«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
материал по музыке
Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего времени. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами и дедами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_mushchyki_i_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 16.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Великодная Н.С.
учитель музыки
КГУ «Средняя школа № 8
имени А.П.Гайдара»
Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего времени. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами и дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой самобытной культурой, обычаями и традициями казахского народа, музыкальным наследием. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного школьника. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно – ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей, литературой, музыкой, природой родного края способствует воспитанию истинного гражданина своей страны.
Патриотическое, духовно – нравственное развитие личности гражданина Казахстана является одним из ключевых факторов модернизации нашей страны. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, родине, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития Казахстана.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально психологические, мировоззренческие чувства, патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Музыка - это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития учащихся заключаются именно в музыке. Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.
Так, патриотическое воспитание на уроках музыки в школе осуществляется через:
- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
- введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов казахской музыкальной культуры «от родного порога»;
- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями, народными инструментами;
- знакомство с историей страны, символикой, историческим наследием;
- изучение основных жанров фольклорных сочинений;
- знакомство с культурой разных народов Казахстана, их традициями, обычаями, музыкой.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть не только творческой, но и глубоко патриотичной личностью. Быть примером высокого патриотизма перед своими учениками. Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Работая в этом направлении, необходимо уже с первого класса в детях закладывать основы патриотизма, нравственности и доброты.
Изумительное поэтическое и одухотворенное чувство Родины и родной природы присуще творчеству казахских, русских и зарубежных композиторов. Поэтому на песенном, музыкальном материале дети осознают понятие «родной край» в патриотическом аспекте, который предполагает не только любовь к родным местам, природе, но и любовь к родному народу, его культуре и традициям, любовь к родному языку. Созданный в школе вокальный класс является постоянным участником всех мероприятий. Учащиеся вокального класса с огромным чувством патриотизма исполняют песни на казахском и русском языках. Ежегодно принимают участие в городском конкурсе патриотической песни «Жас ұлан».
Воспитание патриотизма учащихся не ограничивается только уроками музыки. Оно продолжается и во внеклассной работе. В школе проводятся праздники: День Независимости РК, День Защитника Отечества, День Победы, День Государственной символики, где дети исполняют песни Казахстане, о Родине, о символах, об армии. Готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Афганистане, рассказы о службе в армии и т.д.
Вся работа по развитию и воспитанию патриотических чувств на уроках музыки и во внеклассной работе дает хорошие результаты:
- дети с интересом воспринимают материал;
- у учащихся появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество;
- уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились;
- развивается казахстанский патриотизм, духовность, любовь к Родине;
- воспитывается гражданская позиция, гражданственность.
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа, чтить традиции и знать историю своей земли. И важное место в этом принадлежит музыке, как самому понятному для всех и каждого языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школь...
Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"
Доклад "Патриотическое воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"...
Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности
Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которо...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"
Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Статья на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности"...