Методическая разработка «Особенности преподавания учебного предмета «Музыка» в дистанционном формате»
методическая разработка по музыке

Шведова Елена Эдуардовна

Материал посвящён вопросам использования дистанционных образовательных технологий при преподавании предметов искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_distantsionnyh_tehnologiy.docx64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2083»

Образовательная площадка  «ЕРИНО»

Методическая разработка

учителя музыки Шведовой Е.Э.

«Особенности преподавания

учебного предмета «Музыка»

в дистанционном формате»

 

май 2021 учебный год

Использование дистанционных образовательных технологий

при преподавании предметов искусства

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от выбранной модели обучения, которая должна характеризовать образовательный процесс комплексно, отражая:  

  • особенности процесса взаимодействия участников (средства коммуникации и тип коммуникации);
  • используемые ресурсы;
  • способы достижения результата[1].

Рассмотрим данные аспекты применительно к модели смешанного обучения в условиях дистанционного обучения.

1. Особенности процесса взаимодействия участников в рамках дистанционного обучения

По средствам коммуникации в рамках дистанционного обучения наиболее эффективной выступает модель смешанного обучения. Эта модель объединяет модель кейс-технологии, строящуюся на самостоятельном изучении набора учебно-методических материалов, и модель сетевого обучения, основанную на использовании сети Интернет как для доставки учебных

материалов, так и для организации взаимодействия между участниками процесса обучения. Одним из проверенных в практике петербургских школ средств коммуникации в синхронном варианте выступает, например, платформа Zoom (платформа взаимодействия в формате видеоконференций).

В случае записи транслируемой конференции материал может отсматриваться детьми и в асинхронном режиме в удобное для детей время. Использование же, например, приложения «GoogleClassroom» или платформы «ЯКласс» обеспечивает необходимые условия для управления образовательным процессом и реализации асинхронного взаимодействия: размещения материалов, ссылок, заданий; получения обратной связи; осуществления контроля за своевременностью выполнения заданий и успеваемостью.

По типу коммуникации выделяют такие варианты взаимодействия, как самообучение, при котором обучаемый непосредственно взаимодействует только с образовательными ресурсами; индивидуализированное обучение, подразумевающее взаимодействие обучаемого с образовательными ресурсами и с педагогом; групповое обучение, основанное на взаимодействии всех участников образовательного процесса[2].  

В условиях дистанционного формата обучения в контексте освоения программы учебного предмета «Музыка» наиболее оптимальным будет сочетание всех типов коммуникации в логике «перевернутого класса». Данный тип организации обучения подразумевает «перевернутый» характер освоения учебного материала: дети самостоятельно «дома» осваивают новый материал, а в «классе» в совместном взаимодействии закрепляют его, уточняя детали пройденного вместе с педагогом. Особенно такой формат взаимодействия оказывается удобным при организации музыкально-слушательской деятельности:

  • первый этап работы организуется в асинхронном режиме off-line по типу самообучения: сначала учебный материал раздела (блока) УМК предоставляется детям для самостоятельного освоения (знакомство с материалом учебника, с презентациями по теме, с материалами, размещенными сайтах, на образовательных платформах); на этом же этапе учащимся предоставляется возможность непосредственного взаимодействия с текстами культуры – с музыкальными произведениями с целью последующего анализа заданных

учителем аспектов или художественного образа в целом;  

  • следующий этап работы реализуется по типу индивидуализированного обучения посредством инструктажа по выполнению заданий и организации обратной связи; инструктаж может быть организован on-line в виде непродолжительной видеоконференции или off-line в виде записанного заранее и размещенного в доступе вебинара; обратная связь может осуществляться в виде ответов учащихся на вопросы, размещенные, например, в Google-форме; также это могут быть работы по созданию собственного творческого продукта в рамках выполнения задания  на основе представленных для изучения произведений; на данном этапе педагог может вносить коррективы в деятельность каждого ученика с помощью комментариев по итогам проверки его выполненной работы и рекомендаций по устранению недочетов, опубликованных в Google-классе на соответствующей странице, где размещено задание;  
  • на заключительном этапе в синхронном режиме on-line в формате видеоконференции по типу группового обучения освоенная тема может подлежать заключительному фронтальному обзору, дискуссионному обсуждению и подведению итогов; здесь же может иметь место представление творческих работ, выполненных школьниками и размещенных, например, на виртуальных досках.

Таким образом, если спроецировать данные этапы на сетку часов согласно расписания, то получается, что первый «урок» в рамках раздела (блока) будет выстроен по типу самообучения, второй – по типу индивидуализированного обучения в формате непродолжительной

 видеоконференции с инструктажем по выполнению заданий, а третий – по типу группового обучения в формате видеоконференции с подведением итогов по освоенному разделу.

