Открытый урок по теме « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах»
методическая разработка по музыке
Открытый урок по теме « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_razvitie_melodich_i_ritmich_sluha.doc | 110 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
Открытый урок по теме « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах»
Подготовила
Рябенко Анжелика Георгиевна
преподаватель теоретических
дисциплин МБУДО СДШИ
г.Симферополь
2018
Цель: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
- Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
- Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.
- Закрепить навыки ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.
- Развивающие:
- Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
- Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке.
- Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
- Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
- Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
- Воспитательные:
- Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
- Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.
- Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
- Воспитывать в детях любовь к природе.
- Формировать в детях коммуникативные качества.
Этапы урока:
- Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).
- Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков).
- Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).
- Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).
Используемые методы:
- импровизационно-вариативный;
- сценарно-игровой;
- эвристический;
- информационно-рецептивный;
- проблемный;
- накопление знаний;
- наблюдение;
- контроль;
- самоконтроль;
- поиск;
- репродуктивный;
- убеждение;
- стимулирование;
- создание ситуации успеха.
Используемые инновационные формы работы
- Личностно - ориентированное обучение
- Информационно - коммуникационные технологии
- Проектно - исследовательская технология
- Здоровьесберегающие технологии
- Коллективно - индивидуальная мыследеятельность
- Игровые технологии
- Технология экологического воспитания
Оборудование и наглядные материалы:
- Демонстрационый материал - (изображение дерева, листочки, птички, цветы);
- Раздаточный материал: карточки с изображение длительностей;
- «Поем тоническое трезвучие»;
- Презентация «Сказочное приключение в лесу»;
- Шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, металлофон;
- Фонограммы на внешнем жестком диске.
План урока:
Введение.
- Сольфеджирование:
а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией . Выполнение задания 1, приложение 1.
б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы До мажор. Выполнение задания 2, приложение 1.
в) Определение восьмых и четвертных длительностей. Выполнение задания 3, приложение 1.
г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней. Выполнение задания 4.
д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности До- мажор. Выполнение задания 5, приложение 1.
е) Определение понятия «Тоника». Выполнение задания 6, приложение 1
ж) Определение понятия «Опевание». Выполнение задания 7, приложение 1.
з) Упражнения «Веселые ноты». Выполнение заданий 8 и 9, приложение 1.
- Метро - ритмические упражнения.
а) Определение восьмых и четвертных длительностей, ритмических групп с их использованием. Выполнение задания 10, приложение 1.
б) Ритмическая импровизация на примере упражнения «Бутерброды». Выполнение задания 11, приложение 1.
в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато», выполнение задания 12, приложение 1.
г) Закрепление навыков ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра. Выполнение задания 13, приложение 1.
- Итоговое обобщение урока.
а) анализ выполненных заданий;
б) повторение и закрепление полученных знаний;
в) создание ситуации успеха и поощрение участников.
Заключение.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание урока | Примечания |
Организационный Постановка цели урока. | Преподаватель: Добрый день, мои маленькие любители сольфеджио, давайте по нашей традиции поздороваемся по музыкальному Дети: Давайте Исполняется «Приветствие» Преподаватель: Сегодня мы вспомним, чему вы научились за это время. Только что это у нас сегодня на доске вместо нот? Дети: Дерево Преподаватель: Мне кажется, что его кто-то заколдовал, у нас уже весна, а на дереве чего-то на нем не хватает, как вы думаете чего? Дети: Листочков. Преподаватель: Хотите помочь дереву стать красивым, может быть него могут появиться цветочки. А может быть даже маленькие жильцы. Для того чтобы произощло чудо вам надо будет делать задания. Поможем дереву, вы согласны? Дети: Поможем! | Активизация внимания. Создание ситуации неожиданности. |
Сольфеджирование. | Выполнение заданий по методическим пособиям: 1.Спойте распевку «ХИ-ХО-ХА» 2. Спойте гамму До мажор нотами, показывая движение мелодии рукой 3. Спойте гамму До мажор в ритме 4.Спойте гамму До мажор называя ступени и показывая какие из них устойчивые, а какие – не устойчивые 5.Спойте тоническое трезвучие в компьютерной программе 6. Выберите Королеву Тонику и спойте трезвучие разделившись на 3 голоса 7. Вспомните, что такое опевание тоники и спойте его по Болгарской столбице | Развитие интонационных навыков. Применение полученных навыков на практике Повторение пройденного материала |
Метро-ритмические упражнения. | Выполнение заданий по методическим пособиям: 1.Пропеваем с названием нот упражнение «Веселые ноты». 2. Спойте «Веселые ноты» , поделившись на 3 группы. 3. Презентация «Сказочное приключение в лесу». 4.Поиграем в «Бутерброды»? 5. Выложи карточками ритм своего «бутерброда» и прохлопай его 6. Вспомни, что такое ритмическое остинато? 6. Исполните все вместе «Весеннюю песенку» (исполнение в шумовом оркестре по партиям) | Развитие двигательных навыков. Применение полученных навыков на практике Повторение пройденного материала. Применение полученных знаний в исполнении знакомогого концертного номера на основе импровизации. |
Заключительный. Закрепление полученных знаний. Выводы. | Преподаватель: Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось, на нем листочки, цветочки, даже семейство птичек свило гнездышко. И все это благодаря вам, вашим знаниям, сообразительности и хорошему настроению. Давайте вспомним, какие музыкальные слова мы использовали, какие задания выполняли, чтобы наше дерево стало таким красивым? (Ответы детей) Чтобы дерево и дальше росло и хорошело, и птичкам было жить на нем тепло и уютно вы должны постоянно заниматься сольфеджио, договорились? Дети: Да Преподаватель: Домашнее задание сегодня будет таким: придумать название для нашего замечательного оркестра, постарайтесь, пожалуйста. Детки, вы сегодня очень хорошо занимались, как, впрочем, и всегда, и я хочу подарить вам вот таких весенних бабочек, с адресом моего блога, где есть не только упражнения, которые мы делаем на уроках, но и многие другие, чтобы вы смогли заниматься дома самостоятельно, и много еще всего интересного. Преподаватель: Наш урок окончен, спасибо за работу и внимание, давайте попрощаемся по музыкальному Исполняется «До свидания». | Поощрение. Создание ситуации успеха. |
Приложение 1.
