Открытый урок Изобразительные средства музыки,живописи и литературы
план-конспект урока по теме

Сейтасанова Ирина Николаевна

Урок позволит обогатить слуховой багаж учащихся произведениями изучающимися в курсе музыкальной литературы, научит вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации в музыке и через нее видеть картины природы, движение, пространства, душевные переживания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Разработка урока

по музыкальной литературе (1год обучения)

 «Изобразительные средства музыки, литературы и живописи»

                                                             Подготовила: преподаватель

музыкально-теоретических  дисциплин

                                            Сейтасанова И.Н.

п.Красногвардейский

2017г

Цель урока

  • выявить единство выразительных средств в музыке, литературе, изобразительном искусстве. 
  • Использование информационно-коммуникативных технологий (презентации) как средство повышения интеллектуальной активности учащихся.

Задачи урока:

  • Знакомить учащихся с образцами мировой музыкальной культуры, средствами музыкальной выразительности.
  • Способствовать развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображения.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
  •                                                              Ход урока

1 слайд

Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада снова вас приветствовать в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы с вами будем говорить о произведениях искусства.

- А какие виды искусств вам известны?  (музыка, живопись, литература, фотография архитектура, кино, театр)

2 слайд

(по щелчку появление объектов)

- Что такое литература? (стихотворения, рассказы, сказки, повести)

- Что необходимо для создания литературных произведений? (слова)

- Что такое живопись?  (это картины)

- Какие жанры живописи вам известны? (пейзаж, потрет, натюрморт) 

- Чем их рисуют? (карандашами, фломастерами, красками, углём)

- Итак, поэт рисует словом, художник – красками.

- А знаете ли вы, что рисовать можно музыкой?  

- Для этого композитор использует звук. В музыке есть даже такое слово - звукоизобразительность.

- Как вы думаете, что оно обозначает? (звукоизобразительность - это звук + изображение)

3 слайд

(по щелчку анимация объектов)

- Изображение звука или изображение с помощью звука?

- Что можно изобразить звуком? (звуки природы, настроение, чувства)

- Сегодня нам с вами предстоит увидеть и сравнить эти  виды искусства, и их изобразительные средства.

4 слайд

(анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку)

Птичка

Яков Полонский

Пахнет полем воздух чистый...
В безмятежной тишине
Песни птички голосистой
Раздаются в вышине.

Есть у ней своя подруга,
Есть у ней приют ночной,
Средь некошеного луга,
Под росистою травой.

В небесах, но не для неба,
Вся полна живых забот,
Для земли, не ради хлеба,
Птичка весело поет.

Внемля ей, невольно стыдно
И досадно, что порой
Сердцу гордому завидна
Доля птички полевой!

- О чём хотел рассказать нам поэт?

- Какие слова он для этого использовал?

- Послушайте, как композитор Сергей Прокофьев изобразил пение птицы.

С. Прокофьев «Птичка»

- Какое настроение передали вам звуки музыки? Что вы услышали? Что представили?

- Один французский композитор, его звали Мессиан, очень любил птиц и хорошо их различал. Он написал своеобразное произведение – огромный оркестр подражал пению птиц. Самых разных – можно было услышать кукушку, соловья, жаворонка – и ещё около 20 птиц! Для этого он часами ходил по лесам и полям с нотной тетрадкой и записывал услышанное. Эксперимент удался - во время концерта у слушателей создавалось полное впечатление, что они пришли утром в лес.

- Попробуйте угадать, какая птица здесь изображена.

Л. К. Дакен «Кукушка»

5 слайд

(воспроизведение звукового файла по щелчку, появление объектов по щелчку)

- Как вы догадались? Какие звуки вы услышали?

- А как изобразить природное явление, например – дождь? Или метель?

- Как бы вы изобразили бурю?

- Наверно, нужны специальные инструменты, которые  могут завывать подобно ветру, стучать как дождь.

 - Музыка должна быть быстрой или медленной?

- Послушайте, как описывает бурю С. Есенин.

6 слайд

(воспроизведение звукового файла по щелчку, анимация объектов по щелчку)

Буря

С. Есенин

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль...

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль...

Плачет у окошка пасмурная буря,

Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,

И качают ветки, голову понуря,

И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...

А вдали, чернея, выползают тучи,

И ревет сердито грозная река,

Подымают брызги водяные кручи,

Словно мечет землю сильная рука. 

 - Какие слова передают нам приближение бури?

- А вот как звучит произведение А. Вивальди с тем же названием.

А. Вивальди  «Буря»

- Это картина И. А. Айвазовского «Буря на море».