2. Используемые ресурсы

Смешанная модель обучения характеризуется многоканальностью охвата образовательных ресурсов. Поскольку педагогу в процессе дистанционного обучения необходимо, во-первых, создать условия для освоения учащимися нового содержания как в режиме off-line, так и в режиме on-line, во-вторых, обеспечить возможности творческой самореализации детей в рамках изучаемого предмета и, в-третьих, предусмотреть способы контроля освоения учебного содержания, с этих позиций и рассмотрим рекомендуемые образовательные ресурсы.  

Платформы для on-line взаимодействия – организации видеоконференций 

  • Zoom https://zoom.us/ – сервис поддерживает аудио и видеосвязь, обмен сообщениями и демонстрацию экрана с возможностью совместного использования; бесплатная версия позволяет проводить видеоконференции для 100 участников длительностью до 40 минут, но этого вполне достаточно для проведения занятий с детьми. Ссылка на обучающий вебинар по освоению платформы, организованный кафедрой культурологического образования СПб АППО: https://www.youtube.com/watch?v=rOhAXZrIs4Q&feature=youtu.be  
  • Pruffme – https://ru.pruffme.com/ – платформа для создания и проведения онлайн вебинаров, видеокурсов, тестов и опросов;
  • Proficonf –  https://proficonf.com/ru/  cервис групповой видеосвязи до 250 участников в HD-качестве; позволяет передавать файлы, демонстрировать видео, презентации, рисовать на виртуальной доске;
  • Mind – https://mind.com/  сервис для организации видеоконференций и on-lineуроков c высоким качеством видео, подключением неограниченного количества участников, легким в освоении пользовательским интерфейсом, наличием широких функциональных возможностей для организации виртуальных встреч. Онлайншкола Mind – это полноценная коммуникация с учениками в сочетании с периодическими опросами (тестами) и визуальным контролем;  
  • VideoMost – https://www.videomost.com/ – программный продукт для организации многоточечных Full HD видео конференций через браузер, клиентское приложение или Android/iOS в корпоративной сети или через Интернет. Функционал продукта включает мобильный мессенджер, средства совместной работы с документами, проведение голосований, Whiteboard и возможность простой и быстрой интеграции с электронным дневником и журналом. Позволяет проводить полноценное видеоинтерактивное дистанционное обучение.

 

Платформы для off-line взаимодействия.

 Электронные образовательные платформы 

Среди образовательных ресурсов, в которых осуществляется попытка объединения всех трех перечисленных возможностей, следует назвать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по предметной области «Искусство», где пока еще только формируется образовательный контент. К таким ЭОР сегодня можно отнести электронные платформы, создающие условия для реализации электронного обучения:  

Существенным недостатком представленного, на данный момент, контента этих порталов является несовпадение тем уроков с темами УМК, которые вошли в федеральный перечень. Содержание уроков поверхностно и мозаично, в них не просматривается единая смысловая линия,

сопряженная с темой, целью и задачами урока; преобладает форма подачи готового знания, что не соответствует требованиям ФГОС. Предложенные задания тестового характера, направленные на организацию самоконтроля, не всегда корректно сформулированы и не способствуют развитию музыкальности у обучающихся; они больше направлены на закрепление знаний. Задания творческого содержания весьма примитивны и сомнительны по педагогической целесообразности, так как не направлены на развитие музыкального мышления школьников. В результате, данные платформы пока не в состоянии полноценно, на качественном уровне обеспечить реализацию музыкально-образовательного процесса, поэтому их можно порекомендовать только в дополнение к освоению основного содержания учебного материала, представленного в УМК.

Ресурсы для освоения нового содержания 

Сетевое обучение позволяет значительно расширять образовательное пространство, поэтому в условиях дистанционного взаимодействия  логично его осуществлять посредством актуализации потенциала всех имеющихся сетевых ресурсов, в том числе с помощью телеобучения. Наиболее популярными и содержательными телеканалами в области музыкального образования являются:

  • телеканал «Радость моя» с циклом образовательных телепередач для детей школьного возраста «Академия занимательных искусств», где каждый выпуск посвящен какой-либо теме из

области музыкального искусства  

https://radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/ 

  • телеканал «Культура»  с циклами передач «Сати. Нескучная классика», «Абсолютный слух», «Билет в Большой», «Большой балет», «Большая опера», «Большой джаз», «Оркестр будущего», «Царская ложа», «Энигма», «Шедевры мирового музыкального театра», «Синяя птица», «Романтика романса», «Наноопера», «Жизнь замечательных людей»   https://tvkultura.ru/brand/ 

Обращение к телевизионным ресурсам в рамках дистанционного обучения также будет носить вспомогательный характер, поэтому от педагога потребуется осуществление отбора видеоматериала в контексте каждой конкретной изучаемой темы УМК.  

