Конспект открытого урока на тему «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ»
план-конспект по теме

Открытый урок был проведён 18.11.2015г. в ДШИ №1 г. Люберцы для преподавателей струнно-смычковой секции Люберецкого района. В открытом уроке принимал участие ученик 1го класса МБУ ДО ДШИ им. В.К. Андреева Савченко Георгий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perehody_v_pozitsii_konspekt.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Котельники.                                                                                                       Муниципальное бюджетное учреждение                                                                             дополнительного образования                                                                                                                                                            детская школа искусств им. В. К. Андреева

 г.о.Котельники Московской области

Конспект открытого урока                            

                                                                                                                            на тему «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ»

                                                  подготовила преподаватель скрипки    

                               Журату Элла Витальевна

                                                                                 

                                                     

                                                      г.о.Котельники

                                                             2015 г.

Тема: «Работа над переходами в позиции на скрипке в младших классах ДМШ и ДШИ».

Тип урока: комбинированный- закрепление изученного с применением знаний и умений освоенного материала, ознакомление с новым материалом.

Форма урока: урок проходит в форме тематической беседы и работы над овладением техники переходов в позиции.

Цель занятия: добиться от ребёнка правильного скольжения по грифу, попадания в нужную ноту в позиции.

Задачи:

-  образовательная ( разбор двигательных функций левой руки, свободное владение 2-й и 3-й позициями, изучение различных видов переходов);                                                                          

 - воспитательная (воспитание внимания, аккуратности и трудолюбия );                                                - развивающая ( развить навыки и способности, личные качества учащегося, слуховой контроль).                                                                                                                                              

Методы:

Используется комплексный метод обучения:

- показ педагога изучаемого материала с  пояснением и словесной инструкцией;

- игра упражнений, способствующих правильному свободному скольжению левой руки по грифу скрипки;

- знакомство с различными видами переходов и способами их осуществления;

- метод повтора материала для закрепления знаний.

Деятельность учащегося на уроке: практическая, самостоятельная, творческая.

Средства обучения: инструмент скрипка, сборник С.Шальмана «Я буду скрипачом», дневник.

Предварительная работа: для изучения смены позиций  учащийся должен изучить в первую очередь 1-е три позиции, уметь чисто интонировать.