- Какие краски использовал художник?

- Похоже, ли изображение бури в этих видах искусства: литературе, живописи, музыке?

- Чем?

- Музыка может изобразить и хорошую погоду.

- Например – лунный свет летней ночью. Попробуйте закрыть глаза и представить эту картину – светлая лунная ночь, лёгкий ветерок.

- Вот так изображает Лунную ночь М. Иваненко.

- А это И. А. Айвазовский «Лунная ночь».

7 слайд

(анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку)

Лунной ночи сияние

 Владислав Крапивин

Дремлют в светлом лунном небе

Перья облаков,

Под луною снег искрится

Стайкой огоньков.

 

Вдалеке дрожит в окошке

Жёлтый свет огня.

Спит земля в сияньи ночи —

Голубого дня.

Резкий лунный свет струится

В комнату мне из окна,

Голубой квадрат ложится

На пол. В доме тишина.

 

Дом заснул, лишь мне не спится,

Сон бежит от меня.

Хорошо сиянье ночи —

Голубого дня.

К. А. Дебюсси «Лунный свет»

- С помощью музыки можно изобразить даже характер человека, его чувства, переживания.

- Как вы думаете это можно сделать?

- Знаете сказки «Тысячи и одной ночи»? Там был грозный шах, который казнил девушек, и прекрасная Шехерезада, которая знала столько сказок, что шах передумал её казнить. Послушайте внимательно музыку, и вы легко узнаете, где жестокий шах, а где Шехерезада.

8 слайд

(анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку)

Н. А. Римский-Корсаков  «Шехерезада»

- А теперь загадка. Послушайте музыкальный фрагмент, и догадайтесь, что изобразил композитор.

9 слайд

(анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку)

Э. Григ «Утро»

 

- Что вы услышали?

- Какая музыка: тревожная, спокойная, грустная?

- Если представить картину, то, что на ней должно быть изображено: пейзаж, портрет, натюрморт?

- А можно догадаться какое время года, время суток?

- Где происходит действие: в лесу, в поле, на лугу, на реке?

- А может быть, вы догадаетесь о названии музыкального произведения по картине И.И. Шишкина?

- Вы почти отгадали название произведения – «Утро».

- Что изобразили в своих произведениях художник и композитор?

- Какое настроение вам передалось?

- А вот как изображает утро поэт И.С. Никитин.

Утро

И.С. Никитин

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
    Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
    От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
    Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
    С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
    Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
    Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
    А восток все горит, разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
    И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит.
    За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
    Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет - песню поет,
    По плечу молодцу все тяжелое...
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
    Здравствуй, солнце да утро веселое!

- Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте подведём итог.

- Как изображают одни и те же явление, предметы художник, поэт и композитор?

- Чем же различаются их произведения? (средствами, которые используют)

- Что такое звукоизобразительность?

- Как вы думаете, а нарисовать музыку или описать её словами можно?

- Сейчас вы послушаете произведение Э. Грига (в исполнении композитора). Подумайте, кого изобразил композитор? (название детям неизвестно)

Э. Григ «Бабочка»

 - Попробуйте дома нарисовать того, кого изобразил Григ.

- А в следующую наше встречу мы посмотрим, верно ли вы поняли звуки музыки или нет.

- До новых встреч!

Литература

http://www.razumniki.ru/stihi_pro_ptic.html

http://esenin.biografy.ru/stih-012.php

http://www.rusf.ru/vk/stihi/tom_1/1_27.htm

http://www.fplib.ru/children/nikitinis/utrom


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок изобразительного искусства "Работа в технике граттаж"

Открытый урок в 5 классе по теме "Работа в технике Граттаж"...

Открытый урок изобразительного искусства в 3 -а классе.

Открытый урок изобразительного искусства в 3 -а классе.Дата: 27 января 2014 года.Тема четверти: Художник и зрелищеТема урока: Театральная маскаТип урока: комбинированный...

открытый урок "Изобразительно-выразительные средства языка"(Подготовка к ГИА)

Систематизация знаний о изобразительно-выразительных средствах языка,отработка задания А3,подготовка обучающихся к экзамену....

Открытый урок изобразительного искусства Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства. «Открытка. 9 мая – День Победы!»

·        Познакомить с особенностями создания открытки. Научить выполнять открытку, используя различные материалы....

Презентация к уроку "Изобразительные средства музыки,живописи и литературы"

Презентация посвящена взаимодействию музыки ,живописи и литературы В литературе, музыке и живописи весь мир отражается в художественных образах с помощью выразительных средств. В словах, которые опред...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...