Большой популярностью в области изучения искусства пользуются культурнообразовательные Интернет-порталы, например:

На этих порталах также можно отбирать расширяющий предметное поле материал и предлагать для ознакомления мотивированным детям, проявляющим искренний неподдельный интерес к музыкальному искусству.

Большую культурно-просветительную работу в сети Интернет ведут всемирно известные учреждения культуры – концертные залы, оперные театры, музеи и т.д. В рамках изучения отдельных тем будет уместным организация виртуальных просмотров концертных выступлений или музыкально-театральных постановок на сайтах этих учреждений. Однако, чтобы эти просмотры имели образовательную направленность, они должны быть сопряжены с выполнением каких-либо заданий.  

В качестве примеров таких отечественных учреждений культуры можно назвать следующие:  

  • Большой театр: прямые трансляции оперных и балетных спектаклей и трансляции в записи http://media.bolshoi.ru/login  
  • Мариинский театр:  
  • Большой зал Московской консерватории: видеозаписи концертов и конкурсов https://www.youtube.com/user/MoscowConservatory 
  • Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича:
  • подкасты «В помощь слушателю»  

https://www.philharmonia.spb.ru/open/podcasts/help/ 

  • Санкт-Петербургская государственная академическая капелла:  

Сетевые ресурсы, предназначенные для создания опросов, тестов, викторин 

Выполнение тестовых заданий в увлекательной интерактивной электронной форме как один из способов организации самоконтроля и контроля становится незаменимым в условиях дистанционного обучения. В этой связи педагогу необходимо ознакомиться с сетевыми ресурсами, предоставляющими возможность составления тестовых заданий, и изучить их инструментарий, чтобы самому готовить тестовые задания учащимся под то содержание, которое имеет место в его работе в рамках УМК. Для этих целей можно посоветовать, например, следующие ресурсы:

  • Google-формы – часть офисного инструментария сервиса Google, позволяющее осуществлять контроль полученных знаний, умений. Это один из самых быстрых и простых

способов создать свой опрос или тест при наличии Google-аккаунта. Получившийся тест можно отправить обучающимся по электронной почте или встроить на свой сайт с помощью специального кода. Для ускорения работы рекомендуется добавить плагин Flubaroo — он автоматически проверяет ответы учеников и ставит оценки по заданным критериям. Формы совершенно бесплатны — для использования ресурса нужно только иметь аккаунт Google.

  • LearningApps.org – https://learningapps.org/ – электронный сервис, позволяющий составлять тесты-упражнения на классификацию, тесты-упражнения с

множественным выбором ответа и т.д.;  

  • Kahoot.it – https://kahoot.it/ – игровая обучающая платформа для создания тестов или викторин со множественным выбором ответов; позволяет подавать в формате опросов и тестов чуть ли не весь учебный материал. Сервис позволяет проследить, как отвечал на вопросы каждый обучающийся, или строить диаграммы успеваемости всего класса. Сами же ученики могут следить за своими результатами в специальных таблицах. Kahoot! бесплатен и полностью доступен после регистрации.
  • ClassMarker.com – https://www.classmarker.com/ – сервис, на котором можно делать опросы с разными форматами ответов, есть даже эссе. Для начала работы преподавателю нужно создать виртуальный класс и разослать пригласительные коды ученикам. ClassMarker хранит результаты всех проведенных тестов, ведя статистику успеваемости. Если у преподавателя есть собственная веб-страница, он может встраивать тестовые задания на нее. В бесплатном варианте ClassMarker позволяет создать не более 100 тестов.
  • Quizlet.com – https://quizlet.com/ru – при помощи этого бесплатного сервиса можно создавать тесты, где ученики будут выбирать верные ответы из предложенных, сопоставлять изображения и информацию или вписывать собственные варианты.

Quizlet поддерживает русский язык и работает на Android и iOS.  

  • Quizizz.com – https://quizizz.com/ – сервис содержит уже готовые викторины по искусству и позволяет создавать собственные тестовые задания;
  • Memrise.com – https://www.memrise.com/ru/courses/russian/music/ – сервис содержит уже готовые викторины по искусству и позволяет создавать собственные тестовые задания;
  • ProProfs.com – https://www.proprofs.com/ – позволяет составлять тесты на любой вкус — можно предложить на выбор один или несколько вариантов, попросить заполнить пропущенное слово или написать развернутый ответ. Сервис позволяет вставлять в задания текстовые документы и презентации, файлы PDF, а также изображения, аудио- и видеофайлы. Завершив работу над тестом, можно оставить его в общем доступе на сайте Proprofs или встроить на свою страницу. Хотя сервис бесплатный, возможности Proprofs расширяются в платных тарифах.

