конспект открытого урока на тему: "Активизация слухового контроля в процессе освоения репертуара в младших классах"
план-конспект занятия по музыке по теме
Независимо от направленности музыкального образования управление всей музыкальной деятельностью происходит с помощью слуха. Именно навыки слухового контроля обеспечивают развитие музыкально-творческого потенциала исполнителя, в том числе и юного.
Достижение определенных результатов исполнения - в силе звучания, динамическом развитие, ясной артикуляции, чистоты педализации, выразительности фразировки невозможно без слухового контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klnspekt_uroka-sluh.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по специальности фортепиано
преподавателя Буйневич Елены Алексеевны
Тип урока: комбинированный
Тема урока: «Активизация слухового контроля в процессе освоения репертуара в младших классах».
Цель: Формирование навыка слухового контроля в процессе исполнения музыкальных произведений.
Задачи:
Обучающая:
- формирование умения распределить внимание на все составляющие элементы музыкальной ткани на основе слухового контроля,
-формирование устойчивых слухо – двигательных навыков на основе упражнений,
- достижение ритмической организации, отчетливости артикуляции при отсутствии напряжения игрового аппарата с помощью декламации (стихотворных текстов)
- развитие первых навыков транспонирования на основе упражнений.
Развивающая:
- развитие слухового внимания,
- развитие взаимосвязи слуховых представлений с приемами игры,
- развитие восприятия художественно-звукового образа через внимательное прослушивание произведения.
Воспитательная:
- воспитание интереса к исполняемой музыке,
- воспитание слуховой культуры.
Реализуемые педагогические технологии и методы обучения:
Традиционные:
- информационно-рецептивный метод,
- словесные методы (объяснение, беседа, размышление о музыке),
- наглядные методы (иллюстрации, показ педагога),
- практические методы (упражнения, «скороговорки»),
- метод декламации.
Инновационные:
-личностно-ориентированная технология, развивающее обучение (ситуационный подход, создание ситуации успеха,опора на потенциальные возможности ученика,уделение внимания на специальные упражнения ),
-педагогика сотрудничества (единство обучения, развития творческих способностей, воспитания),
- метод создания проблемных ситуаций,
- здоровьесберегающая технология (создание комфортных, безопасных условий, смена видов деятельности, сохранение активности учащегося до конца урока)
Оборудование:
- фортепиано,
- нотный материал,
- иллюстрации,
- МР3 магнитола
План урока
I Вводно-подготовительная часть.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Подготовка игрового аппарата – 10 мин.
II Основная часть.
1.А.Т. Гречанинов «Вальс» - исполнение по нотам – 8 мин.
2.Л.В.Бетховен «Сонатина» соль мажор – исполнение наизусть – 9 мин.
3.П.И.Чайковский «Шарманщик» - слушание произведения – 5 мин.
4.П.И.Чайковский «Старинная французская песенка» - исполнение наизусть – 5 мин.
III Заключительная часть.
- Подведение итогов – 1 мин.
- Домашнее задание и оценивание учащегося- 1 мин.
Ход урока
I Подготовка игрового аппарата.
- «Скороговорка» № 7 - терции
– исполнение нон легато – свободный бросок, хорошая опора с последующим гибким снятием,
- исполнение легато – одновременное глубокое погружение обоих пальцев, контроль за ансамблевым звучанием, попутно отрабатываем кистевое движение к пятому пальцу.
- «Скороговорка» № 10 – аккорды
– исполнение нон легато - хорошая опора на трезвучие (форте), более аккуратное прикосновение на терцию (меццо пиано),
- исполнение легато – сохранение предыдущих звуковых задач, достижение хорошей артикуляции при одновременном взятии звуков.
- Гаммаобразная последовательность в одну октаву – достижение хорошего, качественного звука, ровной мелодической линии. Кисть гибкая, кистевые движения по рисунку мелодической линии.
- подготовительное упражнение (пятипальцевое) – отработка кистевых движений: Декламация: Упражнение играю,
Свои пальцы обучаю,
Надо их тренировать
На legato все играть
-.гамма в одну октаву (начиная с медленного темпа, затем постепенно увеличивая). Декламация:
Очень медленно и тихо здесь прошла одна слониха,
А за ней бежит слоненок, заплетается спросонок.
Пальцы ставлю по порядку, с ними делаю зарядку.
Если можно, чуть быстрее, так, конечно, веселее.
Наши пальцы не скучали, все как следует сыграли!
II
1. А.Т.Гречанинов «Вальс» - исполнение по нотам (первая, вторая ч.).
