Открытый урок по теме: "Музыка в театре, кино и на телевидении"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении"
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся представление о сценической роли музыки в спектакле, художественном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария
Развивающие:
- Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочуствованного и осознанного восприятия музыки;
- Развитие вокально-хоровых навыков
Задачи урока:
- Актуализировать знания учащихся по теме;
- Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятия "музыкальный фильм";
- Создать обучающимся условия, необходимые для представления в разнообразных видах музыкальной деятельности образов киномузыки (слушание музыки, хоровое пение, пластическое интонирование);
- Способствовать развитию мотивации на продуктивную музыкально-творческую деятельность;
- Развивать образно-ассоциативное мышление, музыкальную память и слух;
- Развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки, желание высказаться о музыке;
- Создать на уроке позитивную творческую атмосферу;
- Формировать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 62 КБ |
Презентация | 2.27 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок музыки в 5 классе
Учитель: Петрова Светлана Олеговна
Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.
Развивающие:
Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыки; развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитательные:
Отработать коммуникативные навыки; формирование интереса к предмету.
Задачи урока:
1.Актуализировать знания учащихся по теме.
2.Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятия «музыкальный фильм».
3.Создать обучающимся условия, необходимые для представления в разнообразных видах музыкальной деятельности образов киномузыки (слушание музыки, хоровое пение, пластическое интонирование)
4.Способствовать развитию мотивации на продуктивную музыкально-творческую деятельность.
5.Развивать образно-ассоциативное мышление, музыкальную память и слух.
6.Развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки, желание высказываться о музыке.
7.Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
8.Формировать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки.
9.Организовать работу в группах.
Планируемые результаты:
Личностные:
выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
Метапредметные:
Регулятивные:
владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Познавательные:
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование различных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством.
Коммуникативные:
Общение, взаимодействие с учителем и сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные:
Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
Технические средства: музыкальные колонки, компьютер, проектор, экран, фортепиано.
Экранно-звуковые пособия: презентация к уроку, интерактивная игра «Угадай мелодию», видефрагмент «Ледовое побоище» из к/ф «Александр Невский», фонограммы для слушания и исполнения музыки:
- Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Утро».
- «Три белых коня» из телефильма «Чародеи» (минусовка)
- «Песенка Снегурочки» из мультфильма «Ну, погоди!»
- «Песенка мамонтенка» из мультфильма «Мама для мамонтенка»
- «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»
- «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Кот Леопольд»
- «Новогодняя» из мультфильма «Маша и медведь»
- «Я - водяной» из мультфильма «Летучий корабль»
- «Частушки бабок-ежек» из «Летучий корабль»
- Песенка про Буратино из кинофильма «Приключения Буратино»
- «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот»
- «Чунга-чанга» из мультфильма «Катерок»
- «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника»
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Целеполагание. Постановка учебной задачи.
4.Открытие нового знания.
5.Физминутка.
6.Закрепление знаний и умений по изучаемому материалу. Вокальная работа.
7.Рефлексия. Подведение итогов урока
Ход урока:
- Организационный момент.
Открывается презентация
Слайд 1
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы заранее получили пригласительные билеты, заняли места на тех рядах и партах, которые указаны в билетах. Покажите пожалуйста, все с билетами? Спасибо! Для того, чтобы у нас получился интересный, добрый урок, чтобы у всех было хорошее настроение, нам нужно настроится на дружелюбный лад. Давайте начнем урок с веселой «Песенки друзей». Я думаю, вы все знаете эту песню.
Слайд 2
Исполнение песни
- Актуализация знаний.
Слайд 3 (книги)
У: (Показываю книжки с литературными произведениями на слайде)
У: Скажите, ребята, вы знакомы с этими литературными произведениями? Кто читал их? А где еще вы могли встретиться с этими произведениями?
Д: Видели оперу, балет, кино, мультики.
У: Современные кино и мультфильмы для детей – это экранизации всемирно известных литературных произведений, увлекательные приключения, волшебство и, конечно же, настоящая дружба и любовь.
И спектакль, и фильм, и мульфильм или анимационный фильм создаются на основе литературного сценария, который напоминает либретто к опере или балету.
Слайд 4 (Сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму. Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий).
У: А с песенкой, которой мы начали урок, встречались раньше, где?
Д: В мультфильме «Бременские музыканты»
Создание любого спектакля в драматическом театре, художественного, документального, мультипликационного фильма, а также многочисленных передач по телевидению не может обойтись без музыки.
3. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
У: Ребята, давайте попробуем определить тему урока.
Слайд 5 (Музыка в театре, кино, на телевидении)
У: Какую цель можно поставить?