Сетевые ресурсы, обеспечивающие коллаборативное взаимодействие 

Современные веб-сервисы предоставляют огромные возможности для совместной (коллективной) работы учащихся как в школе, так и вне стен учебного кабинета. Эти ресурсы отлично подходят для совместной проектной деятельности. К ним относятся:

  • Офисный инструментарий сервиса Google:
  • Google-документы – с помощью этого приложения учащиеся могут выполнять коллективные работы с документами в режиме реального времени (совместно заполнять таблицы, составлять тексты и т.д.);
  • Google-презентации – приложение предназначено для коллективной работы по подготовке презентаций; 
  • Виртуальные доски объявлений: 
  • LinoIt.com – https://en.linoit.com/ – это бесплатный сервис, работающий в режиме web. Это виртуальная он-лайн доска для совместного использования; сервис позволяет размещать стикеры с необходимыми записями, картинки (фотографии), видео, ссылки на файлы различных форматов. Все объекты, размещенные на этой доске, могут редактировать не только еѐ создатели; можно предоставить доступ к доске всем обучающимся и работать коллективно;
  • Padlet.com – https://ru.padlet.com/ – виртуальная доска для размещения разного рода файлов; подходит для коллективного наполнения работами учащихся; - Popplet.com – https://www.popplet.com/ – виртуальная доска, на которой можно коллективно размещать файлы, выстраивая схемы, составляя «Ленты времени» и т.п.
  • Сервисы для создания «Лент времени»:
  • StoryMap JS – https://storymap.knightlab.com/ – бесплатный сервис, который позволяет создавать ленты событий с привязкой к картам Google Maps. Сервис рассматривается как инструмент для создания интерактивных карт, с его помощью можно делать афиши или представлять, например, биографию композитора; поддерживает фото, видео, ссылки; результат легко встроить на сайт или блог; можно загрузить пользовательскую карту, русифицировать кнопки и настроить значки для меток;
  • Tiki-Toki – https://www.tiki-toki.com/ – сервис, на котором ленты времени получаются емкими и объемными, потому что можно использовать фото, видео, аудио, зашивать ссылки; можно переключать режим с 2D на 3D, когда читатель двигается по хронологии в глубь экрана; можно  настраивать внешний вид всей ленты и отдельных таймпоинтов;
  • Sutori – https://www.sutori.com/ – представляет собой не горизонтальную, а вертикальную ленту времени; пользователь продвигается сверху вниз, нанизывая различные виды контента: это может быть текст, фото, видео или аудио с описанием, а также интересные факты, опросы, тесты или обсуждения. Временные промежутки настраиваются произвольно и зависят от того, в каком месте на вертикальной оси вы нажмете кнопку «плюс». Инструмент позволяет рассказывать различные медиаистории, но визуально проект будет выглядеть как основанный на хронологии. Полученный результат можно встроить в страницу сайта или блога, а также поделиться по ссылке в соцсетях.  

Объектами ленты времени могут стать жизненный и творческий путь известной личности, этапы развития стилистического направления, включающие упоминание персоналий, относящихся к данному стилю, жанры, развивающиеся в русле направления и  т.д. «Лента времени» является интерактивным мультимедийным приложением, так как проект может содержать текст, графические объекты, звуковые и видеофайлы, ссылки на ресурсы Интернета, что делает приложение интересным и полезным в работе с учащимися. Данный ресурс может быть позиционирован как энциклопедия и использован для поиска информации по выбранной теме. Возможность представления на экране одновременно нескольких лент позволит активно использовать сравнение, например, сопоставить музыку, живопись и литературу эпохи романтизма.

 

Сетевые ресурсы, позволяющие выполнять творческие задания 

К ресурсам, позволяющим выполнять школьникам творческие задания на основе полученных по предмету знаний, можно отнести следующие:

  • Ресурсы для составления кроссвордов online:
  • Программы для создания подкастов, видеороликов, интерактивного видео: - Аudacity – https://audacity-free.ru/ – программа-аудиоредактор для работы с музыкальными файлами: позволяет создавать проекты, совмещающие несколько звуковых файлов, а также дикторский текст; это инструмент для создания подкастов;

 Программа позволяет вырезать, встраивать удалять музыкальные фрагменты аудиофайлов;  

  • Movavi – https://www.movavi.ru/  – программа для работы с видео, аудио и фото, позволяющая создавать интерактивное видео;
  • Сlideo.com – https://clideo.com/ – ресурс для работы с видео (видео-редактор);
  • Программа для создания анимаций:
  • FotoMorph – https://en.softonic.com/windows/photography  бесплатная программа, предназначенная для создания анимационных фотографий из статических изображений. В процессе создания используется морфинг - специальная техника анимации, в которой одно изображение постепенно превращается в другое. 