Задания для обучающихся.
- Спойте распевку «ХИ-ХО-ХА».
- Спойте гамму До мажор нотами, показывая движение мелодии рукой.
- Спойте гамму До мажор в ритме П I.
- Спойте гамму До мажор называя ступени и показывая какие из них устойчивые, а какие – не устойчивые.
- Спойте тоническое трезвучие в компьютерной программе.
- Выберите Королеву Тонику и спойте трезвучие разделившись на три голоса.
- Вспомните, что такое опевание тоники и спойте его по Болгарской столбице.
- Прохлопайте с названием нот упражнение «Веселые ноты».
- Спойте «Веселые ноты», поделившись на три группы.
- Поиграем в «Бутерброды»?
- Выложи карточками ритм своего бутерброда и прохлопай его.
- Вспомни, что такое ритмическое остинато? Давай поиграем в Арам- зам-зам?
- Исполните все вместе «Весеннюю песенку».
Приложение 2.
Музыкальное приветствие.
Преподаватель Обучающиеся
Доб-рый день, ре- бя- та ! Доб- рый день!
Задание 1.
Распевка «ХИ-ХО-ХА»
Хи- хо- ха, Хи- хо- ха, Хи- хо- ха, Хи- хо- ха, и т.д.
Задание 3.
Гамма До мажор в ритме
Задание 4.
Задание выполняется стоя. Устойчивые ступени дети показывают, стоя на двух ногах, неустойчивые - стоя на одной ноге.
Упражнение «Веселые ноты».
Музыкальное прощание
Преподаватель Обучающиеся
До сви-да-ни- я! До сви-да-ни- я!
Используемая литература для преподавателя:
- Боровик, Т. А., Ансамблевое музицирование в классе сольфеджио [Электронный ресурс] // http://borovik.ucoz.ru/index/stati_o_metodike_i_avtore/0-13 (10.03.2012).
- Вахромеев, В.А., Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ / М.- Музыка.- 1978.- 320с.
- Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио / М.- Музыка.- 1986.- 198с.
- Мелентьева Т.М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/592202/ (10.03.2012).
- Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио / М.- Музыка.- 1980.- 295с.
- Парфенова Е.М Развитие музыкальности и музыкальных способностей на уроках сольфеджио [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/584121/ (10.03.2012).
- Современные инновационные технологии в школьном образовании[Электронный ресурс] // http://school16konst.ucoz.ru/load/vospitatelnaja_rabota/sovremennye_innovacionnye_tekhnologii_v_shkolnom_obrazovanii/8-1-0-81 (10.03.2012).
- Филипповская М.Г Навыки точного интонирования на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ и ДШИ [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/607068/ (10.03.2012).
- Шайхутдинова Д.И Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ [Электронный ресурс] // http://shaykhutdinova.taba.ru/Stati/512969_Kak_reshit_problemy_prepodavaniya_solfedzhio_v_DMSh.html (10.03.2012).
- Шапорин Ю.В Сольфеджио как предмет обучения [Электронный ресурс] // http://viewmusic.ru/solfedjio/110-predmet.html (10.03.2012).
- Шлыкова О.С., Говорова А.В. Инновационные технологии в музыкальном образовании: развитие вокально интонационных навыков на уроках сольфеджио [Электронный ресурс] //Фундаментальные исследования, №1 2005 //http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7779830 (10.03.2012).
Используемая литература для обучающихся
- Калинина Г.Ф. Рабочая тетрадь по сольфеджио. 1 класс.
- Фролова Ю.В. Сольфеджио. 1 класс. // Феникс, Ростов Н/Д.- 2005
- Цуканова К.А. Теория музыки [Электронный ресурс] // http://muzteoria.blogspot.com/ (20.03 2012).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"
В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего развитию личности ученика в процессе ...
Открытый урок « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в первом классе с применением инновационных форм работы ».
Разработка урока по сольфеджио в 1 классе фортепианного отделения. Урок проведён в игровой форме, использованы песенки про ритм, остинато, метроном....
конспект открытого урока на тему: "Активизация слухового контроля в процессе освоения репертуара в младших классах"
Независимо от направленности музыкального образования управление всей музыкальной деятельностью происходит с помощью слуха. Именно навыки слухового контроля обеспечивают развитие музыкально-творческог...
Открытый урок по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».
Ход открытого урока по сольфеджио в первом классе по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы»....
Методическая разработка на тему: Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ
Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и нав...
Конспект открытого урока на тему «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ»
Открытый урок был проведён 18.11.2015г. в ДШИ №1 г. Люберцы для преподавателей струнно-смычковой секции Люберецкого района. В открытом уроке принимал участие ученик 1го класса МБУ ДО ДШИ им. В.К. Андр...
«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио в младших классах»
Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности....
- Мне нравится (1)