Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности
статья по музыке

Бочкарева Оксана Сергеевна

Статья на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание детей в школе является частью государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Она направлена на сохранение непрерывности процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.

 Особое место в системе патриотического воспитания занимают уроки музыки и внеурочная деятельность, которые включают в себя комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: патриотического мировоззрения и патриотических чувств. Нужно понимать, что патриотизм – это не только любовь к своему государству своей родине. Патриотизм – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который поможет стать по-настоящему достойным человеком и гражданином своего общества. На уроках музыки и во внеурочной деятельность мы ищем новые формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения.  C начальной школы мы знакомимся с символикой нашего государства. Одной из форм работы является то, что каждый урок музыки в младших классах мы начинаем с пения гимна. Дети знают Гимн России, Гимн нашего города, понимая почему слова этих гимнов написаны на обложках школьных дневников.

Приоритетным направлением содержания программы по музыке с 1по 7 класс является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах, и находит своё отражение в таких темах, как «Россия - Родина моя», «Всю жизнь мою несу Родину в душе...», «О Росси петь, что стремиться в храм», «О подвигах, о доблести, о славе…» и других. Перед учениками раскрываются страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом, к петровским кантам, увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни советских и современных композиторов. Так же как и в советские времена одной из любимой песней детей является «С чего начинается Родина» (Буденовка). Кроме того, ребята слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, смотрят фрагменты из отечественных кинофильмов. Все это применимо к тому, что детям близко и знакомо. Например во время изучения кантаты С. Прокофьева «А. Невский», которая изначально была музыкой к одноименному кинофильму С. Эйзенштейна, снятому в 30-е годы прошлого века, мы говорим о том, что А. Невский также является покровителем нашего города со времен Петра,  об исторических местах нашего города, связанных с этим именем.  

Особое внимание уделяется изучению русской музыкальной культуры, прежде всего, фольклора. Как пример одной из форм работы в этом направлении приведу урок, который проходит в пятых классах. Разучиваем РНП «Во поле березка стояла», говорим о хороводах, русский праздниках и обрядовых действах. Во время работы на уроке дети узнают, что в финале 4 симфонии ПИЧ с помощью этой песни рисует картину русского праздника и использует ее как цитату.

Опыт показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства.

Если говорить о направлении организации работы во внеурочной деятельности, то сюда можно отнести подготовку к мероприятиям; фестивали; конкурсы; смотры строя и песни. С большим удовольствием дети участвуют в концертах и культурно-массовых мероприятия гражданско-патриотической направленности. Традиционными стали выступления на Дне выборов, дне открытых дверей, праздниках, связанных со Снятием Блокады,  Победой во второй мировой войне,  конкурсы строя и песни и многие другие.

В нашей школе есть вокальный коллектив, где число участников ежегодно пополняется. Музыкальный репертуар, исполняемый детьми широк и разнообразен. Он включает в себя не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов. Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения: наши дети участвуют в различных концертных программах, занимают призовые места в районных, городских и международных конкурсах и фестивалях. Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.

Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части воспитания духовной культуры подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

Патиотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В статье освещены проблемы патриотического воспитания подростающего поколения, даются рекомендации по формированию чувств патриотизма...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, высоких нравственных и этических качеств, среди которых большое значение имеют формиро...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности.льности.

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего времени. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами и дедами....