Представленные ресурсы далеко не исчерпывают весь перечень возможного инструментария для организации обучения в увлекательной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Успех работы с этими ресурсами зависит от желания и готовности педагога освоить эти ресурсы и применить в своей педагогической практике.

3. Способы достижения результата (описание типов заданий)

Согласно ФГОС результаты обучения должны рассматриваться многоаспектно: как личностные, метапредметные и предметные. Чтобы обеспечить их достижение, нужно соответствующим образом планировать образовательный процесс.

Способы достижения личностных результатов 

Основная цель предмета «Музыка» в общеобразовательной школе в рамках предметной области «Искусство» – содействие формированию мировоззрения ребенка средствами музыкального искусства. Исходя из этого, принципиально важным является реализация культурологического подхода в преподавании музыки. Культурологический подход подразумевает освоение учащимися музыкального наследия как части мирового культурного наследия на уровне смыслополагания, т.е. на философском уровне осмысления художественных идей произведений.  

В таком контексте прослушивание музыкального произведения и анализ его художественного образа, осмысление, осознание и присвоение личностью школьника духовно-нравственных ценностей и ориентиров, которые на идейном уровне были заложены в музыкальных произведениях, – этот процесс и будет рассматриваться основным способом достижения личностных результатов. По итогам анализа музыкального произведения дети обогащаются новыми аспектами понимания мироустройства, человеческих отношений и т.д., что и способствует в конечном итоге формированию мировоззрения и становлению личности учащихся.  

Способы достижения метапредметных результатов 

Если рассматривать метапредметные результаты как формируемые УУД, то, учитывая их классификацию на регулятивные, познавательные и коммуникативные, нужно изначально проектировать задания таким образом, чтобы в деятельности учащихся имели место:

  • принятие учебной задачи, самостоятельное планирование действий по выполнению учебной задачи, включение в деятельность по выполнению учебной задачи, критическое осмысление результатов своей деятельности и коррекция ошибок;
  • интеллектуальная деятельность по освоению содержания учебного материала, т.е. работа с источниками информации, непосредственное взаимодействие с текстами культуры (литературными текстами, произведениями живописи, музыки) на уровне анализа, сравнения, сопоставления, соотнесения, классификации, выделения главного, синтеза, обобщения и т.д.;
  • коллаборативное взаимодействие в группе одноклассников при выполнении совместных работ.  

Способы достижения предметных результатов

Предметные результаты по предмету «Музыка» обычно срезаются:

  • в знании теории музыковедческого блока (нотной грамоты; средств музыкальной выразительности; музыкальных инструментов; исполнительских коллективов; музыковедческих терминов и понятий (музыкальных форм, жанров и стилей); имен выдающихся композиторов и исполнителей; мировых шедевров музыкального искусства и т.д.);
  • в умении включаться в музыкально-слушательскую деятельность (слушать и анализировать музыкальные произведения) и создавать собственные творческие работы на основе этой деятельности;
  • в навыках музыкально-исполнительской деятельности в рамках коллективного музицирования (хорового пения и элементарного инструментального музицирования).

 Учитывая, что личностные, метапредметные и предметные результаты обучения носят интегративный характер, рассмотрим примеры заданий, направленных на их комплексное достижение в условиях применения дистанционных образовательных технологий.

Примеры заданий, направленных на достижение результатов обучения 

При разработке заданий нужно учитывать возможности детей начальной и основной школы.  

  • Примеры типов заданий для учащихся начальной школы (1-4 классы)

С целью повышения мотивации детей младшего школьного возраста к освоению учебного материала и выполнению заданий в условиях дистанционного обучения, необходимо исключить банальные формы работы (переписывание конспектов, письменные ответы на вопросы в тетрадях и т.д.) и дать возможность ребятам погрузиться в мир музыки с помощью видео-контента и выполнения творческих заданий на сетевых ресурсах. К таким заданиям можно отнести:

  • выполнение несложных тренировочных on-line-тестовых заданий в увлекательной форме на закрепление терминов, понятий; на соотнесение прослушанного музыкального материала с жанровой основой, на сопоставление музыкальных произведений и произведений других видов искусств по эмоциональному фону и т.д. (например, на ресурсах LearningApps.org, Kahoot.it и т.д.);
  • разгадывание или составление on-line-кроссвордов на закрепление терминов (например, по нотной грамоте, по средствам музыкальной выразительности, по музыкальным жанрам и формам, по музыкальным инструментам и т.д.);
  • создание коллективного документа «Музыкальный словарик» с внесением в него изученных терминов и толкованием этих понятий (например, в Google-документах)
  • создание коллективного документа «Дневник музыкальных наблюдений», содержащего краткие эссе учащихся с анализом художественных образов музыкальных произведений по какому-либо разделу (например, в Googleдокументах);
  • размещение на виртуальной доске видеозаписи с исполнением детских попевок и песен под фонограмму или «плюсовку» и т.д.  
  • Примеры типов заданий для учащихся основной школы (5-8 классы)  

