открытый урок по теме"Музыка в театре, кино, на телевидении"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Цель этого урока-показать важное значение музыки в синтетических видах искусства-театре, кино, на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма-сценария...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок "Музыка в театре, кино, на телевидении" | 28.32 КБ |
презентация к уроку | 2.79 МБ |
Правила поведения в театре | 1.64 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
Тема и номер урока в теме Музыка в театре, кино и на телевидении. | ||
Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка 5 класс. |
- Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
- Задачи:
- направленные на достижения личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
- направленные на достижения метапредметных результатов:
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
- направленные на достижения предметных результатов:
- знание жанров музыки (опера, балет);
- осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
- Тип урока: открытие новых знаний.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор.
Музыкальные произведения:
Литературные произведения:
- А. Толстой «Золотой ключик»
Видеофрагменты:
- Балет «Лебединое озерЩелкунчик» П. Чайковский.
- Кинофильм «Приключения Буратино»
Структура и ход урока:
- Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.Музыкальное приветствие
2.Этап актуализации знаний. 3 мин.
У: Ребята! Отгадайте загадки.
Слайд 1
Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
Слайд 2
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
Слайд 3
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
Слайд 4
Слайд 5
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
Слайд 6
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
- Тема урока
У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?
Д: О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении. (Слайд )
А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?
Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства.
Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов. Сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Мы знаем с вами, что многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Д: Либретто.
Посмотрите, пожалуйста, на слайды и назовите произведение и композитора, который их написал. (Слайд 9,10,11,12)
Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.
Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.
Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.
Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
Опера «Иван Сусанин» -М. И. Глинка
Опера «Орфей и Эвридика»-К. Глюк
Опера «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римский-Корсаков
У: Молодцы, справились с заданием.
4.А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.
Видеофрагмент из балета «Щелкунчик».
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране? (танцуют, балет)
А есть предположение, фрагмент какого произведения мы смотрели? (Щелкунчик)Мы видим только танцующих людей и слышим музыку…Можете описать сцену? (…) Как звучала музыка - характер? Что нам музыка рассказала о героях этого произведения.
Д: Музыка …….
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
У:Ребята, а кто из вас посещал музыкальный театр, видел оперу, балет? А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.
(Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре, каждая группа по одному правилу, смотрим презентацию)
Музыкальная физминутка: «Весёлая зарядка»
У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы. ( муз. викторина-отгадываем по рядам )
Работа с учебником стр. 66
Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?
(А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.
У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ – СЕДОЙ. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
(Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.)
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: И мы с вами уже выучили такие песни, которые звучали в к/ф и м/ф .И сейчас мы их споём. Даже распевка наша из к/ф , где звучит много музыки и песен «Звуки музыки» (вокально-хоровая работа)
Звенит звонок.
У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.
( Просмотр фрагмента из кинофильма «Золушка»)
У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?
Д: Золушка поёт на балу
У: О чем она поет в этой песне? Золушка-какая?
Д: Добрая, веселая,
У: Музыка помогает нам понять человека, рассказать о нём…
У: Каков характер музыки?
Д: Музыка тоже добрая ит.д.
У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
( можно фрагмент мультфильма- Лети, лепесток)
7. Обобщение и систематизация знаний. 3 мин.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Работа с учебником стр. 65
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
- служит музыкальной характеристикой героев,
- создает атмосферу действия,
- показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
- создает национальный колорит,
- делает популярными произведения композиторов,
- показывает мастерство певцов и музыкантов.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
9. Домашнее задание. вспомни и спой полюбившиеся песни из к/ф, телепередач.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Он работает играя. (Есть профессия такая!) Он на сцене с давних пор. Та профессия – (актер)
Он спектаклем заправляет, Наизусть все сцены знает. Учит он как роль играть, Как профессию назвать? (режиссер)
« Меню» в театре составляют На весь сезон из разных пьес. И только то, в него включают, Что вызывает интерес? (репертуар)
Кто из вас, друзья мои, Гостью угадает? Крыльев нет, но смотришь… и, Кажется, летает. Много раз она была Героиней сказки. Часто смотрит в зеркала, Но не строит глазки. То на ней одно трико, То наряд старинный. Ребята, отгадайте кто-
Это - балерина
Со звонком он в зал придет, Место нужное займет. Посмотрев спектакль хороший Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
Есть у каждого в квартире Он расскажет: что же в мире Происходит каждый день. Говорить ему не лень. Папа смотрит там футбол И кричит все время – «Гол!», Мама любит сериалы, Что идут на всех каналах, Ну, а я, - «Спокойной ночи» И мультфильмы очень, очень!
телевизор
Музыка в театре, кино и на телевидении.
Вид на село Домнино
Садко играл на гуслях, пел голосом дивным. И однажды сам Царь морской заслушался и в гости к себе его пригласил
Тема любви звучит, как бы из последних сил, изнемогая, погибая.
. Восход солнца. Яркий луч падает на героиню. Она тает в солнечных лучах.
Сценарий- литературный текст к спектаклю, кинофильму .
«ЗВУКИ МУЗЫКИ» Роберт Роджерс
ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА»
Музыка играет совершенно разные роли: служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит, делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер. Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.
Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.
Пробираясь к своему месту, надо проходить вдоль ряда кресел лицом к уже сидящим зрителям, предварительно сказав: «Разрешите пройти». Проходить к ним спиной некультурно.
Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.
Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
В высшей степени невежливо во время спектакля обращаться с вопросами к соседям, комментировать происходящее на сцене, разговаривать, шелестеть программкой, шуршать обертками, есть.
В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.
Главное правило, неукоснительно соблюдаемое воспитанным человеком в театре, — поддержание глубокой тишины. Мобильные телефоны нужно обязательно выключить до начала представления.
Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль. Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой.
Хорошие спектакли, концерты классической музыки долго хранятся в памяти. Пусть же впечатление от них не будет испорчено незнанием элементарных правил поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме «Музыка в нашей жизни…» в 9 «Б» классе
Этот урок первый из цикла "Музыка в нашей жизни", показывает приминение компьютерных технологий, проектной деятельности, игровых технологий и дифференцированного подхода....
Открытый урок по теме"Музыка в Германии"
Данный урок я готовила для проведения декады по немецкому языку....
5 класс. Музыка в театре, кино, на телевидении
Презентация к уроку музыки в 5 классе. Тема "Музыка в театре, кино, на телевидении. Для урока частично использовался конспект учителя музыки Бобякиной Оксаны Анатольевны.Музыкальный материал: Пес...
Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"
Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...
"Музыка в театре, кино, на телевидении"
Конспект урока по музыке для 5 класса...
Открытый урок по теме: "Музыка в театре, кино и на телевидении"
Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении"Тип урока: ознакомление с новым материаломЦели урока: Образовательные:- Сформировать у учащихся представление о сценической роли музыки в спекта...