урок музыки «Образ моря в музыке, живописи и литературе».
план-конспект урока по музыке (5 класс)
«Можем ли мы увидеть музыку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_morya_v_muzyke_zhivopisi_i_literature.docx | 22.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».
Тема урока: «Образ моря в музыке, живописи и литературе».
Цель: Формировать понимание взаимосвязи музыки и живописи. Развивать способность слышать и видеть, передавать состояние природы, используя различные средства языка.
Планируемые результаты:
Предметные: Воспринимать и анализировать смысл художественного и музыкального произведения. Применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности. Расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
Метапредметные:
Научить “переводу” информации с языка одного искусства на язык другого. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: Расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
Технология: Развивающая , сотрудничество.
Тип урока: Комбинированный.
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, литература.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Компьютер, видеопроектор, экран, электронная презентация CD: А. Вивальди «Шторм» в исполнении В. Мей, песня «Я рисую море», И.Айвазовский «Буря», краски, бумага, компьютерная программа «House ejay».
Ход урока
1.Прочитать отрывок из рассказа
Первое, что мне бросилось в глаза, – это необычный цвет воды, его глубина, насыщенность… Невозможно оторваться! Эта сине-серо-зеленая бездна просто затягивает, погружает в пучину, обрушивает на тебя: на твое лицо, голову, плечи, тело – тонну соленой пены! Можно задохнуться. Я сразу подумал, как страшно человеку оказаться один на один со стихией. Песчинка, щепка и – огромность, бесконечность…
Человек, оказавшийся за бортом, в отчаянии: он видит, как другие моряки погружаются в шлюпку в надежде спастись. Чаек мощным ветром просто прибивает к воде. И я как будто бы слышу крики людей, грохот волн и рев ветра.
Корабль вот-вот потонет, оборванные и обтрепанные паруса, сломанная мачта, вода и воздух смешались так, что горизонта не видно...
-Какую картину вы увидели?
- Краски, настроение?
- Что случилось с людьми?
-Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы написали к этому рассказу?
2 Тема урока «Образ моря в музыке, живописи и литературе»
3. И.К. Айвазовский – 19в
Айвазовский был самым ярким представителем романтического направления в русской живописи. Художника влекла к себе свободная стихия моря и бесконечная изменчивость его состояния. В своем творчестве он следовал основным принципам романтического искусства: отобрать в многообразии жизненных явлений не типическое, но исключительное, выходящее за пределы обыденного. Словами поэта А. И. Полежаева художник мог бы сказать и о себе:
Я видел море, я измерил
Очами жадными его;
Я силы духа моего
Перед лицом его поверил.
Маринист - художник, посвятивший своё творчество морю.
4. Просмотр картины Айвазовского «Буря» (анализ)
5. Прослушивание А.Вивальди «Шторм» в исполнении В.Мей (без названия)
Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века
Анализ произведения
- Какую картину вы увидели в музыке?
- Какие чувства и мысли вызвала у вас музыка?
- Какие изобразительные интонации передаёт музыка?
- Какое бы название дали этому произведению?
- Что общего между музыкой и картиной?
6.Работа в группах :
Люди творческих профессий, услышав о событии, прочитав о нём, представляют его каждый по своему, и своё видение отражают в картинах, музыке, стихах или рассказах. Вот и мы сегодня с вами будем писателями, музыкантами, поэтами и художниками.
1 Создайте в воображении картину шторма и напишите музыкальную
импровизацию, используя программу «House ejay».
2. Напишите синквейны на тему: шторм, буря.
3. Соедините из отдельных предложений рассказ:
На минуту воцаряется какая-то грозная тишина.
Море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху, водная метель с визгом летит над водою.
И вот вдали, под мутным мраком, изорванным молниями, белой стеной катится вал…
Ближе, ближе, близко – ударил!
Нет слов, нет звуков, чтоб выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана, встретившего препону; кажется, весь ад пирует и хохочет…
4.Передайте состояние моря, нарисовав картину шторма.
Показ работ учащихся, обсуждение, самооценка
7.Исполнение песни «Я рисую море»
- Чем отличается песня от музыкального произведения?
8. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Где эти знания вам могут пригодиться?
- Нужна ли нам музыка и живопись этих талантливых людей?
- Можно ли назвать музыку А. Вивальди современной, почему?
Вывод: Сегодня мы знакомились с образом моря в музыке и живописи, литературе море - это стихия природы, а музыка, как и живопись, может ярко изображать картины природы.
Наше морское путешествие мне бы хотелось завершить словами :
«Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрят на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а, ты, вечный король великанов, дышишь покойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей».
Это был т урок, построенный на основе сопоставления произведений разных видов искусств. Ребята одновременно учились воспринимать одно и то же явление природы - море - в художественном, музыкальном и литературном аспектах. Несмотря на высокую информативность урока, уровень заинтересованности учащихся очень высок, о чем свидетельствовали и активность учащихся на уроке, и нестандартные работы.
Ценность подобного рода уроков вижу в следующем:
во-первых, урок давал детям возможность соприкоснуться с шедеврами мировой музыки (А.Вивальди), искусства (живопись И.К.Айвазовского)
во-вторых, творческие задания развивают и речевой запас учащихся, и лексическую базу, расширяют мировосприятие ребенка, учат его облекать все мысленные и душевные движения в слова, музыку рисунки .
Такие уроки закладывают прочный фундамент в формирование гармонично развитой, целостной личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)
интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)...
Урок музыки "Образы русской духовной, светской музыки"
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной и светской музыки.Образовательная цель. Прикос...
Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Времена года в музыке,живописи,литературе".
Данный урок проходит 2 четверти ....
Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи
Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...
Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)
Данный урок объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...
Открытый урок Изобразительные средства музыки,живописи и литературы
Урок позволит обогатить слуховой багаж учащихся произведениями изучающимися в курсе музыкальной литературы, научит вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности...
Презентация к уроку "Изобразительные средства музыки,живописи и литературы"
Презентация посвящена взаимодействию музыки ,живописи и литературы В литературе, музыке и живописи весь мир отражается в художественных образах с помощью выразительных средств. В словах, которые опред...