Приведенные примеры типов заданий, адресованные начальной школе, вполне могут применяться и в основной школе, однако этот список может быть дополнен примерами творческих заданий, обеспечивающих коллаборативное взаимодействие в группах и направленных на формирование указанных выше групп результатов. Здесь в пример можно привести творческие проектные работы с использованием ИК-технологий и применением ресурсов web 2.0 (редактируемый интернет)создание звукового коллажа на разные темы (например, «Галерея образов персонажей литературного произведения», «Многоликий Петербург» и т.д.) на основе ассоциативно подобранных фрагментов ранее изученных или новых музыкальных произведений;

  • создание видеороликов из коллекции картин, озвученных музыкальными произведениями соответствующего картинам образного строя по теме раздела УМК «Музыка и изобразительное искусство»;
  • подготовка музыкального лектория (цикла передач) на основе создания подкастов (например, о жизни и творчестве композиторов с подборкой их произведений в качестве звучащего фона; о многообразии музыкальных жанров классической и современной музыки; о художественных стилях и направлениях в области музыкального искусства с подборкой изученных музыкальных произведений в качестве звукового фона) для трансляции Школьной радиостанцией в рамках предметных недель Музыки;
  • создание красочных плакатов на электронных виртуальных досках с включенными текстовыми фрагментами, изображениями, аудио- и видеофрагментами, объединенных темой раздела УМК;
  • создание «Ленты времени» (например, посвященной жизненному и творческому пути композитора; посвященной становлению музыкальных жанров в разные музыкально-

исторические эпохи и т.д.);

  • составление каталога интернет-сайтов музыкальных театров и концертных залов Санкт-Петербурга и европейских стран, написание рецензий на эти сайты;
  • создание и ведение блогов от имени творческой личности (например, от имени композитора) «Если бы … вел дневник» и т.д;
  • ведение музыкальной страницы на сайте класса;

Несмотря на преобладание off-line коммуникации в условиях дистанционного обучения, все же актуальным для предмета «Музыка» остается живое общение on-line в рамках музыкально-слушательской и музыкально-исполнительской деятельности. Организация фасилитированных дискуссий в формате видеоконференций позволит обеспечить эту непосредственную коммуникацию по материалам прослушанных музыкальных произведений. При этом фасилитированная дискуссия разворачивается в логике подводящего диалога в технологии «Образ и мысль» и представляет собой анализ музыкального произведения по заданному алгоритму, заложенному в вопросах, с попыткой интерпретации художественного образа и его идейной направленности.

Что касается музыкально-исполнительской деятельности в практике on-line обучения (организация вокально-хоровой работы или освоение основ элементарного инструментального музицирования «с нуля»), то в этой области возможности сетевых ресурсов и по-настоящему образовательный эффект весьма сомнительны. Это объясняется необходимостью при обучении формирования мышечных ощущений вокального и игрового аппарата у школьников при освоении вокально-хоровых и исполнительских навыков, что по-настоящему возможно только при непосредственном контакте учителя и ученика. Однако, с целью удовлетворения творческих потребностей, учащихся в практическом музицировании, возможными являются задания с видеозаписью исполнения песен или партий шумовых инструментов, если ранее у учащихся был опыт вокально-хоровой работы или инструментального музицирования. В дальнейшем эти записи можно применить при реализации проектов «Виртуальный хор» или «Виртуальный оркестр».

 

Варианты контроля знаний при дистанционной форме обучения  

Среди современных методов организации контроля и оценивания образовательных результатов (знаний, умений, навыков, компетенций) дистанционному обучению, выстроенному по блочно-модульному типу, наиболее полно будет соответствовать рейтинговая накопительная система (РНС).  

Система оценивания по методике РНС включает инвариантную и вариативную части заданий, запланированных для учащихся на зачетный период (четверть/триместр). Инвариантная часть является обязательной для всех, поэтому только полное выполнение этой части заданий дает право на повышение результативности обучения посредством выполнения заданий вариативной части.

