Гражданско-патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности.льности.
статья по физике на тему

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyazaharova_i.v.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Захарова Ирина Валентиновна,

Учитель физики  МАОУ Лицей,

Россия,

Московская обл,, г. Балашиха

Е-mail: zacharova_i@mail.ru 

Прогрессивное развитие России зависит от растущего поколения, являющегося в перспективе трудовым и экономическим потенциалом страны. Решая задачу государственной важности, школа должна способствовать воспитанию патриота и гражданина, понимающего путь развития страны и занимающего активную позицию в преобразованиях, происходящих в стране.

Каждый гражданин нашей страны мечтает видеть Россию свободной страной, сильной в политике и экономике. В свою очередь экономический рост невозможен без обеспечения технологического лидерства страны. Однако сегодня в образовании мы наблюдаем множество проблем: трудности в изучении естественно-математических дисциплин, низкий интерес к выбору технических специальностей, забвение и недооценка технических достижений своего народа. Поэтому реализацию целей и задач гражданско-патриотического воспитания необходимо осуществлять системно, используя как традиционно богатые возможности гуманитарных предметов, так и подходящий естественно-научный материал.

Для повышения эффективности и качества гражданско-патриотического воспитания и образования на уроках и во внеурочной деятельности по физике могут быть использованы в первую очередь исторические сведения о вкладе российских учёных в развитие науки, о технических изобретениях наших соотечественников, о традициях научных школ и центров нашей страны. Богатый материал этих направлений является источником для разработки и проведения внеурочных мероприятий, написания докладов и рефератов, выполнения исследовательских и проектных работ, выступлений с сообщениями перед одноклассниками.

Одной из форм организации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках физики и во внеурочной деятельности может быть социальное проектирование. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну.

В качестве примера приведу свой опыт организации работы учащихся над проектом «Запомни нас, небо!». Цель педагогического проекта состояла в том, чтобы с помощью примера жизни и деятельности выдающихся российских учёных, изобретателей, авиаконструкторов формировать в сознании учащихся гражданско-патриотические чувства, раскрывая исторические ценности России, в основе которых лежит потребность служить людям, укреплять мощь своей страны, жить и работать во благо Родины. Проект был призван изменить отношение детей к оценке достижений своей страны, повысить престиж естественно-математических дисциплин и технических специальностей, возбудить у учащихся стремление к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств.

Проект «Запомни нас, небо!»

Цель проекта: продолжить гражданско-патриотическое воспитание учащихся путём знакомства с вкладом российских учёных, конструкторов, предприятий г.о. Балашиха в развитие авиации России.

Задачи проекта:

  • Формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества.
  • Воспитание у детей уважения к научному труду, людям труда, научным, трудовым и военным достижениям российского народа.
  • Повышение интереса школьников к естественно-математическим дисциплинам.
  • Привлечение молодёжи к техническим специальностям, содействие профессиональному самоопределению.
  • Развитие навыков совместной и самостоятельной работы.

В рамка работы над проектом проводились следующие мероприятия: анкетирование, просмотр документальных фильмов серии студии «Крылья России», прослушивание песен Николая Анисимова, классные часы «Запомни нас, небо!», организация выставки «Авиация России», представление опыта на районном семинаре «Использование технологий социального проектирования».

Охват проекта:        Учащиеся 10А, 9Б

Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный

Цель: подготовка условий для реализации проекта

Задачи:

1. Знакомство с имеющимися ресурсами и материалами по выбранной тематике «Авиация России».

2. Изучение через анкетирование знания учащихся об истории авиации России, вкладе российских учёных, конструкторов, предприятий Г.о. Балашиха в развитие российского авиастроения.

3. Проведение организационной работы с учащимися для поисковой работы об истории авиации России.

4. Отбор, обсуждение и утверждение с учащимися материала, необходимого для реализации проекта.

5. Распределение обязанностей между учащимися.  

6. Анализ материально-технических и педагогических условий реализации проекта.

II этап: практический

Цель: реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся путём знакомства с вкладом российских учёных, конструкторов, предприятий Г.о. Балашиха в развитие авиации России.

Задачи:

1. Поиск, обработка и представление материала по выбранной тематике «Авиация России».

2. Организация просмотра серии документальных фильмов студии «Крылья России», прослушивание песен Николая Анисимова.

3. Разработка сценария классного часа «Запомни нас, небо!» (Приложение 1)

4. Создание презентации к классному часу «Запомни нас, небо!» (Приложение 2)

5. Проведение серии классных часов «Запомни нас, небо!» для учащихся других классов.

6. Создание и печать плакатов, представляющих информацию о выдающихся российских деятелях авиации.

7. Организация выставки плакатов.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

1. Обсуждение с учащимися результатов работы.

2. Проведение повторного анкетирования знаний учащихся об истории авиации России, вкладе российских учёных, конструкторов, предприятий Г.о. Балашиха в развитие российского авиастроения.

3. Анализ результатов анкетирования и реализации проекта.

 Работа над проектом позволила достичь определённых результатов:

1. Учащиеся получили новые знания об истории авиации в России, вкладе российских учёных, авиаконструкторов, предприятий Г.о. Балашиха в развитие российского авиастроения.

2. Возрос интерес к чтению материалов, просмотру документальных фильмов, новостных программ, где затрагиваются проблемы и достижения российской авиации.

3. Созданы условия для раскрытия творческого потенциала учащихся.

4. Повысились активность учебной и социальной деятельности учащихся, престиж естественно-математических дисциплин.

5. Более осознанно проявляются чувства причастности к историко-культурной общности российского народа, гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.

Список литературы:

  1. Анисимова Э. З. Гуманная педагогика. Социальное проектирование как одна из форм, направленных на становление гуманного образа жизни подрастающего поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 3. – С. 96–100.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское и патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочное время.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного ч...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках обществознания и во внеурочное время" - 2013 г.

Статья написана как итоговая работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

Статья "Формирование экологического воспитания на уроках физики и во внеурочное время"

21 марта - Всемирный день Земли. Этот праздник был провозглашен  Генеральным секретарем ООН в 1971 году и с тех пор отмечается ежегодно. Колокол Мира  с надписью " Да здравствует всеобщ...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности"...