Задача – осмыслить специфику вальсового аккомпанемента.
Работа над аккомпанементом с опорой на первую долю и облегченным звучанием второй и третьей долей (на примере первой части).
Для большей слуховой настроенности выполним упражнение, которое будет направлено на дослушивание основного звука при звучании его повторов в басу. Размер четырехдольный. Задача: достижение баланса звучания, достижение глубокого погружения правой руки и более облегченного левой руки. Движения плавные, без толчков. На паузах внимание не рассеивается.
При исполнении пьесы двумя руками слушать соотношение мелодии и аккомпанемента.
2. Л.В.Бетховен «Сонатина» соль мажор – исполнение наизусть.
Задача – достижение яркого исполнения мелодии и приглушенного ровного звучания аккомпанемента.
Работа над сочетанием мелодической линии с подвижным аккомпанементом.
Упражнения нацеленные на развитие самостоятельности и подвижности 1 пальца:
– махи под ладонь, ладонь на крышке,
- тоже самое при поставленной руке на клавиатуру,
- «зонтик»,
- упражнения на самостоятельность 1 пальца, достижение его легкости при минимуме движения. Все внимание на нижние звуки.
При исполнении отрывка двумя руками стараться соблюдать звуковую дистанцию – яркость мелодии и приглушенность аккомпанемента.
3. Прежде чем приступать к детальному процессу освоения произведения, нужно, прежде всего, получить первое слуховое представление. Внимательно слушая произведение, можно создать свой художественно-слуховой образ, который и будет служить маяком для дальнейшей работы.
П.И.Чайковский « Шарманщик» - слушание произведения, анализ его характера.
Беседа:
П. Как ты считаешь, в мажоре звучат веселые, задорные мелодии, а в миноре – грустные, жалобные мелодии – это правильное утверждение?
У…….
Преподаватель исполняет первую часть пьесы.
Определение тональности. Определение характера пьесы и соответствие его мажорному ладу.
П.- Чтение стихов Виктора Лунина:
Есть за семью горами,
есть за семью морями
Город, где нет несчастных.
Счастье там даром дают.
Так дай копейку, не пожалей-ка –
Кинь сюда прохожий.
Быть может с нею, скорей сумею
В этот город попасть.
П.. Как ты думаешь, город, о котором мечтает шарманщик, может существовать на самом деле или он выдуманный?
У. …….
П. На твой взгляд, шарманщик верит, что он когда-нибудь попадет в этот город?
У…….
П.. Если шарманщик верит в город, «где счастье даром дают», то характер явно должен быть жизнерадостным, а если нет – то грустным. Давай прослушаем вторую часть пьесы и попробуем догадаться, сбудется ли мечта шарманщика.
П. А теперь мы прослушаем эту пьесу в исполнении и ответим на вопрос - не поменялось ли твое восприятие характера пьесы ?
4.П.И.Чайковский «Старинная французская песенка» - исполнение наизусть.
Задача - достижение звукового баланса мелодии и аккомпанемента.
Слушать выразительность и плавность мелодии, уделить внимание к оформлению музыкальной фразы, тяготению к основному тону и окончаниям фраз.
Слушать сопровождение, достижение выразительности его звучания.
Особое внимание уделить эпизодам, в которых мелодия выражена половинной нотой, при этом аккомпанемент имеет свое развитие. Важно – дослушать долгий затухающий звук, не заглушив его аккомпанементом.
Игра с закрытыми глазами – внутренняя сосредоточенность на контроле исполнения.
IV
Подведение итогов, информация о домашнем задании. Оценивание учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место и роль педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников младших классов
В «Великой дидактике» (1633 – 1638) Я.А. Каменский писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». (10) Обучение двигательным действиям необходимо в любой...
Конспект открытого урока на тему «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ»
Открытый урок был проведён 18.11.2015г. в ДШИ №1 г. Люберцы для преподавателей струнно-смычковой секции Люберецкого района. В открытом уроке принимал участие ученик 1го класса МБУ ДО ДШИ им. В.К. Андр...
План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловли и передачи мяча. Эстафеты с мячом» в 5 классе
Тема урока: Урок представляет собой занятие по изучению основных технических приемов и элементов игры в баскетбол.Цель: Закрепить разученные элементы техники передвижений, ловли и передачи мяча по раз...
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...
План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловли и передачи мяча. Эстафеты с мячом» в 5 классе
План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловли и передачи мяча. Эстафеты с мячом»в 5 классе...