Ход занятия: К началу урока ребёнок, а именно Савченко Георгий ( 7 лет), уже знает, что позиция – это такое положение левой руки, когда не сдвигая её с места, можно сыграть мелодию или её часть на всех четырёх струнах; что в каждой позиции звуки следуют один за другим, как в первой позиции. Гоша работает над двумя гаммами: Си минор во 2-ой позиции ( приступили к изучению сразу после изучения этой гаммы в 1-ой позиции) и До мажор в 3-ей позиции. Поэтому начинаем урок с работы над гаммами Си минор и До мажор (звукоряд: деташе, 2-, 4-, 8- легато; арпеджио: деташе, 3-, 6- легато). Следим за ведением смычка, играем плотным звуком, чисто интонируем. Периодически останавливаю ребёнка и интересуюсь, какую ноту он сейчас играет. Это необходимо для того, чтобы ребёнок запоминал аппликатуру в позициях. Затем прошу Гошу сыграть однооктавные гаммы ( мажор и минор) от любой ноты в пределах 4х позиций. Это очень полезный способ освоения грифа.                                                                                                                                       Затем переходим к подготовительному упражнению для смены позиций.Упражнение способствуют устойчивому держанию скрипки на ключице и не дают возможности зажимать крепко шейку скрипки большим и указательным пальцами левой руки, а также приучает локтевой и плечевой суставы к той работе, которая будет необходима при смене позиций. Во время этого упражнения смычком нужно играть длинную ноту, а левую руку плавно перемещать вдоль шейки скрипки. Необходимо, чтобы ребёнок уяснил, что в процессе смены позиций принимает участие вся рука в целом. В пределах первых четырёх позиций смена происходит при помощи предплечья с участием плеча.                                               Переходим непосредственно к переходам. Прошу ребёнка поставить 1-й палец на струну Ля. Остальные пальцы свободно приподняты над струной. Ослабляем напряжение руки (особенно локтя), палец легко скользит по грифу и «везёт» за собой всю руку. Дойдя до нотки Ре в середине грифа останавливаем руку, прижимаем палец ; таким же образом возвращаемся обратно в 1-ую позицию. Повторяем упражнение несколько раз. Добиваемся чёткого попадания 1го пальца в нужную ноту. Ни в коем случае не позволяю выгибаться кисти «горбом»! Выполняем это упражнение по очереди каждым пальцем на всех струнах. Используем сборник С.Шальмана – стр.28-29.Следим, чтобы переходы были плавными, но чёткими. Должны быть слышны основные звуки без глиссандо.                                                                                                                                 Переходим к переходу с нижележащего пальца на вышележащий вверх и с вышележащего на нижележащий вниз. В самом начале изучение этого вида перехода можно использовать вспомогательные звуки для облегчения понимания процесса переходов ( С. Шальман, стр. 32).                                                                                                                                                                             Не забываю периодически давать возможность ребёнку отдохнуть, расслабить игровой аппарат. В это время можно сделать расслабляющие упражнения, ненадолго переключить внимание ребёнка.                                                                                                                                                  Переходим к следующему виду переходов. Это переход с вышележащего пальца на нижележащий вверх и с нижележащего на вышележащий вниз. Здесь работает подмена пальцев. Вышележащий палец начинает плавно скользить, затем подменяется 1м пальцем; вниз скользит 1й палец, сменяясь в конце пути 2м пальцем ( С.Шальман, стр. 34). Данный вид перехода отрабатываем на гамме , чередуя 1й и 2й пальцы.                                                                         Следующий вид переходов- переход через открытую струну. В предыдущих переходах из позиции в позицию мы скользили по грифу. Но с открытой струной этого делать нельзя. Поэтому нужно научиться брать звук с воздуха. Для этого его нужно себе представить, спеть. ( С.Шальман, стр. 74). Делаем это упражнение неоднократно, добиваясь чёткого попадания в нужную ноту.                                                                                                                                            Домашнее задание: гаммы Си минор и До мажор – поработать над интонацией и качеством звукоизвлечения. Работать над переходами, используя упражнения из сборника С.Шальмана.

Самоанализ проведённого урока.

Урок проведён в соответствии с намеченным планом.

Выполнены следующие задачи:

-обучающие (ученик с помощью педагога работал над освоением грифа, различных видов переходов в позиции);

  - воспитательные (ученик проявил терпение и трудолюбие, старался выполнять все требования учителя );

- развивающие (в процессе занятия проведена работа по развитию музыкального слуха и техники левой руки).                                                                                                                                             Были использованы педагогические принципы:

-индивидуальности;

-наглядности;

-доступности;

-опоры на интерес ученика;

-личные качества педагога;

-сознательности;

-активности учащегося;

-систематичности.

Новый материал учащийся осваивал с удовольствием и интересом.

Задачи развития учащегося были выполнены благодаря наглядным, словесным и действенным методам обучения, а также поощрительным приёмам и частичному показу материала педагогом.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.

Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...

Конспект открытого урока Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».

Тип урока:                     урок изучения нового материала....

Конспект открытого урока ТЕМА УРОКА: «ИСТОРИЯ МОДЫ И СТИЛЯ».

Цели занятия: Определить понятие «мода». Определить понятие «стиль». Определить модные тенденции 2012-2015.   Задачи:Дать определение понятию «мода».Дать определение понятию «стил...

План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский

Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в ...

Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 4 «В» классе для детей с ТМНР. Тема: «Зима. Повторение».

Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи:  - повторить признаки зимы, названия зимних месяцев...

План-конспект открытого занятия. Тема "Работа над вокальными трудностями в произведениях различных стилей, направлений и жанров"

План-конспект открытого занятия с обучающимся второго года обучения по базовому курсу. В плане-конспекте поэтапно рассматриваются методические подходы к преодолению вокальных трудностей в произведения...

Конспект открытого урока. Тема урока: Полоса препятствий

Конспект открытого урока. Тема урока: Полоса препятствий...