Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования
статья (9 класс) по теме
В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В.Ш. БАЙКУНОВ
ГУ «Алтынсаринская основная школа отдела образования акимата Костанайского района» 111110 87145564627 Е-mall: altynsarino-os@rambler.kz.
Хорошо известны основные нравственно этические, профессиональные заповеди медиков, соотносимые с предостережением великого мыслителя и врачевателя Востока Авиценны: «Не навреди». Они выражены в клятве Гиппократа, которую дают выпускники медицинских вузов.
Существуют ли в педагогике профессиональные заповеди, которые определяют характер и эффективность педагогического воздействия? По глубокому убеждению многих известных педагогов, психологов в качестве таковых можно назвать: «пойми ученика» и «помоги научиться в соответствии с его возможностями».
Наиболее полно это реализовать позволяет технологизация учебного процесса. Реформа системы среднего образования, строительство национальной модели специального школьного образования, разработка образовательных стандартов предполагает запуск механизмов, гарантирующих ученику в любом типе школы, в любых жизненных условиях. Таким механизмом является технологизация учебного процесса.
Монахов В.М., один из авторов проекта технологизации писал: «Развитие традиционной педагогики и методики, исчерпав себя, не может уже обеспечить функционирование единого образовательного пространства. Уже сегодня можно прогнозировать начало технологического века, который свое шествие начнет с технологизации и параметризации основных объектов и категорий традиционной педагогики, задействованных в новом направлении проектирования образовательных систем и учебных процессов».
Таким образом, цель НПТ: проектирование школы нового вида, функционирующее в условиях базисного плана и образовательного стандарта.
Задачи:
- формирование нового методического инструментария учителя;
- вовлечение учителя в процесс изучения и обобщения практического опыта школ, работающих по данной технологии;
- определение нового, дидактически переработанного, содержания обучения;
- появление учителя нового типа, вносящего новый профессиональный вклад в определение индивидуальной траектории развития, обучения и воспитания учащихся.
Какова суть применения метода проектов по теме «Подготовка учащихся 9 класса к процедуре ВОУД»
- Деятельность учителя в технологии состоит из этапа проектирования и этапа реализации проекта.
- Проектирование состоит из проектирования системы микроцелей на весь учебный год, проектирования технологической карты, конструирования информационных карт урока и консультаций
- Педагогическая технология как таковая и метод проектов в частности ликвидирует основную зону кризиса в школьном образовании — зону целеполагания.
- Технологическая карта представляет главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения и развития ученика: целеполагание, диагностика, дозирование домашнего задания, логическая структура учебного процесса, коррекция.
Таким образом, в технологии проектирования закономерности учебного процесса его целостность описана 5 параметрами: целеполаганием, диагностикой, дозированием домашнего задания, логической структурой темы, коррекцией. Все компоненты технологической карты взаимосвязаны и подчинены целеполаганию.
Целеполагание.
Основная и она же конечная цель проекта – подготовка учащихся 9 класса к ВОУД и получение оценки (средней по классу – 64%)
Индивидуальный подход возможен на уроке практически к каждому ученику на основе дифференциации личностных показателей, выделяемых в зависимости от характера познавательной деятельности.
Диагностика.
Технологический подход предусматривает объективность, однозначность, определенность оценки результатов познавательной деятельности учащихся. Поскольку каждая диагностика определяет уровни достижения микроцели( в условиях подготовки к ВОУД - это результаты пробных тестирований как по математике, так и по другим предметам), успешность продвижения в зоне ближайшего развития, можно проследить индивидуальную траекторию обучения ученика и построить в соответствии с этим индивидуальную коррекционную работу (что и делается мною в настоящее время). Такая форма ведения учета знаний является удобной, деятельностной, что принципиально отличает ее от традиционного подхода к оценке знаний учащихся.
Дозирование домашних заданий.
Домашнее задание должно обеспечить гарантированную подготовку к диагностике. Для этого необходимо разработать систему упражнений, соподчиненную вопросам и уровням диагностики (В том числе подготовка учащихся при работе с группами тестов дома)
Коррекция.
Коррекция замыкает проектировочный цикл. Этот блок ориентирован на учащихся, которые не освоили учебный материал в объеме конкретной микроцели. В любом учебном курсе есть типичные ошибки и затруднения, но могут встречаться и индивидуальные трудности. Блок коррекции определяется исключительно мною, поскольку только я как учитель математики хорошо знаю особенности и возможности каждого ученика класса.
Отход от тематического планирования, видение проекта будущего образовательного процесса в виде системы микроцелей, построение четкой и рациональной системы требований к знаниям и умениям ученика обеспечат личностно-ориентированную систему обучения.
Монахов В.М. представляет проектирование в виде нескольких стадий (процедур):
- осмысление учителем программного содержания и перевод требований программы на язык микроцелей ;
- отражение содержания программы в содержании диагностик, т. е. описание этого содержания в виде деятельности ученика ;
- определение объема и содержания домашних заданий для учащихся;
- проектирование логической структуры темы;
- проектирование технологической карты.
Главное в проектировании и достаточно сложное действие — это постановка цели.
Следует пользоваться таксономией Блума. 6 уровней мышления: 1) знать, узнавать; 2) понимать; 3) применение; 4) анализ; 5) синтез; 6) оценка.
Хочу напомнить, что в ходе экспериментальной деятельности по технологизации процесса обучения в масштабе организации образования выделяют 4 этапа проектирования:
- предварительный (анализ ситуации, изучение технологии);
- этап освоения (разработка отдельных компонентов системы, апробирование, мониторинг результатов составления проекта);
- внедрение (коррекция и издание проекта, обеспечение его доступности всем участникам учебно-воспитательного процесса, мониторинг результатов);
- развитие (адаптация проекта к конкретным условиям и с учетом авторского понимания ряда положений технологии, корректировка проекта, обобщение и распространение).
В настоящее время, на 20 февраля 2012 года закончен предварительный этап, начат этап освоения и внедрения (только в рамках учебной программы по математике 9 класса и только при подготовке к ВОУД
Литература
1. Монахов В.М.. Технологизация образования – требование времени. Ж-л «Школьные технологии»,№1,2007.-с.22-32.
2. Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Категориально – понятийный аппарат, характеризующий управление качеством образования. Золотой диск «Управление современной школой, центр «Педагогический поиск», диск№1.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.М.: Народное образование, 1998.- 256с.
4. Монахов В.М., Смыковская Т.К., Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя, «Школьные технологии» №4, 2001, стр. 48-65
5. Кабдолова К.Л., Аульбекова Г.Д. Технологии обучения в учебном процессе.-Алматы. Издательство «Рауан» 2010 г.
- Ковжасарова М.Р., Нурахметов Н.Н., Аульбекова Г.Д. Технологизация учебного процесса: казахстанский опыт. – Алматы: Издательство «Зият-Пресс», 2005.– 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности
Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...
Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях как фактор повышения качества образования
Роль организации самостоятельной работы...
Педагогический проект «Индивидуализация учебного процесса как механизм повышения качества образования»
Индивидуализация учебного процесса является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.Информатика, как учебный предмет, в рамках нового ФГОС, предоставляет особенно ...
Статья "Визуализация учебного процесса как необходимый фактор повышения качества образования"
В начале учебного года школьным психолого-координационным центром проводилось тестирование, по результатам которого определялось отношение учащихся к учебным предметам. К моему сожалению и удивл...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.
Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...
Индивидуально-дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования.
В статье описан дефферинцированный подход к обучению, как один из факторов повышения качества образования....
Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми.
Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми....