«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио в младших классах»
план-конспект урока по музыке на тему
Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_otkrytogo_uroka_razvitie_zvukovysotnogo_sluha_na_urokah_solf._v_ml._kl.docx | 134.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развёрнутый план-конспект
учебного занятия по сольфеджио во 2 классе
Тема урока – «Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио в младших классах»
Тип занятия – закрепление знаний и способов деятельности.
Вид занятия – комбинированное.
Дата проведения урока 26.10.2016 год
Цель: Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи:
- Образовательные:
- Закрепление теоретических знаний.
- Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.
- Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
- Развивающие:
- Развитие ладоинтонационного, мелодического, внутреннего слуха, музыкально-слухового представления.
- Развитие творческой свободы личности, инициативы и самостоятельности в работе учащихся.
- Воспитательные:
- Способствовать формированию эстетического вкуса обучающихся.
- Воспитывать творческую активность и умение работать в группе.
Оборудование и наглядные материалы:
- Цифровое пианино.
- Музыкальный цент
- Компьютер
- Музыкальные фрагменты mp3.
- Раздаточный материал: карточки с ритмами, заготовки для диктанта
- Демонстрационный материал – болгарская столбица, карточки с указанием разрешения ступеней
- Шумовые инструменты: маракасы, бубен, треугольник.
Тип урока - комбинированное занятие. Обоснованность выбора: выбран комбинированный тип урока, т. к. задачи, поставленные на уроке, невозможно выполнить в рамках одного урока. Работа над развитием музыкального слуха и интервалами не теряет своей актуальности в течение всего срока обучения детей. Форма организации работы – групповая.
Структура учебного занятия
Продолжительность занятия – 45 минут.
1.Организационный момент – 5 мин.
2. Основная часть - 35 мин.
3.Заключительная часть – 5 минут. Подведение итогов занятия. Оценка и самооценка результатов. Домашнее задание.
Ход урока:
Первоочередное – сконцентрировать внимание учащихся, определить их готовность к уроку.
Проверка домашнего задания. Отрабатывается моменты по выполнению домашнего задания. Разбор элементов, с которыми возникли затруднения при выполнении домашнего задания. Тем самым проверить, насколько усвоены предыдущие темы «Тональности до двух знаков при колюче» и «Интервалы», вместе с классом вспомнить количество ключевых знаков в тональностях, обозначения интервалов.
Актуализация знаний учащихся по теме. На этом этапе происходит плавный переход к теме урока. Обозначаются формы работы, которые будут использованы в ходе урока, тем самым, перед детьми ставиться практическая цели урока.
У: Сегодня на уроке мы с вами продемонстрируем и закрепим полученные навыки по слуховому восприятию и чистоте интонирования без поддержки музыкального инструмента. Мы с вами уже знакомы с тональностью «ре минор», поэтому прошу ответить на следующие вопросы:
- К какой группе тональностей она относится? И сколько знаков имеет при ключе? (Это бемольная тональность с одним знаком при ключе).
- А сколько видов миноры вы знаете? (Существует три вида минора – это натуральный, гармонический и мелодический)
- Какие особенности характерны для гармонического и мелодического миноров? (В гармоническом миноре повышается VII ступень, а в мелодическом миноре при движении гаммы вверх повышается VI и VII ступени, а в нисходящем движении мелодический минор звучи как натуральный).
У. Все ответы были верными. А теперь настраиваемся в тональности «ре минор», так как сегодня это наша тональность, в которой мы будем работать.
- Пение трех видов минорной гаммы четвертными длительностями; разрешение неустойчивых ступеней; устойчивые ступени лада.
- пение ступеней по болгарской столбице.
I – II – III – III – II – I;
I – II – III – IV – V и обратно
I – VII – I;
VII – II – I.
Основная часть:
У. Тема нашего урока – «Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио». Из выше сказанного следует, что наш урок будет посвящен музыкальному слуху, который проявляется в различных сферах деятельности на наших уроках. Дайте мне ответ, что мы называет ритмическим рисунком? (Ритмический рисунок – это чередование длинных и коротких звуков в музыке, которые образуют ритмический рисунок).
Абсолютно верно. У вас на столах лежат шумовые инструменты и карточки с ритмическим рисунком. Наша задача, разобрать ритм данного произведения и правильно воспроизвести заданный ритмический рисунок с помощью шумовых инструментов.
Расскажите мне все, что вы видите на карточках. (Исходя из текста, можно предположить, что это произведение называется «Во поле береза стояла»). Совершенно верно, это русская народная песня. (Песня написана в тональности «ре минор». Размер две четверти. В ритмическом рисунке идет ровное чередование восьмых и четвертных длительностей)
Совершенно верно. Итак, прохлопаем ритмический рисунок, а вместо слов, на каждую нотку называет ритмо-слоги «дон» или «ди-ли», в зависимости от длительностей ноток. Какие ноты мы отмечаем ритмо-слогом «дон»? (Четвертные). А какие нотки мы отмечаем ритмо-слогом «ди-ли» (Восьмые).
Замечательно. Все готовы? Начинаем. (Дети прохлопывают всей группой заданный ритмический рисунок)
А теперь мы с вами проделаем ту же работу, но с шумовыми инструментами. Прошу всех взять инструменты и повторить ритмическое упражнение.
А теперь мы делимся на две группы. Первая группа будет отмечать каждую долю такта, изображая большой колокол и проговаривая ритмо-слоги «дон». Задача второй группы иная, они будут простукивать указанный ритмический рисунок так же проговаривая ритмо-слоги «дон» на четвертную длительность и «ди-ли» на восьмушечки. (Затем можно поменять задания для групп и повторить упражнение).
А сейчас самое интересное. Вы превращаетесь в артистов, которые исполнят ритмический рисунок под музыку. Вы готовы? (Да) Тогда начинаем. (Дети вступают с воспроизведением ритмического рисурка после вступления в фонограмме. Исполняем 1 куплет).
У. Замечательно. А теперь следующий вопрос. Кто мне скажет, что вы понимаете под интонацией? (Дать детям возможность поразмышлять на поставленный вопрос). Как вы думаете, а в музыке нужна интонация? Безусловно. Точное определения слова: интонация происходит от латинского слова intono и в переводе означает «громко произношу». Выразительная речь похожа на музыку, а музыкальная интонация стремится быть похожей на выразительную речь человека, чтобы быть понятной и без слов. Повышение и понижение голоса, произношение быстрое и медленное, громкое и тихое – все это называется интонация.
Вот мы и подошли к пению музыкального примера с листа. Предварительно делаем анализ номера, т.е. проводим зрительный охват: тональность, размер, движение звуков, ритмический рисунок, фразы (наличие повторов), с какой ступени начинается мелодия, изложение нотного материала (вокальная группировка длительностей), распевы одного слога на несколько звуков. И только после этого приступаем к исполнению номера. (Исполняем № 168 Фридкина-Калмыкова «Одноголосие» 2 класс)
Следующее задание – запись диктанта (Н. Ладухин. Диктант № 309). Но, сегодня я предлагаю вам не записать диктант, а собрать мелодический оборот из фрагментов, которые лежат у вас на столах. Моя задача, определить, как вы ориентируетесь в музыкальном построении. (Форма работы остается такая же, как и при написании одноголосного диктанта. Разница лишь в том, что после прослушивания диктанта, дети собирают его из заготовок-карточек, на которых прописан диктант и разрезан на такты. Данным заданием я проверяю восприятие детьми услышанного. Эта форма работы используется как фронтальный опрос).
После первого прослушивания дети сразу должны определить, что диктант звучит в мелодическом миноре.
Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги нашего занятия и вспомним все вопросы, которые мы проработали на уроке.
- Итак, давайте вспомним еще раз тональность «ре минор», и все, что с ней связано.
- Что мы называет ритмическим рисунком?
- Что мы называем интонацией?
Все задания выполнены, полученные знание закреплены. Ну что, все готовы к выставлению оценок за работу в классе? (Оценки выставляются учителем, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке путем накопительных баллов за каждый этап работы)
У. Попрошу вас открыть дневники и записать домашнее задание – Рабочая тетрадь – Калинина страница 13 № 16 «ре минор», станица 25 № 10 (а), страница 24 № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в первом классе с применением инновационных форм работы ».
Разработка урока по сольфеджио в 1 классе фортепианного отделения. Урок проведён в игровой форме, использованы песенки про ритм, остинато, метроном....
«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио»
План методической работы по теме:«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио» 1. Введение.2. Работа по развитию мелодического слуха.3....
Открытый урок по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».
Ход открытого урока по сольфеджио в первом классе по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы»....
"Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио"
Открытый урок по сольфеджио, 3 класс ДМШ (возраст 9-10 лет)...
Открытый урок по теме « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах»
Открытый урок по теме « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах»...
Методический доклад «Развитие музыкального воображения на уроках фортепиано в младших классах школы искусств»
Методический доклад «Развитие музыкального воображения на уроках фортепиано в младших классах школы искусств»...
Развитие внутреннего слуха на уроках сольфеджио
Внутренний слух – это способность как слухового представления, т.е. возникновения в центрах слуха образов звучания музыкальных явлений музыкальной речи, воспр...