Обязательная часть обычно формируется в виде заданий, где оцениванию подлежит степень овладения знаниями и предметными компетенциями. В дистанционном обучении формами контроля предметных знаний и компетенций могут быть:  

  • on-line-тестирование с ограничением времени на выполнение тестовых заданий и без возможности повторного прохождения тестов;  
  • написание музыкальных on-line-викторин с ограничением времени на их выполнение и без возможности повторного написания;  
  • написание эссе в Google-документах с анализом художественного образа музыкальных произведений по заданному алгоритму;  
  • публикация на виртуальных досках видеозаписи исполнения песен под фонограмму или «плюсовую» запись;
  • публикации на виртуальных досках видеозаписи исполнения партий шумовых инструментов в партитурах.

 Вариативная часть позволяет обеспечивать зону ближайшего развития учащихся и выполняется по желанию. Она является накопительной, влияющей на промежуточный результат при оценивании, так как суммарно значительно добавляет баллы, способствуя повышению оценки, и может включать широкий спектр творческих заданий, стимулирующих познавательные потребности школьников и внутреннюю мотивацию к процессу обучения. Такими заданиями могут выступать задания с использованием ресурсов web 2.0: составление кроссвордов; подготовка мультимедийных проектов; вебквесты; подготовка on-line  концерта; создание блогов от имени композиторов, исполнителей; создание главы в коллективном документе по определенной теме; работа с Google-картой, «Лентой времени»; работа в программе Learning Apps.org; создание фильмов stop-motionи т.д.  

Формами контроля результатов обучения в творческих заданиях вариативной части могут быть:  

  • публикаций выполненных заданий, размещенных на виртуальных досках;
  • видеоконференции с презентацией и защитой творческих проектных работ;
  • on-line-концерты класса с исполнением песен, шумовых партитур;
  • аукцион театральных билетов, свидетельствующих о посещении филармонии, концертного зала и т.д.

Контрольное on-line-тестирование 

В соответствии со спецификой предмета «Музыка» задания в тестовой форме могут включать:

  • вопросы на выявление знаний теоретического блока по предмету в рамках программных требований;
  • практические задания на определение степени развитости музыкального мышления (слушание музыкальных произведений с целью анализа их музыкальных форм, средств выразительности в контексте выявления содержания и художественного образа произведения);
  • контрольные видеоматериалы на решение определенных ситуативных задач;
  • музыкальные викторины на выявление знаний программного музыкального материала;
  • задания творческого характера со свободно конструируемым ответом и т.д.

По итогам выполнения заданий в тестовой форме происходит комплексная проверка компетенций учащихся в различных видах музыкальной деятельности – информационно-познавательной, практической, творческой, которая обеспечивает учителю возможность всесторонней объективной оценки музыкальных учебных достижений школьников.

Формы тестов могут быть представлены двумя видами:

Задания закрытой формы – задания с представленными на выбор ответами, и

задания открытой формы – задания, предполагающие самостоятельный поиск ответа.

Задания закрытой формы классифицируются как:

  • задания с выбором ответа (задания с выбором одного правильного ответа; задания с выбором множества правильных ответов);
  • задания на установление соответствия;
  • задания на установление правильной последовательности.

Задания закрытой формы подразумевают конкретные ответы, поэтому каждый правильный ответ дает 1 балл, и, соответственно, по количеству заданий определяется максимально возможное количество баллов.

Задания открытой формы также могут подразделяться в виде:

  • заданий на дополнение с ограничениями на ответ;
  • заданий со свободно конструируемым ответом.

В таких заданиях критериями оценивания должны быть:

  • логическая выстроенность рассуждений;
  • содержательность ответа по количеству озвученных позиций;

 аргументированность ответа.  

При этом каждый из указанных критериев может иметь стоимость в виде «вилки» от одного до нескольких баллов в зависимости от сложности задания и оригинальности ответа.

Контрольные on-line-викторины 

По форме данный тип задания напоминает тестирование на предмет знания музыкальных произведений и их авторов, выявления способности ориентироваться на слух в музыкальных тембрах инструментов. Викторина может быть организована по типу как закрытой, так и открытой формы. Оценивание осуществляется по тем же параметрам – правильность и полнота ответа. Каждая позиция ответа оценивается заранее определенным количеством баллов.

Написание эссе 

Этот тип задания направлен на развитие мыслительной деятельности учащихся. Умение думать, размышлять - один из важнейших метапредметных результатов школьного образования. На уроках музыки этот вид деятельности может выстраиваться на художественном анализе прослушанных музыкальных произведений, на выражении своего отношения к творчеству композитора, на сопоставлении произведении разных видов искусств и раскрытии замысла этих произведений и т.д.

Оценивание эссе сопровождается определенными затруднениями: какими баллами оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни. Очень трудно определить с точки зрения оценки как ребенок чувствует музыку. Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до пяти баллов.  