Слайд 6 ( слова-подсказки)
Д: Узнать, какую роль играет музыка в этих видах искусства. (какое значение имеет)
- Открытие новых знаний.
У: Ребята, в начальной школе вы уже знакомились с музыкальными произведениями, которые были сочинены для какого-либо спектакля или фильма. Одно из произведений мы с вами сегодня вспомним.
Выступление ученицы (Мерещук Ульяна)
Слайд 7
Сюита «Пер Гюнт» была написана Э. Григом к одноименному драматическому спектаклю Г. Ибсена. В драме говорится о деревенском юноше, который отправился на поиски счастья, оставив родной дом, любимую девушку. Пер странствовал 40 лет. В пути он встречал много интересного, необычного, разбогател. Вернувшись на родину, встретив в своей избушке девушку, которая постарела, ослепла от слез, ожидая его 40 лет, Пер Гюнт понимает, что настоящее богатство, истинное счастье человека дома, на родине, с родными и близкими людьми.
У: Давайте вспомним один фрагмент из сюиты. Прослушаем его, а вспомнить название вам поможет сама музыка. В момент кульминации нужно поднять вверх руки.
Слушание «Утро» Грига
У: Подробнее о прослушанном произведение расскажет Василина.
Выступление ученицы. (Дерябина Василина)
У: Молодцы, все вспомнили музыку Грига, а называется она «Утро».
Слайд 8
У: Музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи; подчеркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т. п.
У: Большое значение в кино особенно для выражения эмоционального начала, приобретает музыкальный тембр. Режиссеры, композиторы, звукорежиссеры и звукооператоры шли на самые разные хитрости, чтобы достичь желаемого художественного результата в области драматургии тембра (окраски звука). К деформации тембров, нарушению звукового баланса прибегли С. Прокофьев и С. Эйзенштейн при музыкальном озвучивании сцены «Ледового побоища» из кинофильма «Александр Невский». С помощью микрофона, приближенного к медной группе оркестра, достигалось зловещее звучание ревущих труб. Давайте посмотрим фрагмент из фильма.
Слайд 9, 10(Ледовое побоище)
Просмотр «Ледового побоища».
Обсуждение (Как музыка усиливает воздействие на зрителя? Становится очень страшно, музыка звучит грубо, напряженно)
Слайд 11
Ребята, выберите слова, характеризующие музыку ледового побоища из словаря эмоциональных терминов на слайде.
У: Ребята, а как вы думаете, кино всегда было со звуком? Звук появился в кино в начале 30-х годов XX века. До этого кино было «немым». Актеры, снимавшиеся в фильмах тех лег, не произносили слов: для передачи мыслей, чувств, желаний они использовали яркие выразительные жесты. Попробуйте, подражая актерам той эпохи, создать немой фильм по басне А. И. Крылова: «Стрекоза и муравей».
Слайд 12
Инсценирование басни
У: Молодцы, справились с заданием.
Слайд 13
Тогда же, на заре кинематографии, немые фильмы сопровождались музыкой, которую исполняли таперы — музыканты-аккомпаниаторы. Именно музыка помогала ярче, глубже переживать содержание фильма.
Слайд 14
Содержательным языком фильма может стать и танец, как это произошло с танцем в исполнении Одри Хепберн в фильме «Моя прекрасная леди». После исполнения роли Элизы Дулитл Хепберн назвали одной из создательниц реалистического мюзикла. Ребята, с мюзиклом вы познакомитесь в следующей четверти. А сейчас я предлагаю вам сделать небольшую разминку! Попробуем, вставайте!
Слайд 15
Физминутка
5 Закрепление знаний и умений по изучаемому материалу. Вокальная работа.
У: Ребята, в каких передачах на телевидении вы встречаетесь с музыкой?
Д: Это концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Один в один», «Точь в точь», «Минута славы», «Голос», «Голос дети».
У: А про «Угадай мелодию» забыли?
Слайд 16
Я предлагаю поиграть в эту игру. Тема: Песни из мультфильмов. Нужно назвать либо героев, исполняющих песню, либо мультфильм или кинофильм, где звучит песня.
Слайд 17
Проводится игра «Угадай мелодию»
У: Что мы еще не делали сегодня на уроке? Не пели!
В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей. Спросите дома своих родителей, они могут спеть много песен, впервые прозвучавших в кинофильмах или мультфильмах. Я предлагаю спеть песню из советского телефильма «Чародеи» «Три белых коня». Подготовимся, прочитаем текст, вспомним мелодию. Пора выступать!
Слайд 18
Исполнение песен.
7. Рефлексия. Подведение итогов урока
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке, что слушали, что исполняли?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении.
Слайд 19
Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.
Слайд 20
У: А наш урок подходит к концу. И я предлагаю Вам высказать свое мнение об уроке, своем участии в нем. Выберите то предложение, которое вам хочется закончить, мы всех выслушаем.
Самооценка. Ребята, видите на билете нотный стан, или нотоносец? Нарисуйте, пожалуйста, любую нотку на нотоносце. Учитывайте, чем лучше вы оцениваете наш урок, свою работу, тем выше должна быть нарисована нота. Покажите, где вы нарисовали ноты? На 5 линейке! Отлично! Мне тоже очень понравился сегодняшний урок! Вы все были молодцами. Справились со всеми заданиями, так красиво пели, узнали много нового, я думаю! Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами! (Слайд 21) Урок окончен, всем большое спасибо! Билетики оставьте на память о сегодняшнем уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!" -
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах* у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило". -
"А, так ты..." - "Я без души
Лето целое все пела". -
"Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!"
Рефлексия «Закончи предложение».
Способ организации рефлексии в конце занятия. Учитель указывает, что урок (мероприятие, игра) подошёл к концу и предлагает учащимся высказаться, закончив предложение:
Я хочу сказать ... Мне больше всего удалось ...;
За что ты можешь себя похвалить? ;
За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что ... ;
Что, на ваш, взгляд удалось? Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Мои достижения на уроке ... ;
Сегодня на уроке я: научился ... ; было интересно ... ; было трудно …
Чему вы научились на занятии? Какие задания вам понравились больше всего? Мне показалось важным ... ; я понял что ... .
Урок: заставил задуматься ... ; навел меня на размышления ... .
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?
Своей работой на уроке я: доволен; не совсем доволен; я не доволен, потому что ... ;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сценарий — литературный текст к спектаклю, кинофильму. Режиссер-сценарист — тот, кто пишет сценарий.
Музыка в театре , кино , на телевидении
ВЫЯСНИМ УЗНАЕМ ПОВТОРИМ ИЗУЧИМ ПРОВЕРИМ
Музыка в театре , кино , на телевидении может выполнять разные функции : иллюстрировать действие ; играть одну из главных ролей , раскрывая содержание спектакля , кинофильма , передачи ; подчеркивать эмоциональное состояние , настроение героев и т.д .
« Александр Невский » сцена «Л едового побоища »
ВОИНСТВЕННО И ГРИВО Л АСКОВО С ТРЕМИТЕЛЬНО Р ЕЗКО С ПОКОЙНО А ГРЕССИВНО М ЯГКО М РАЧНО П УГАЮЩЕ НЕЖНО ЗАДУМЧИВО
Тапер — в начале xx века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы
Музыка служит музыкальной характеристикой героев; создает атмосферу действия; показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам; делает популярными произведения композиторов; показывает мастерство певцов и музыкантов.
Я хочу сказать ... Мне больше всего удалось ...; За что ты можешь себя похвалить? ; За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что ... ; Что, на ваш, взгляд удалось? Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Мои достижения на уроке ... ; Сегодня на уроке я: научился ... ; было интересно ... ; было трудно … Чему вы научились на занятии? Какие задания вам понравились больше всего? Мне показалось важным ... ; я понял что ... . Урок: заставил задуматься ... ; навел меня на размышления ... . Что нового вы узнали на уроке? Что вы считаете нужным запомнить? Над чем ещё надо поработать? Своей работой на уроке я: доволен; не совсем доволен; я не доволен, потому что ... ;
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме «Музыка в нашей жизни…» в 9 «Б» классе
Этот урок первый из цикла "Музыка в нашей жизни", показывает приминение компьютерных технологий, проектной деятельности, игровых технологий и дифференцированного подхода....
Открытый урок по теме"Музыка в Германии"
Данный урок я готовила для проведения декады по немецкому языку....
Открытый урок на тему "Музыка в нашей жизни"
Основной задачей каждого учителя является формирование учебной мотивации на уроке. Для формирования мотивации необходимо использование различных методических приемов. Предлагаю побробный план урока по...
Открытый урок по теме "Музыка и мы"
Цель: 1. Овладеть навыками анализа музыкальных произведений в классической и современной музыке.2. Активизировать у учащихся творческие способности при подготовке и проведении урока.3. Усилить и...
конспект открытого урока по теме музыка в 9 классе
Конспект открытого урока по теме музыка в 9 классе с приложениями и самоанализом по учебнику В.П.Кузовлева...
Открытый урок по теме: "Музыка моего народа"
Открытый урок - проект по музыке 5 класс по теме: "Музыка моего народа". На данном уроке учащиеся знакомились с музыкальными произведениями чувашского народа....
открытый урок по теме"Музыка в театре, кино, на телевидении"
Цель этого урока-показать важное значение музыки в синтетических видах искусства-театре, кино, на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма-сценария......