Конспект открытого урока на тему «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ»
план-конспект по теме
Открытый урок был проведён 18.11.2015г. в ДШИ №1 г. Люберцы для преподавателей струнно-смычковой секции Люберецкого района. В открытом уроке принимал участие ученик 1го класса МБУ ДО ДШИ им. В.К. Андреева Савченко Георгий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perehody_v_pozitsii_konspekt.doc | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Котельники. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств им. В. К. Андреева
г.о.Котельники Московской области
Конспект открытого урока
на тему «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ»
подготовила преподаватель скрипки
Журату Элла Витальевна
г.о.Котельники
2015 г.
Тема: «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ».
Тип урока: комбинированный- закрепление изученного с применением знаний и умений освоенного материала, ознакомление с новым материалом.
Форма урока: урок проходит в форме тематической беседы и работы над овладением техники переходов в позиции.
Цель занятия: добиться от ребёнка правильного скольжения по грифу, попадания в нужную ноту в позиции.
Задачи:
- образовательная ( разбор двигательных функций левой руки, свободное владение 2-й и 3-й позициями, изучение различных видов переходов);
- воспитательная (воспитание внимания, аккуратности и трудолюбия ); - развивающая ( развить навыки и способности, личные качества учащегося, слуховой контроль).
Методы:
Используется комплексный метод обучения:
- показ педагога изучаемого материала с пояснением и словесной инструкцией;
- игра упражнений, способствующих правильному свободному скольжению левой руки по грифу скрипки;
- знакомство с различными видами переходов и способами их осуществления;
- метод повтора материала для закрепления знаний.
Деятельность учащегося на уроке: практическая, самостоятельная, творческая.
Средства обучения: инструмент скрипка, сборник С.Шальмана «Я буду скрипачом», дневник.
Предварительная работа: для изучения смены позиций учащийся должен изучить в первую очередь 1-е три позиции, уметь чисто интонировать.
Ход занятия: К началу урока ребёнок, а именно Савченко Георгий ( 7 лет), уже знает, что позиция – это такое положение левой руки, когда не сдвигая её с места, можно сыграть мелодию или её часть на всех четырёх струнах; что в каждой позиции звуки следуют один за другим, как в первой позиции. Гоша работает над двумя гаммами: Си минор во 2-ой позиции ( приступили к изучению сразу после изучения этой гаммы в 1-ой позиции) и До мажор в 3-ей позиции. Поэтому начинаем урок с работы над гаммами Си минор и До мажор (звукоряд: деташе, 2-, 4-, 8- легато; арпеджио: деташе, 3-, 6- легато). Следим за ведением смычка, играем плотным звуком, чисто интонируем. Периодически останавливаю ребёнка и интересуюсь, какую ноту он сейчас играет. Это необходимо для того, чтобы ребёнок запоминал аппликатуру в позициях. Затем прошу Гошу сыграть однооктавные гаммы ( мажор и минор) от любой ноты в пределах 4х позиций. Это очень полезный способ освоения грифа. Затем переходим к подготовительному упражнению для смены позиций.Упражнение способствуют устойчивому держанию скрипки на ключице и не дают возможности зажимать крепко шейку скрипки большим и указательным пальцами левой руки, а также приучает локтевой и плечевой суставы к той работе, которая будет необходима при смене позиций. Во время этого упражнения смычком нужно играть длинную ноту, а левую руку плавно перемещать вдоль шейки скрипки. Необходимо, чтобы ребёнок уяснил, что в процессе смены позиций принимает участие вся рука в целом. В пределах первых четырёх позиций смена происходит при помощи предплечья с участием плеча. Переходим непосредственно к переходам. Прошу ребёнка поставить 1-й палец на струну Ля. Остальные пальцы свободно приподняты над струной. Ослабляем напряжение руки (особенно локтя), палец легко скользит по грифу и «везёт» за собой всю руку. Дойдя до нотки Ре в середине грифа останавливаем руку, прижимаем палец ; таким же образом возвращаемся обратно в 1-ую позицию. Повторяем упражнение несколько раз. Добиваемся чёткого попадания 1го пальца в нужную ноту. Ни в коем случае не позволяю выгибаться кисти «горбом»! Выполняем это упражнение по очереди каждым пальцем на всех струнах. Используем сборник С.Шальмана – стр.28-29.Следим, чтобы переходы были плавными, но чёткими. Должны быть слышны основные звуки без глиссандо. Переходим к переходу с нижележащего пальца на вышележащий вверх и с вышележащего на нижележащий вниз. В самом начале изучение этого вида перехода можно использовать вспомогательные звуки для облегчения понимания процесса переходов ( С. Шальман, стр. 32). Не забываю периодически давать возможность ребёнку отдохнуть, расслабить игровой аппарат. В это время можно сделать расслабляющие упражнения, ненадолго переключить внимание ребёнка. Переходим к следующему виду переходов. Это переход с вышележащего пальца на нижележащий вверх и с нижележащего на вышележащий вниз. Здесь работает подмена пальцев. Вышележащий палец начинает плавно скользить, затем подменяется 1м пальцем; вниз скользит 1й палец, сменяясь в конце пути 2м пальцем ( С.Шальман, стр. 34). Данный вид перехода отрабатываем на гамме , чередуя 1й и 2й пальцы. Следующий вид переходов- переход через открытую струну. В предыдущих переходах из позиции в позицию мы скользили по грифу. Но с открытой струной этого делать нельзя. Поэтому нужно научиться брать звук с воздуха. Для этого его нужно себе представить, спеть. ( С.Шальман, стр. 74). Делаем это упражнение неоднократно, добиваясь чёткого попадания в нужную ноту. Домашнее задание: гаммы Си минор и До мажор – поработать над интонацией и качеством звукоизвлечения. Работать над переходами, используя упражнения из сборника С.Шальмана.
Самоанализ проведённого урока.
Урок проведён в соответствии с намеченным планом.
Выполнены следующие задачи:
-обучающие (ученик с помощью педагога работал над освоением грифа, различных видов переходов в позиции);
- воспитательные (ученик проявил терпение и трудолюбие, старался выполнять все требования учителя );
- развивающие (в процессе занятия проведена работа по развитию музыкального слуха и техники левой руки). Были использованы педагогические принципы:
-индивидуальности;
-наглядности;
-доступности;
-опоры на интерес ученика;
-личные качества педагога;
-сознательности;
-активности учащегося;
-систематичности.
Новый материал учащийся осваивал с удовольствием и интересом.
Задачи развития учащегося были выполнены благодаря наглядным, словесным и действенным методам обучения, а также поощрительным приёмам и частичному показу материала педагогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.
Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...
Конспект открытого урока Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».
Тип урока: урок изучения нового материала....
Конспект открытого урока ТЕМА УРОКА: «ИСТОРИЯ МОДЫ И СТИЛЯ».
Цели занятия: Определить понятие «мода». Определить понятие «стиль». Определить модные тенденции 2012-2015. Задачи:Дать определение понятию «мода».Дать определение понятию «стил...
План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский
Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в ...
Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 4 «В» классе для детей с ТМНР. Тема: «Зима. Повторение».
Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи: - повторить признаки зимы, названия зимних месяцев...
План-конспект открытого занятия. Тема "Работа над вокальными трудностями в произведениях различных стилей, направлений и жанров"
План-конспект открытого занятия с обучающимся второго года обучения по базовому курсу. В плане-конспекте поэтапно рассматриваются методические подходы к преодолению вокальных трудностей в произведения...
Конспект открытого урока. Тема урока: Полоса препятствий
Конспект открытого урока. Тема урока: Полоса препятствий...