Наиболее уместными критериями оценивания эссе представляются критерии, применяемые к тестовым заданиям со свободно конструируемым ответом, которые были приведены выше. Исполнение песен 

При оценивании должны учитываться техническая и художественная стороны исполнения произведения.

Техническая сторона включает:

  • уверенное знание текста песни;
  • четкое артикуляционное произношение;
  • правильное звукообразование;
  • владение разными видами дыхания (опорное, цепное);
  • чистота интонирования (чувство строя и ансамбля);
  • ритмическая точность исполнения;
  •  соблюдение динамических нюансов.

Художественная сторона включает эмоциональность исполнения в соответствии с характером произведения, умение артистично подать образ.

Учитывая разные музыкальные способности учащихся, следует провести предварительное выявление музыкальных данных каждого школьника, чтобы в дальнейшем объективно подходить к оцениванию вокальных возможностей детей. В данном виде деятельности целесообразно оценивать старание, активную позицию ребенка в работе над произведением, умение слышать и выполнять требования учителя.  

Фиксировать результаты оценивания можно с помощью таблицы, в которой по вертикали (с левой стороны) обозначаются предъявляемые требования к исполнению, а по горизонтали вводятся критерии от 0 до 3 баллов с пояснениями:

  • 0 баллов – требование не выполняется (отметка «2»);
  • 1 балл – требование выполняется частично, нет осознанного отношения к выполнению требования (отметка «3»);
  • 2 балла – присутствует осознанное отношение к работе, но требование выполняется

частично (отметка «4»);

  • 3 балла – осознанное включение в работу, требование выполняется (отметка «5»).

Далее приводится соотнесение оценки с количеством полученных баллов.

Оценивание заданий вариативной части 

Оценивание заданий вариативной части так же должно происходить по заранее отработанным критериям.  

Кроссворд может оцениваться по количеству включенных в него позиций, по корректности формулировок и по оригинальности формы.

Презентации могут оцениваться по уровню сложности выбранной программы, по емкости и краткости содержания, по качеству иллюстрирования, по оригинальности подачи материала.

Выполнение заданий с использованием ресурсов web 2.0 представлены в широком разнообразии, соответственно и критерии оценивания также могут быть достаточно многочисленны. Самые очевидные критерии – это оригинальность воплощения, актуальность содержания с позиции соответствия теме раздела, сложность выполнения. Остальные критерии будут носить частный характер, учитывая специфику задания (качество звучания, соответствие содержания и формы и т.д.).

Аукцион театральных билетов – форма работы, направленная на повышение мотивации школьников к посещению концертов, оперных представлений, балетов и т.д. Оценивание такого участия школьника должно происходить на максимально высоких баллах, так как подобная включенность в мир искусства оказывает максимальное эмоциональное воздействие, вводит в атмосферу произведения. Критерием оценивания могут выступать количество посещений и эмоциональный отклик учащегося, оформленный в виде устного сообщения по итогам просмотра и прослушивания произведений. Форма аукциона призвана придать игровой характер состязательности между его участниками.

РНС характеризуется эмоционально-положительной направленностью, так как способствует стимулированию интереса учащихся к занятиям, воспитывает волю к самоорганизации учебной деятельности, что имеет первостепенное значение в дистанционном обучении, и предоставляет возможность выстраивания собственных образовательных стратегий по принципу избыточности.

В заключение всего изложенного следует отметить, что представленные варианты организации взаимодействия участников образовательного процесса (модель смешанного обучения, формат перевернутого класса) в условиях дистанционного обучения и формы заданий для учащихся будут соответствовать требованиям ФГОС, так как будут носить творческий характер и позволят обеспечить деятельностный подход при освоении учебного материала по предмету «Музыка».

 

 

 Источник: Интернет


[1] Галяев В.С., Гасанова З.А. О классификации моделей дистанционного обучения. https://cyberleninka.ru/article/n/o-klassifikatsii-modeley-distantsionnogo-obucheniya/viewer (дата обращения 08.07.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

"Музыка Антонио Вивальди - на все времена." Методическая разработка урока по предмету музыка для учащихся 6 классов

Главная задача: Выявить особенности струнной музыки Вивальди (жанровые и стилистические); раскрытие эмоционального и чувственного мира музыки Вивальди ; а также общих особенностей между музыкой Виваль...

Методическая разработка урока по предмету "Музыка и движение" по теме "Музыкальная теория: быстро и медленно".

Методическая разработка урока по предмету "Музыка и движение" для 9 класса "особый ребенок". Тема урока "Музыкальная теория: быстро и медленно"....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Преподавание предмета "Технология" в дистанционном формате.

Материал рассказывет о методических находках и решениях преподавания предмета "Технология" в дистанционном формате мною и моим коллегой.А также поднимает ряд вопросов, связанных с таким форм...