё ли было гармонично? Какой инструмент звучал?

(Ответы детей)

Звучал хор.

СЛАЙД 8

пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов,

совместное звучание человеческих голосов

Аккомпанировал ли хору какой–нибудь музыкальный инструмент?

Хор пел без сопровождения музыкальных инструментов. Называется такое пение а капельным.

СЛАЙД 9

Мы тоже сейчас с вами попробуем спеть самую известную русскую народную песню «Во поле берёза стояла» а капельно.

СЛАЙД 10

Мы сейчас с вами прослушаем музыкальное произведение П.И.Чайковского «Богородице, Дево, радуйся». 

СЛАЙД 11

П.И.Чайковский - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 сочинений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его музыка представляет чрезвычайно ценный вклад в мировую  культуру.

СЛАЙД 12

Слушание музыки.

Мы с вами разобрались, какая музыка звучит в православном и католическом храме, а теперь вам предстоит самостоятельная работа по вариантам. Сейчас прозвучат 6 музыкальных фрагментов.

СЛАЙДЫ 13 – 18

 Подбирите музыку к видеоряду с изображением православных храмов. Ваша задача создать видеоролик.

Смотрим видеоролик.

 СЛАЙДЫ 19 – 37

 Анализируем.

Разгадать кроссворд.

СЛАЙД 38, 39, 40

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"

Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVI...

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

Интегрированный урок по литературе, истории и музыке "Подвиг поэта и гражданина".

Материал представляет собой конспект интегрированного урока, раскрывающего идейно-тематическое своеобразие поэзии К.Рылеева....

Разработка интегрированного урока технологии "Техника квиллинг под музыку Вивальди"

Интегрированный урок (технология – музыка). 5 классТема: «Техника – квиллинг, изготовление снежинок»«Музыка зимы» Вивальди»Цели урока: 1. Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, ...

Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...