Методическая разработка урока по предмету "Музыка и движение" по теме "Музыкальная теория: быстро и медленно".
методическая разработка по музыке (9 класс)

Ольга Александровна Козлова

Методическая разработка урока по предмету "Музыка и движение" для 9 класса "особый ребенок". Тема урока "Музыкальная теория: быстро и медленно".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету

«Музыка и движение»

для 9 класса «особый ребёнок» по теме

«Музыкальная теория: быстро и медленно»

                                                                                                              Козлова О.А. учитель класса «особый ребенок»

                                                                                             ГБОУ школа № 25                                                                                                  

Петроградского района С-Петербурга

Пояснительная записка

Целевая аудитория: в классе обучается 4 ученика, из них два мальчика и две девочки. Возраст учащихся составлял от 13 до 17  лет.

Все учащиеся имеют тяжелые и множественные нарушения развития: двигательные нарушения (ДЦП различной степени), тяжелые нарушения речи (практически полное ее отсутствие), не грубые нарушения зрения, расстройства эмоционально-волевой сферы. У всех учеников диагностирована тяжелая умственная отсталость.

Учитывая психофизические особенности учащихся, класс возможно разделить на две группы. В первую группу входят два ученика, Алексей Л. и Елена Т. Дети имеют сходные интеллектуальные возможности и способность самостоятельного удерживать в руках  предметы (ладонный захват) и произвольно выпускать их из рук. Это позволяет им выполнять некоторые задания полностью самостоятельно (например, такие как перекладывание и сортировка предметов). Во вторую группу входят два ученика –  Максим Б. и Надия Б. Учащиеся данной группы отличаются сниженной двигательной активностью. Практически все задания на мелкую и крупную моторику они выполняют с физической помощью взрослого - способом «рука в руке». Однако, можно говорить о более высоком интеллектуальном потенциале у Максима Б., что позволяет ему осуществлять выбор из большего количества предметов или графических символов.

Учет психофизических особенностей учащихся этих групп позволяет не только организовывать уроки с учетом зон актуального и ближайшего развития каждого учащегося, но и подбирать специфические задания для организации контроля усвоения знаний, умений и навыков обучающимися.

ФИО УЧИТЕЛЯ

Козлова Ольга Александровна

ДАТА

23 января 2020 г.

ПРЕДМЕТ

Музыка и движение

КЛАСС

9 "Г"

Фамилия, имя

ученика индивидуального обучения

ТЕМА

Музыкальная теория: быстро и медленно

ТИП УРОКА

закрепление знаний

ЦЕЛЬ

Формирование у обучающихся представлений о быстром и медленном темпе музыки.

ЗАДАЧИ

образовательные

Повторить

понятия быстро и медленно

Закрепить

знание графических символов, обозначающих быстро и медленно

Учить

соотносить понятия движения (человека\животного) и темп музыки

коррекционно-развивающие

Развивать

умение выполнять движения под музыку в разном темпе

Тренировать

психо-эмоциональную саморегуляцию

воспитательные

Воспитывать

интерес к музыке.

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ФИ ученика

БУД

1. Бородин Максим

4.1. Выполняет задание

4.1.2. от начала до конца

3.3. Выполняет инструкции педагога

3.3.2. при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно)

2. Лебедев Алексай

3.3. Выполняет инструкции педагога

3.3.2. при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно)

4.1. Выполняет задание

4.1.1. в течение определенного периода времени

3.2. Смотрит

3.2.2. на выполняемое задание

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ФИ ученика

ПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Бородин Максим

Знает и соотносит с графическими символами термины быстрый и медленный темп музыки.

Выполняет с физической помощью движения в соответствии с темпом музыки.

2. Лебедев Алексей

Знает и соотносит с графическими символами термины быстрый и медленный темп музыки.

Выполняет с физической помощью движения в соответствии с темпом музыки.

Проявляет способности к саморегуляции (контроль эмоций)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Движение/темп, быстро/ медленно. Заяц/улитка.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Дидактический материал

Графические символы (быстро\медленно).

Вспомогательное оборудование и инвентарь

ПК, проектор, музыкальные инструменты (бубенчики, маракасы, тарелки, трещотки).

Дидактический материал

Фрагменты аудио и видео записей музыкальных произведений в разном темпе.

ХОД УРОКА

СТРУКТУРА УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА

МЕТОДЫ РАБОТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

учителя

ученика

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Позиционирование

Словесные: беседа

Учитель проверяет насколько удобно сидят ученики. Предлагает выпрямить спину, поднять голову.

Привлекает внимание к взрослым, находящимся в классе. Предлагает поздороваться.

Начинается урок.

Ученики принимают удобную позицию.

Ученики здороваются жестом.

Ученик звенит в колокольчик.

МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

Создание условий для вовлечения в учебную деятельность

Словесные: беседа

1.Учитель предъявляет графические символы и рассказывает короткую история о зайце и улитке, которые очень любили гулять, но делали это по разному. Предлагает пойти с каждым из них на прогулку и вспомнить, в чем же разница.

Ученики слушают и показывают героев рассказа на изображении.

Создание условий для вовлечения в учебную деятельность

Практические: пассивные упражнения

2. Учитель предлагает выбрать героя и исполняет короткие песенки-упражнения в соответствующем ему (заяц\улитка) темпе, иллюстрируя движения тактильным воздействием

Ученики выбирают графический символ, слушают и воспринимают упражнение.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Применение полученных знаний при выполнении упражнений/решении задач

Практические: упражнения с поддержкой

1.Учитель предлагает выбрать инструменты и вместе поиграть под музыку с изменяющимся темпом.

(Раздел: быстро\медленно)

Ученики выбирают инструменты и играют быстро\медленно с физической помощью в соответствии с темпом музыки

Побуждение к совершению определённых действий

Интеграция наглядного, практического и словесного методов

2. Учитель предлагает посмотреть видеозапись танца, выбрать темп музыки и повторить движения, которые делают танцоры.

(Раздел: быстро)

Ученики просматривают клип и по возможности повторяют движения танцоров.

Динамическая пауза

Наглядные: наблюдение

3. Учитель включает видео запись и после прослушивания просит показать темп прослушанного фрагмента

(Раздел: медленно)

Ученики прослушивают фрагмент и показывают темп на графическом символе.

Побуждение к совершению определённых действий

Интеграция наглядного, практического и словесного методов

4. Учитель возвращается к рассказу про зайца и улитку и спрашивает, с кем на прогулку пойдут дети: под быструю музыку с зайчиком или медленную с улиткой?

Предлагает взять с собой музыкальные инструменты.

(Раздел: быстро)

Дети выбирают героя, указывая на графическом символе. Выбирают инструменты и играют под музыку.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

Обобщение сведений, краткое повторение материала

Интеграция наглядного, практического и словесного методов

Урок заканчивается, учитель повторяет задания, выполненные на уроке:

- погуляли с улиткой и зайчиком

- поиграли вместе на музыкальных инструментах в разном темпе;

- посмотрели быстрый танец и потанцевали;

- послушали медленную музыку,

- исполнили быстрый танец с оркестром.

Учитель спрашивает, музыка в каком темпе ученикам больше нравится.

Ученики смотрят и слушают.

 

Отвечают на вопрос выбором графического символа или вокализациями.

ИТОГОВЫЙ БЛОК

Оценивание учебной деятельности учащихся

Словесные: беседа

Учитель оценивает деятельность учеников, предлагает закончить урок и попрощаться.

Ученики слушают. Один из учеников звонит в колокольчик. Прощаются жестом руки.

Приложение.

Библиография:

Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг / Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, М.Г. Попова. – М.:Тервинф, 2008.

Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. – М.; Теревинф, 2004.

Ф.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Санкт-Петербург, «Музыкальная палитра», 2012.

Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000.

Даг Гудкин. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / М.:Классика-ХХI, 2013.

Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию / Пер с нем., - СПб.: Питер, 2003.

Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребёнком: взгляд нейропсихолога. / М.: Теревинф, 2013.

Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей / Пер с англ., М. Тервинф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Основы теории вероятности"

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия для студентов 2 курса обучения по теме «Основные понятия теории вероятности». Разработка  составлена в соответствии с р...

Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме "Элементы теории вероятностей" (11 класс, ФГОС)

Представлены план-конспект урока, встроенный в технологическую карту, и презентация к уроку...

Методическая разработка урока ритмики с использованием ИКТ тема "Медленный вальс" в 5 классе.

Метадическая разработка урока ритмики с использованием ИКТ  5 класс.Тема: "медленный вальс"...

Методическая разработка урока по физике по теме "Основы теории относительности"

Цель урока: раскрыть содержание постулатов специальной теории относительности.Задачи:Образовательные: повторить принцип относительности Галилея и основные положения электродинамики Максвелла...

Методическая разработка учителя физической культуры. Спортивные игры. Баскетбол. "Нападение быстрым прорывом"

Баскетбол – спортивная команда с мячом, цель которой забросить мяч в корзину соперника. История игры уходит не так далеко в прошлое. Основатель игры (1891 г.) молодой преподаватель из Соединенны...

Методическая разработка урока «Быстрый прорыв в «тройках» с сопротивлением защитника»

Предложен материал урока по баскетболу для 9 класса. В конспекте показано примерное решение двух главных задач в игре в баскетбол: как перевести мяч на половину площадки противника и организовать непо...

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....