Кинестетическая эмпатия, как фактор межличностного взаимодействия в учебном процессе
материал по музыке

Москалева Наталия Николаевна

Педагогический процесс – это сложное многосоставное явление, включающее разные способы коммуникативного взаимодействия с учениками: не только знакомство и установление контакта, но и активная совместная деятельность, установление границ и формирование доверительных взаимоотношений. Не менее важны – мотивационная составляющая и векторный ориентир при выполнении ребёнком необходимых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kinesteticheskaya_empatiya.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кинестетическая эмпатия как фактор

межличностного взаимодействия в учебном процессе

В педагогической практике психологическая составляющая общения является совершенно незаменимым навыком. Коммуникативная доминанта определяется не только как связь между людьми для установления взаимопонимания и обмена информацией. Есть в этой области и прочие элементы взаимодействия.

Современное музыкальное образование претерпевает значительные изменения – это факт. Возникновение дистанционной формы занятий не стало полной неожиданностью, но в должной степени ни ученики, ни педагоги не были к ней готовы. Не вызывает сомнения тот факт, что в связи с недавней пандемией в методике каждого педагога произошли необратимые процессы.

Педагогу, работающему в сфере культуры, необходимо выстраивать отношения с учениками, прежде всего, а так же и с коллегами. Но они не ограничиваются вербальным общением.

В последнее время не утихают споры о вреде и пользе дистанционных занятий. Не будем подробно останавливаться на положительных или отрицательных моментах, информации на эту тему довольно много. Обратимся к относительно новому понятию, ставшему особенно актуальным с недавних пор – кинестетическая эмпатия. Термин означает довольно широкое понятие, требующее подробного объяснения.

        Педагогический процесс – это сложное многосоставное явление, включающее разные способы коммуникативного взаимодействия с учениками: не только знакомство и установление контакта, но и активная совместная деятельность, установление границ и формирование доверительных взаимоотношений. Не менее важны – мотивационная составляющая и векторный ориентир при выполнении ребёнком необходимых заданий.

Конечная цель педагогической работы не сводится к передаче информации и мотивационным манипуляциям обучающихся, поскольку социально-психологическое составляющее педагогики немыслимо без эмпатических условий.  

        Не секрет, что очные занятия педагога и ученика предполагают возникновение невербального контакта: возникает определённое мышечное напряжение, визуальный контакт, дыхательный паттерн и отзеркаливание телодвижений. Это – очень важная часть занятия, позволяющая обратить внимание на постановку рук, на правильную посадку и даже на настроение участников образовательного процесса. Преподаватель делится с подопечным не только словесно (своими мыслями и впечатлениями), процесс общения на очных занятиях – гораздо более глубокий. Происходит эмоциональный контакт, который практически сведён к нулю при дистанционном обучении. При обучении игре на любом инструменте должны возникать синхронность действий взрослого и ребёнка, социальная интеракция и ритмическая коммуникация.

Важен сам факт нахождения в кинестетической эмпатии педагога и ученика не только в силу своей информативной функции, но в силу формирования способности развития раппорта. При возникновении кинестетической эмпатии важно принимать и отзеркаливать аналогичное положение, мышечное напряжение и движения. Но оставаться в эмпатии можно только на непродолжительное время, избегая интенсивных эмоциональных переживаний, этому способствует временная ограниченность урока. Трудность заключается в возможном проецировании своих впечатлений, ценностей и суждений на другого человека вместо признания того факта, что материал, который возникает, может быть вашим собственным.

Кинестетическая эмпатия особенно важна для установления контакта с крайне регрессивными, эмоционально закрытыми учениками.

Не стоит пренебрегать необходимостью соблюдения пространственной и эмоциональной дистанции. В некоторых моментах процесса обучения достаточно вербального контакта.

Каждый педагог формируют свой собственный стиль общения с учениками и коллегами, определяет степень личностного дистанцирования и выставляет набор маркеров наподобие социальных рамок. Каждый преподаватель чётко понимает, как достигнуть согласия, как правильно распределить позиции, как добиться паритетности в отношениях, как выразить или получить эмоциональное одобрение, как стабилизировать обстановку после нестандартных ситуаций. Выполнение педагогических задач будет успешным только в случае правильно сформированной коммуникативной компетенции.

Эмпатия – это, прежде всего, умение поставить себя на место ребёнка. Базовая компетентность педагога невозможна без высокого уровня эмпатии к  учащимся.

Компетентностный подход предполагает закрепление роли педагога в образовательном процессе как организатора развивающей среды, помогающей учащимися в достижении результатов и обеспечивающей индивидуальный подход. Эмпатия способствует всестороннему и адекватному восприятию и отражению образа собеседника, созданию максимально доверительных и безопасных отношений. На основе внешнего облика, поведения, мимики и жестов ученика эмпатия позволяет сделать вывод о характерных чертах его личности, предвидения тех или иных поступков ребёнка и возможности качественно на них отреагировать.

В процессе взаимодействия возникают барьеры, препятствующие пониманию и мешающие педагогам активно использовать эмпатию в педагогическом процессе. Одна из причин: проявления эмпатии сдерживаются тем, что учитель – сложившаяся личность, со своими индивидуальными особенностями, не всегда способствующими пониманию других. К. Роджерс, один из создателей гуманистической психологии, автор «я–концепции», писал: «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям. Путь, представленный нами, – это вызов. Он предполагает изменение мышления педагога, способа бытия, отношений с учениками. Он предполагает непростое принятие на себя обязательств демократического идеала. Все это, в конечном счёте, сводится к вопросу, который мы должны задать индивидуально и все вместе: осмелимся ли мы»?

Влияние на способности к эмпатии усугубляются степенью решённости собственных психологических проблем. Педагогическая эмоциональная гибкость обычно присущи учителям, стаж работы которых не превышает пяти лет, а после 20 лет работы в школе наступает период стагнации, когда снижается уровень рефлексивных процессов.

Для воспитания эмпатийной культуры необходима методическая работа с педагогами в форме специально разработанных психологических тренингов, целью которых является развитие способности выражать искреннюю заинтересованность в собеседнике.

Библиография:

1. Бакулина И. Проблема коммуникативных умений учителя //Педагогические технологии.-2008.-№2.-с.19

2. Костромин С. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности //Психологическая наука и образование.-2007.-№3.-с.77

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.-М.: Изд-во МГУ, 1989

5. Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога: Монография.-Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования

В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...

Формирования метапредметных компетенций у обучающихся в условиях осуществления межпредметного взаимодействия в учебном процессе

Работа посвящена анализу возможностей взаимодействия физики и математики в образовательном процессе....

Взаимодействие субъектов учебного процесса.

Статья рассказывает о взаимодействии субъектов образовательного процесса. Взаимодействие - есть процесс встречной активности....

Оптимизации речевого взаимодействия участников учебного процесса по иностранному языку

Речевой навык представляет собой очень сложное явление, особенности которого обязательно нужно учитывать при его формировании. Всем нам знакомы ученики, не участвующие на уроках, предпочитающие отмалч...

Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке как ресурс мотивации к учебной деятельности

Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке как ресурс мотивации к учебной деятельности...

Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке как ресурс мотивации к учебной деятельности. Презентация

Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке как ресурс мотивации к учебной деятельностиПрезентация...