Методическая разработка урока по предмету "Музыка и движение" по теме "Музыкальная теория: быстро и медленно".
методическая разработка по музыке (9 класс)
Методическая разработка урока по предмету "Музыка и движение" для 9 класса "особый ребенок". Тема урока "Музыкальная теория: быстро и медленно".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_uroka_muzykalnaya_teoriya._bystro_i_medlenno.docx | 41.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету
«Музыка и движение»
для 9 класса «особый ребёнок» по теме
«Музыкальная теория: быстро и медленно»
Козлова О.А. учитель класса «особый ребенок»
ГБОУ школа № 25
Петроградского района С-Петербурга
Пояснительная записка
Целевая аудитория: в классе обучается 4 ученика, из них два мальчика и две девочки. Возраст учащихся составлял от 13 до 17 лет.
Все учащиеся имеют тяжелые и множественные нарушения развития: двигательные нарушения (ДЦП различной степени), тяжелые нарушения речи (практически полное ее отсутствие), не грубые нарушения зрения, расстройства эмоционально-волевой сферы. У всех учеников диагностирована тяжелая умственная отсталость.
Учитывая психофизические особенности учащихся, класс возможно разделить на две группы. В первую группу входят два ученика, Алексей Л. и Елена Т. Дети имеют сходные интеллектуальные возможности и способность самостоятельного удерживать в руках предметы (ладонный захват) и произвольно выпускать их из рук. Это позволяет им выполнять некоторые задания полностью самостоятельно (например, такие как перекладывание и сортировка предметов). Во вторую группу входят два ученика – Максим Б. и Надия Б. Учащиеся данной группы отличаются сниженной двигательной активностью. Практически все задания на мелкую и крупную моторику они выполняют с физической помощью взрослого - способом «рука в руке». Однако, можно говорить о более высоком интеллектуальном потенциале у Максима Б., что позволяет ему осуществлять выбор из большего количества предметов или графических символов.
Учет психофизических особенностей учащихся этих групп позволяет не только организовывать уроки с учетом зон актуального и ближайшего развития каждого учащегося, но и подбирать специфические задания для организации контроля усвоения знаний, умений и навыков обучающимися.
ФИО УЧИТЕЛЯ | Козлова Ольга Александровна | ДАТА | 23 января 2020 г. | ||
ПРЕДМЕТ | Музыка и движение | ||||
КЛАСС | 9 "Г" | Фамилия, имя ученика индивидуального обучения | |||
ТЕМА | Музыкальная теория: быстро и медленно | ||||
ТИП УРОКА | закрепление знаний | ||||
ЦЕЛЬ | Формирование у обучающихся представлений о быстром и медленном темпе музыки. | ||||
ЗАДАЧИ | |||||
образовательные | Повторить | понятия быстро и медленно | |||
Закрепить | знание графических символов, обозначающих быстро и медленно | ||||
Учить | соотносить понятия движения (человека\животного) и темп музыки | ||||
коррекционно-развивающие | Развивать | умение выполнять движения под музыку в разном темпе | |||
Тренировать | психо-эмоциональную саморегуляцию | ||||
воспитательные | Воспитывать | интерес к музыке. |
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
ФИ ученика | БУД | ||
1. Бородин Максим | 4.1. Выполняет задание | 4.1.2. от начала до конца | |
3.3. Выполняет инструкции педагога | 3.3.2. при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно) | ||
2. Лебедев Алексай | 3.3. Выполняет инструкции педагога | 3.3.2. при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно) | |
4.1. Выполняет задание | 4.1.1. в течение определенного периода времени | ||
3.2. Смотрит | 3.2.2. на выполняемое задание | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||
ФИ ученика | ПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||
1. Бородин Максим | Знает и соотносит с графическими символами термины быстрый и медленный темп музыки. Выполняет с физической помощью движения в соответствии с темпом музыки. | ||
2. Лебедев Алексей | Знает и соотносит с графическими символами термины быстрый и медленный темп музыки. Выполняет с физической помощью движения в соответствии с темпом музыки. Проявляет способности к саморегуляции (контроль эмоций) | ||
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | Движение/темп, быстро/ медленно. Заяц/улитка. | ||
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ | Дидактический материал | Графические символы (быстро\медленно). | |
Вспомогательное оборудование и инвентарь | ПК, проектор, музыкальные инструменты (бубенчики, маракасы, тарелки, трещотки). | ||
Дидактический материал | Фрагменты аудио и видео записей музыкальных произведений в разном темпе. |
ХОД УРОКА
СТРУКТУРА УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА | МЕТОДЫ РАБОТЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
учителя | ученика | |||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК | Позиционирование | Словесные: беседа | Учитель проверяет насколько удобно сидят ученики. Предлагает выпрямить спину, поднять голову. Привлекает внимание к взрослым, находящимся в классе. Предлагает поздороваться. Начинается урок. | Ученики принимают удобную позицию. Ученики здороваются жестом. Ученик звенит в колокольчик. |
МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК | Создание условий для вовлечения в учебную деятельность | Словесные: беседа | 1.Учитель предъявляет графические символы и рассказывает короткую история о зайце и улитке, которые очень любили гулять, но делали это по разному. Предлагает пойти с каждым из них на прогулку и вспомнить, в чем же разница. | Ученики слушают и показывают героев рассказа на изображении. |
Создание условий для вовлечения в учебную деятельность | Практические: пассивные упражнения | 2. Учитель предлагает выбрать героя и исполняет короткие песенки-упражнения в соответствующем ему (заяц\улитка) темпе, иллюстрируя движения тактильным воздействием | Ученики выбирают графический символ, слушают и воспринимают упражнение. | |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК | Применение полученных знаний при выполнении упражнений/решении задач | Практические: упражнения с поддержкой | 1.Учитель предлагает выбрать инструменты и вместе поиграть под музыку с изменяющимся темпом. (Раздел: быстро\медленно) | Ученики выбирают инструменты и играют быстро\медленно с физической помощью в соответствии с темпом музыки |
Побуждение к совершению определённых действий | Интеграция наглядного, практического и словесного методов | 2. Учитель предлагает посмотреть видеозапись танца, выбрать темп музыки и повторить движения, которые делают танцоры. (Раздел: быстро) | Ученики просматривают клип и по возможности повторяют движения танцоров. | |
Динамическая пауза | Наглядные: наблюдение | 3. Учитель включает видео запись и после прослушивания просит показать темп прослушанного фрагмента (Раздел: медленно) | Ученики прослушивают фрагмент и показывают темп на графическом символе. | |
Побуждение к совершению определённых действий | Интеграция наглядного, практического и словесного методов | 4. Учитель возвращается к рассказу про зайца и улитку и спрашивает, с кем на прогулку пойдут дети: под быструю музыку с зайчиком или медленную с улиткой? Предлагает взять с собой музыкальные инструменты. (Раздел: быстро) | Дети выбирают героя, указывая на графическом символе. Выбирают инструменты и играют под музыку. | |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК | Обобщение сведений, краткое повторение материала | Интеграция наглядного, практического и словесного методов | Урок заканчивается, учитель повторяет задания, выполненные на уроке: - погуляли с улиткой и зайчиком - поиграли вместе на музыкальных инструментах в разном темпе; - посмотрели быстрый танец и потанцевали; - послушали медленную музыку, - исполнили быстрый танец с оркестром. Учитель спрашивает, музыка в каком темпе ученикам больше нравится. | Ученики смотрят и слушают.
Отвечают на вопрос выбором графического символа или вокализациями. |
ИТОГОВЫЙ БЛОК | Оценивание учебной деятельности учащихся | Словесные: беседа | Учитель оценивает деятельность учеников, предлагает закончить урок и попрощаться. | Ученики слушают. Один из учеников звонит в колокольчик. Прощаются жестом руки. |
Приложение.
Библиография:
Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг / Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, М.Г. Попова. – М.:Тервинф, 2008.
Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. – М.; Теревинф, 2004.
Ф.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Санкт-Петербург, «Музыкальная палитра», 2012.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000.
Даг Гудкин. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / М.:Классика-ХХI, 2013.
Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию / Пер с нем., - СПб.: Питер, 2003.
Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребёнком: взгляд нейропсихолога. / М.: Теревинф, 2013.
Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей / Пер с англ., М. Тервинф, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Основы теории вероятности"
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия для студентов 2 курса обучения по теме «Основные понятия теории вероятности». Разработка составлена в соответствии с р...
Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме "Элементы теории вероятностей" (11 класс, ФГОС)
Представлены план-конспект урока, встроенный в технологическую карту, и презентация к уроку...
Методическая разработка урока ритмики с использованием ИКТ тема "Медленный вальс" в 5 классе.
Метадическая разработка урока ритмики с использованием ИКТ 5 класс.Тема: "медленный вальс"...
Методическая разработка урока по физике по теме "Основы теории относительности"
Цель урока: раскрыть содержание постулатов специальной теории относительности.Задачи:Образовательные: повторить принцип относительности Галилея и основные положения электродинамики Максвелла...
Методическая разработка учителя физической культуры. Спортивные игры. Баскетбол. "Нападение быстрым прорывом"
Баскетбол – спортивная команда с мячом, цель которой забросить мяч в корзину соперника. История игры уходит не так далеко в прошлое. Основатель игры (1891 г.) молодой преподаватель из Соединенны...
Методическая разработка урока «Быстрый прорыв в «тройках» с сопротивлением защитника»
Предложен материал урока по баскетболу для 9 класса. В конспекте показано примерное решение двух главных задач в игре в баскетбол: как перевести мяч на половину площадки противника и организовать непо...
Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"
В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....